г. Краснодар |
|
07 марта 2019 г. |
Дело N А53-27579/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Даймонд" (ИНН 6102058120, ОГРН 1136181000823) - Луневой О.С. (доверенность от 10.01.2019), от ответчика - федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (ИНН 6164302805, ОГРН 1116164001546) - Моргуновой А.Н. (доверенность от 26.01.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Даймонд" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.08.2018 (судья Овчаренко Н.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 (судьи Илюшин Р.Р., Мисник Н.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А53-27579/2017, установил следующее.
ООО "Даймонд" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" (далее - учреждение) о взыскании 3 542 791 рубля 60 копеек задолженности за услуги по перевозке военнослужащих и 40 тыс. рублей расходов на оплату услуг представителя.
Решением от 28.08.2018 с ответчика в пользу истца взыскано 1 493 638 рублей задолженности и 17 164 рубля 98 копеек расходов на оплату услуг представителя, в остальной части в иске отказано. С общества в пользу учреждения взыскано 52 699 рублей 90 копеек расходов на проведение экспертизы. Судебный акт мотивирован тем, что оказание истцом спорных услуг подтверждено материалами дела. Суд уменьшил размер задолженности на основании выводов судебной экспертизы. В рассматриваемой ситуации, проведенная судебной экспертиза обладает приоритетов над заключением Торгово-промышленной палаты Ростовской области от 25.02.2016 N 04801/2016/1, которая проведена в досудебном порядке.
Постановлением апелляционного суда от 28.08.2018 решение от 28.08.2018 изменено, с ответчика в пользу истца взыскано 1 493 638 рублей задолженности и 16 864 рубля 98 копеек расходов на оплату услуг представителя, распределены судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям. С общества в пользу учреждения взыскано 72 300 рублей расходов на проведение экспертизы. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель ссылается на то, что суды сделали неправильные выводы в части невозможности применения представленного истцом расчета задолженности за осуществленные перевозки. Заказы-наряды являются договором, заключенным сторонами, устанавливающим порядок расчетов за перевозку и объемы оказанных услуг. Между сторонами достигнуто фактическое соглашение о порядке определения цены договора исходя из справки Торгово-промышленной палаты Ростовской области от 25.02.2016 N 04801/2016/1. Суды необоснованно отклонили заключение Торгово-промышленной палаты Ростовской области. Нормативный документ, регулирующий спорные правоотношения, не предусматривает применение тарифов, действующих для транспорта общего пользования, при расчетах с привлекаемыми транспортными организациями для перевозки граждан, призванных на воинскую службу. В данном случае нельзя применять по аналогии региональные тарифы к спорным правоотношениям (заказные перевозки). Заключение судебной экспертизы является необоснованным. Сам ответчик рекомендовал обществу при выставлении счетов за оказанные услуги по перевозке военнослужащих учитывать тарифы, установленные ценовой справкой Торгово-промышленной палаты Ростовской области, так как они утверждены Управлением финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
В отзыве учреждение отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, с 11.02.2015 по 23.11.2015, с 17.03.2016 по 13.08.2016, с 30.07.2016 по 20.11.2016 и с 23.11.2016 по 12.01.2017 истец осуществлял перевозки военнослужащих по воинским перевозочным документам на основании заказ-нарядов, заявок и требований, подписанных и заверенных от имени войсковых частей. Перевозка военнослужащих также подтверждается путевыми листами и именными списками перевезенных военнослужащих, заверенными командирами войсковых частей.
Стоимость услуг определена истцом исходя из экспертного заключения о среднерыночных тарифах перевозки пассажиров Торгово-промышленной палаты Ростовской области от 25.02.2016 N 04801/2016/1, а именно: автобусы вместимостью от 8 до 20 человек - 4 рубля 32 копейки - 4 рубля 36 копеек за 1 пасс/км; автобусы вместимостью свыше 20 человек 4 рубля 35 копеек - 4 рубля 40 копеек за 1 пасс/км.
Истец направил Северо-Кавказскому управлению военных сообщений счета на оплату перевозок от 05.12.2016 N 05/12-16, 05/12-16-1, 05/12-16-2, 05/12-16-3 на общую сумму 3 542 791 рубль 60 копеек.
Обществу 09.12.2016 поступил ответ от Северо-Кавказского управления военных сообщений о том, что представленные истцом счета возвращены без исполнения по причине неправильного оформления.
Учитывая указания Северо-Кавказского управления военных сообщений, истец повторно направил счета на оплату в соответствии с образцом, указанным в письме Северо-Кавказского управления военных сообщений от 09.12.2016 N 1981/5.
Северо-Кавказское управление военных сообщений в письме от 23.12.2016 N 2053/5 повторно возвратило документы без исполнения по причине оформления транспортных документов с нарушением положений законодательства.
Сопроводительным письмом от 01.02.2017 N 1/02-2017 истец направил недостающий пакет документов и изложил свою позицию относительно замечаний.
С письмом от 10.02.2017 N 10/02-2017 в ответ на устное обращение ответчика общество направило исправленные счета с приложением всех необходимых транспортных документов, подтверждающих факт оказания услуг в полном объеме (реестров перевозок к счетам, заказы-наряды, оригиналы воинских проездных документов, именных списков).
В письме от 20.02.2017 N 230/5 Северо-Кавказское управление военных сообщений сообщило об оставлении направленных истцом счетов без акцепта и последующей оплаты.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск в части, суды руководствовались положениями статей 309, 310, 432 - 434, 784, 785, 787, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), пунктами 2, 3, 4, 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704), пунктов 1, 4 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Исследовав представленные в дело доказательства, судебные инстанции установили, что оказание исполнителем для заказчика услуг по перевозке подтверждается материалами дела. Ответчик факт оказания услуг по заказам-нарядам и их неоплату не оспорил.
В соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
При расчете компенсации истец руководствовался тарифами перевозки пассажиров, установленными заключением Торгово-Промышленной палаты Ростовской области от 25.02.2016 N 04801/2016/1.
В ходе рассмотрения иска возник вопрос о стоимости фактически оказанных услуг по перевозке военнослужащих, который не урегулирован сторонами.
Для определения рыночной стоимости услуг по перевозке автомобильным транспортом граждан, призванных на военную службу, по ходатайству ответчика назначено проведение судебной экспертизы.
Согласно выводам эксперта ООО "Центр судебных экспертиз по Южному округу" Алькина К.В. в заключении от 28.04.2018 N 229/18 рыночная стоимость услуг, выполненных обществом, при условии осуществления перевозок транспортными средствами, указанными в перевозочных документах, составила 1 483 638 рубля.
Суды признали экспертное заключение от 28.04.2018 N 229/18 надлежащим и допустимым доказательством, указав, что экспертиза проведена с соблюдением требований статей 82 и 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Оснований для признания экспертного заключения сомнительным или противоречивым суды не установили.
Определив, что суд первой инстанции неверно распределил судебные расходы, суд апелляционной инстанции изменил решение в указанной части.
Отклоняя возражения общества на экспертное заключение от 28.04.2018 N 229/18, суд апелляционной инстанции указал, что выводы эксперта однозначные и не содержат противоречий. При проведении экспертизы использовались данные о стоимости аналогичных услуг, не относящиеся к услугам транспорта общего пользования. Экспертом стоимость услуг определялась на основании стоимости аналогичных услуг, тарифы общественного транспорта экспертом не применялись. Объектом экспертного исследования являлись конкретные спорные перевозки и обстоятельства формирования стоимости услуг по данным перевозкам (протяженность маршрутов, вид транспортного средства, количество пассажиров и прочее). Экспертом исследовались фактические обстоятельства оказания спорных услуг и факторы, влияющие на формирование стоимости данных услуг.
Вместе с тем суды выводы судов не соответствуют материалам дела.
Экспертное заключение, как и все доказательства, не имеет заранее установленной силы и подлежит исследованию и оценке судами по правилам статей 71, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с иными доказательствами и с учетом доводов сторон. Из экспертного заключения от 28.04.2018 N 229/18 следует, что экспертом в основу расчета положены максимально предельные тарифы (1 рубль 75 копеек) на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном сообщении по внутриобластным и межобластным маршрутам, установленные постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 29.12.2016 N 79/1.
Сам эксперт в своем заключении отмечает, что указанные тарифы установлены для рейсовых автобусов, осуществляющих перевозку от автовокзала до автовокзала. Тем самым выводы суда об исследовании экспертом иных перевозок, не связанных с общественным транспортом, противоречат содержанию экспертного заключения. Фактически в заключении содержатся только скриншоты объявлений о стоимости перевозок, без анализа характера перевозок и изложения исчисления средней стоимости перевозок, осуществляемых заказным транспортом. Более того, данный документ, именуемый экспертным заключением по результатам оценочного исследования, в действительности представляет собой расчет стоимости услуг по перевозке, исходя из километража перевозок, умноженного на тариф, установленный Региональной службой по тарифам Ростовской области.
Истец в ходе рассмотрения дела неоднократно указывал на то, что рейсовые (регулярные) перевозки несопоставимы с заказными перевозками, которые имеют ряд отличительных особенностей влияющих на их стоимость (в том числе стоимость стоянки и простои). По своей сути рейсовые перевозки не являются идентичными (однородными) заказным перевозкам, которые регулируются специальными положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Таким образом, выводы судов о том, что в экспертном заключении от 28.04.2018 N 229/18 стоимость услуг определялась экспертом на основании стоимости услуг, аналогичных оказанным обществом, а тарифы общественного транспорта экспертом не применялись, не соответствуют содержанию названного заключения.
Сведения, отраженные в справке Торгово-промышленной палаты Ростовской области от 25.02.2016 N 04801/2016/1, документально не опровергнуты.
Суды не выяснили, на основе каких данных и документов Торгово-промышленной палатой Ростовской области сформирована рыночная стоимость перевозок пассажиров заявленными транспортными средствами.
Судами также не проверен довод истца о том, что применение цен по сведениям торгово-промышленных палат регионов в отношении соответствующих перевозок предписано вышестоящими финансовыми органами Министерства обороны Российской Федерации.
Поскольку суды не исследовали обстоятельства, имеющие существенное значение для дела и выводы судов не соответствуют доказательствам, решение и постановление надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение для устранения указанных нарушений.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2018 по делу N А53-27579/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
...
Суды признали экспертное заключение от 28.04.2018 N 229/18 надлежащим и допустимым доказательством, указав, что экспертиза проведена с соблюдением требований статей 82 и 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Оснований для признания экспертного заключения сомнительным или противоречивым суды не установили.
...
Истец в ходе рассмотрения дела неоднократно указывал на то, что рейсовые (регулярные) перевозки несопоставимы с заказными перевозками, которые имеют ряд отличительных особенностей влияющих на их стоимость (в том числе стоимость стоянки и простои). По своей сути рейсовые перевозки не являются идентичными (однородными) заказным перевозкам, которые регулируются специальными положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 марта 2019 г. N Ф08-1007/19 по делу N А53-27579/2017
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9720/20
29.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9721/20
09.01.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21842/19
21.10.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-27579/17
07.03.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1007/19
27.11.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16025/18
28.08.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-27579/17