г. Краснодар |
|
12 марта 2019 г. |
Дело N А32-32353/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) -Белоусовой Е.Ю. (доверенность от 31.01.2019), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Заречье" (ИНН 2326005953, ОГРН 1022303498788) - Шляхова Н.Н. (доверенность от 18.09.2018), рассмотрев кассационную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2018 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 (судьи Величко М.Г., Баранова Ю.И., Ерёмина О.А.) по делу N А32-32353/2018, установил следующее.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО "Заречье" (далее - общество) о взыскании 423 190 рублей субсидии в доход краевого бюджета.
Решением суда от 24.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2018, департаменту отказано в удовлетворении иска. Судебные акты мотивированы тем, что субсидия для возмещения затрат субъекта предпринимательства на уплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) направлена по целевому назначению. Не установлены обстоятельства, подтверждающие нецелевое использование субсидии, а также выдачу субсидии лицу, не имеющему права на ее получение. При условии доказанности целевого использования субсидии нарушение обществом срока предоставления отчетности не является достаточным основанием для истребования у него суммы предоставленной субсидии.
Департамент обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 24.10.2018 и постановление апелляционной инстанции от 18.12.2018, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указал, что отчетность, оформленная надлежащим образом, представлена в департамент не в установленные сроки. Суд применил нормы бюджетного законодательства, не подлежащие применению к спорным правоотношениям. В рамках рассматриваемого спора истец привлекает ответчика к гражданской ответственности, вытекающей из договорных отношений истца и ответчика. Вывод суда не соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в период с 01.01.2014 по 31.12.2015 осуществлялась реализация подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" (далее - Подпрограмма) государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В сентябре 2014 года общество обратилось в Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (правопредшественник департамента) с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - Порядок субсидирования), предоставив документы по шести договорам финансовой аренды (лизинга), в том числе и от 23.01.2014 N 02Л-14, заключенным с ООО "МСБ-Лизинг".
Уполномоченный орган, приняв решение о признании общества прошедшим отбор субъектов малого и среднего предпринимательства и о предоставлении ему бюджетных средств в форме субсидий, заключил с обществом договор от 23.12.2014 N 172/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства.
Субсидия в сумме 3 545 682 рублей перечислена обществу 29.12.2014 платежным поручением от 29.12.2014 N 389449. Объем средств, согласованных уполномоченным органом для расчета общей суммы субсидии, по договору лизинга от 23.01.2014 N 02Л-14 составил 423 190 рублей, что подтверждается расчетом по договору субсидирования суммы субсидий на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга).
В связи с получением в собственность 22.01.2018 имущества - кран автомобильный КС45717К-1Р, приобретенного на основании договора лизинга от 23.01.2014 N 02Л-14, общество представило в уполномоченный орган 20.04.2018 копии документов: договор купли-продажи от 22.01.2018 N 02/0118/КП, передаточный акт от 22.01.2018, паспорт транспортного средства N 37 НТ 725781, свидетельство о регистрации транспортного средства 23 53 N 245643. Тогда как представить указанные документы в уполномоченный орган общество должно было не позднее 22.02.2018.
Посчитав нарушенным обществом срок представления отчетности по договору финансовой аренды (лизинга) от 23.01.2014 N 02Л-14, департамент направил обществу уведомление от 25.05.2018 N 333-2987/18-02-03 о необходимости возврата в краевой бюджет 423 190 рублей субсидии.
Поскольку общество в добровольном порядке не возвратило в краевой бюджет 423 190 рублей субсидии, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением, указав, что в нарушение пункта 4.2 договора субсидирования, общество несвоевременно представило отчетную документацию.
Судебные инстанции, отказывая департаменту в удовлетворении заявленного требования, исследовали и оценили представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом условий договора субсидирования, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", положениями Порядка субсидирования, приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы"" (далее - приказ N 167), сделали правильный вывод об отсутствии правовых оснований для возврата обществом полученных в качестве субсидии спорных денежных средств (субсидии).
Суд учел, что подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования предусмотрено представление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказом N 167 и приказом Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 168 "Об утверждении формы анкеты получателя поддержки в целях реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы"" Государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика"" (далее - приказ N 168).
Согласно пункту 1.1 приказа N 167 в соответствии с подпунктами 1.11.2 - 1.11.3 пункта 1.11 Порядка субсидирования субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора); копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование); копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае, если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1.2 приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга).
Подпунктом 1.1 пункта 1 приказа N 167 и пунктом 4.2 договора субсидирования установлено, что субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 приказа N 167 и пункте 4.2 договора субсидирования, представляет в департамент копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга); копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем; копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины.
В нарушение подпункта 1.1 пункта 1 приказа N 167 и пункта 4.2 договора субсидирования по истечении 30 дней с момента перехода права собственности на предмет лизинга по договору финансовой аренды общество не представило в департамент отчетность, подтверждающую переход права собственности на предмет лизинга по договору финансовой аренды (лизинга).
Однако, как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество выполнило необходимые условия для предоставления субсидии, им достигнута цель, на которую субсидия предоставлена - на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектом малого и среднего предпринимательства. Договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым предоставлена субсидия, не признаны недействительными, условия договора лизинга, указанные в пункте 1.4. Порядка субсидирования не изменялись, в договоре лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию. Общество представило департаменту необходимую отчетную документацию 20.04.2018. Указанные обстоятельства департамент не оспаривает.
Учитывая положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии), а также при нецелевом использовании денежных средств, выданных в качестве субсидии. Такие основания для возврата субсидии департамент не указал, а суды не установили.
Иные основания для возврата субсидии федеральный законодатель не предусмотрел.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судебных инстанций о том, что представление обществом отчетной документации с нарушением установленного договором субсидирования срока не влечет обязанности последнего возвратить в доход бюджета Краснодарского края спорную сумму субсидии, использованную по целевому назначению.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2017 N 308-ЭС17-10954, от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, от 16.10.2017 N 308-ЭС17-14238, от 19.12.2017 N 308-ЭС17-19018, от 26.12.2017 N 308-ЭС17-19888, от 11.01.2018 N 308-ЭС17-20352.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 по делу N А32-32353/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции, отказывая департаменту в удовлетворении заявленного требования, исследовали и оценили представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом условий договора субсидирования, руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", положениями Порядка субсидирования, приказа Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы"" (далее - приказ N 167), сделали правильный вывод об отсутствии правовых оснований для возврата обществом полученных в качестве субсидии спорных денежных средств (субсидии).
...
В нарушение подпункта 1.1 пункта 1 приказа N 167 и пункта 4.2 договора субсидирования по истечении 30 дней с момента перехода права собственности на предмет лизинга по договору финансовой аренды общество не представило в департамент отчетность, подтверждающую переход права собственности на предмет лизинга по договору финансовой аренды (лизинга).
...
Учитывая положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии), а также при нецелевом использовании денежных средств, выданных в качестве субсидии. Такие основания для возврата субсидии департамент не указал, а суды не установили."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 марта 2019 г. N Ф08-727/19 по делу N А32-32353/2018