г. Краснодар |
|
13 марта 2019 г. |
Дело N А61-501/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Алексеева Р.А. и Чесняк Н.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Рома" (ИНН 1501031308, ОГРН 1021500507236) - Березова Б.В., Гапбаева З.Т. (доверенности от 25.05.2018 и 04.02.2019), в отсутствие ответчика - Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1513057815, ОГРН 1161513050181), третьего лица - Правительства Республики Северная Осетия - Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рома" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.10.2018 по делу N А61-501/2018 (судья Климатов Г.В.), установил следующее.
ООО "Рома" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Республике Северная Осетия - Алания в лице Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия - Алания (далее - Минспорта) о взыскании в субсидиарном порядке 100 021 695 рублей 20 копеек задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Северная Осетия - Алания (далее - правительство).
Решением от 19.10.2018 в иске отказано со ссылкой на отсутствие правовых оснований для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности.
Определением апелляционного суда от 24.12.2018 отклонено ходатайство общества о восстановлении срока на обжалование решения от 19.10.2018, апелляционная жалобы возвращена заявителю.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и удовлетворить иск. По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют материалам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Поскольку право требования общества к ГАУ "Профессиональный футбольный клуб "Алания"" (далее - учреждение) возникло до 01.09.2014, то к данным правоотношениям подлежит применению гражданское законодательство, действовавшее до указанной даты. Из пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в данной норме речь идет об удовлетворении требований кредиторов ликвидируемого (то есть находящегося в ликвидации), а не ликвидированного учреждения. Ликвидация автономного учреждения является специальным основанием привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества такого автономного учреждения.
Правительство в отзыве отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, общество (заимодавец) и учреждение (заемщик) заключили договор займа от 16.08.2011 N 08/2011-ПЗ, по условиям которого заимодавец передает заемщику 45 млн рублей под 12% годовых, а заемщик обязуется принять и возвратить сумму займа до 15.02.2012.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.07.2017 по делу N А61-1881/2017 с учреждения в пользу общества взыскано 100 021 695 рублей 20 копеек, в том числе 45 млн рублей основного долга, 30 387 945 рублей 20 копеек процентов за пользование займом с 18.08.2011 по 03.04.2017 и 24 633 750 рублей пеней за просрочку возврата займа с 16.02.2012 по 03.04.2017.
На основании вступившего в законную силу решения взыскателю выдан исполнительный лист от 23.08.2017 серия ФС N 020017560, который предъявлен в службу судебных приставов к исполнению 12.10.2017.
16 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства ввиду того, что решение не подлежит исполнению.
По утверждению истца, невозможность исполнения судебного акта обусловлена нахождением должника в процессе ликвидации, в связи с чем исполнительное производство на этой стадии невозможно.
21 февраля 2014 года правительством принято постановление о ликвидации учреждения. Сообщение о ликвидации учреждения опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 11(471) от 19.03.2014/66; кредиторам предложено заявить требования в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения.
В связи с принятым решением о ликвидации учреждения общество направило требование о его включении в промежуточный ликвидационный баланс должника.
Сославшись на невозможность исполнения решения суда по делу N А61-1881/2017 ввиду неспособности учреждения выплатить взысканную сумму, общество направило Минспорта (как собственнику имущества) претензию от 14.12.2017 N 110/по, в которой просило погасить задолженность учреждения.
Досудебный порядок урегулирования спора не привел к его разрешению, поэтому истец обратился в суд.
Отказывая в иске, суд правомерно исходил из следующего.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что должник с момента его создания является государственным автономным учреждением.
Правовое положение автономных учреждений установлено Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (часть 2 статьи 2 названного Закона).
Добровольная ликвидация автономного учреждения возможна по решению его учредителя (пункт 3 статьи 9 Закона N 174-ФЗ). Органом, принимающим решение о добровольной ликвидации муниципального автономного учреждения и назначении ликвидационной комиссии, является соответствующий муниципальный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя данного учреждения в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 6 Закона N 174-ФЗ.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого автономного учреждения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Если имеющихся у ликвидируемого автономного учреждения денежных средств (в том числе доходов, поступивших в самостоятельное распоряжение учреждения) недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (пункты 4 и 5 статьи 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона 174-ФЗ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
В силу части 5 статьи 2 Закона N 174-ФЗ собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.
Данное правило существовало с момента введения в действие Закона об автономных учреждениях (08.01.2007). Соответственно, такой вид учреждений изначально не предусматривал субсидиарной ответственности учредителя - собственника по долгам автономного учреждения.
При таких обстоятельствах основания для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения отсутствовали.
Основания для отмены или изменения обжалуемого решения по приведенным в кассационной жалобе доводам не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.10.2018 по делу N А61-501/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Добровольная ликвидация автономного учреждения возможна по решению его учредителя (пункт 3 статьи 9 Закона N 174-ФЗ). Органом, принимающим решение о добровольной ликвидации муниципального автономного учреждения и назначении ликвидационной комиссии, является соответствующий муниципальный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя данного учреждения в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 6 Закона N 174-ФЗ.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого автономного учреждения производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Если имеющихся у ликвидируемого автономного учреждения денежных средств (в том числе доходов, поступивших в самостоятельное распоряжение учреждения) недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (пункты 4 и 5 статьи 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
...
В силу части 5 статьи 2 Закона N 174-ФЗ собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2019 г. N Ф08-893/19 по делу N А61-501/2018