г. Краснодар |
|
07 марта 2019 г. |
Дело N А53-13718/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Алексеева Р.А. и Чесняк Н.В., при участии от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Склярова А.А. (доверенность от 16.01.2018), в отсутствие истца - акционерного общества "Уралэлектромедь" (ИНН 6606003385, ОГРН 1026600726657), третьих лиц: публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт", акционерного общества "Новорослесэкспорт", общества с ограниченной ответственностью "Рускон", открытого акционерного общества "ИПП", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.10.2018 (судья Смолькова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 (судьи Фахретдинов Т.Р., Илюшин Р.Р., Мисник Н.Н.) по делу N А53-13718/2018, установил следующее.
АО "Уралэлектромедь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 2 513 014 рублей 36 копеек пеней за просрочку доставки грузов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Рускон", ОАО "ИПП", ПАО "Новороссийский морской торговый порт" и АО "Новорослесэкспорт".
Решением от 01.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.12.2018, с железной дороги в пользу общества взыскано 1 759 110 рублей пеней, в остальной части в иске отказано. Суд установил факт просрочки доставки грузов; размер неустойки снижен на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты в части взыскания 1 023 620 рублей 29 копеек и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. По ряду железнодорожных накладных срок доставки увеличился в связи с задержкой вагонов в пути следования по причине неприема вагонов станцией назначения по вине грузополучателей и занятости путей необщего пользования. В этом случае срок доставки груза продлевается, о чем составлены акты общей формы и проставлены отметки в ведомостях подачи (уборки) вагонов.
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, в период с 12.07.2017 по 11.08.2017 общество по 169 железнодорожным накладным отправило грузы железнодорожным транспортом в адрес ПАО "Новороссийский морской торговый порт" на станцию назначения Новороссийск-эксп. (СКЖД).
Ссылаясь на просрочку доставки груза, общество начислило железной дороге 2 513 014 рублей 36 копеек неустойки, предусмотренной статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), которую последняя не уплатила.
Досудебный порядок урегулирования спора не привел к его разрешению, поэтому общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь статьями 29, 33, 97 и 119 Устава, пунктами 1.1, 3.1, 3.4 и 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245), а также разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"", установив факт прибытия груза на станцию назначения с нарушением срока доставки, суды возложили на железную дорогу ответственность за просрочку доставки груза.
Учитывая заявление перевозчика о снижении размера пеней, сопоставив их размер с двойным размером ставки рефинансирования, длительности периода ее начисления, суды посчитали возможным применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшили ответственность железной дороги (на 30%) до 1 759 110 рублей.
Судебные инстанции признали несостоятельным довод железной дороги об увеличении срока доставки груза по ряду железнодорожных накладных по причине задержки на промежуточных станциях в связи с занятостью путей необщего пользования. При этом судами отмечено, что ответчик не представил доказательств извещения грузополучателя о задержке вагонов и направления ему соответствующих актов, а также нарушения грузополучателями норм оборота вагонов на путях необщего пользования, повлекших невозможность доставки грузов в установленный срок. Акты общей формы об указанных нарушениях железная дорога не составляла, а имеющиеся акты общей формы представлены ею не в полном объеме и со значительными нарушениями.
Установленные судами обстоятельства основаны на результатах оценки материалов дела.
Доводы жалобы фактически сводятся к несогласию железной дороги с оценкой доказательств, которая выходит за рамки компетенции суда кассационной инстанции.
Основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 по делу N А53-13718/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь статьями 29, 33, 97 и 119 Устава, пунктами 1.1, 3.1, 3.4 и 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245), а также разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"", установив факт прибытия груза на станцию назначения с нарушением срока доставки, суды возложили на железную дорогу ответственность за просрочку доставки груза.
Учитывая заявление перевозчика о снижении размера пеней, сопоставив их размер с двойным размером ставки рефинансирования, длительности периода ее начисления, суды посчитали возможным применить статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшили ответственность железной дороги (на 30%) до 1 759 110 рублей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 марта 2019 г. N Ф08-78/19 по делу N А53-13718/2018