г. Краснодар |
|
14 марта 2019 г. |
Дело N А22-962/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Керелюк А.Л. и участии от истца - прокурора Республики Калмыкия в интересах Республики Калмыкия - Лиджиевой В.П. (удостоверение), от ответчика - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (ИНН 0816009907, ОГРН 1090816005587) - Эрднеева Л.Ю. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие ответчика - муниципального учреждения Администрация Яшалтинского районного муниципального образования (ИНН 0812001872, ОГРН 1020800508398), третьих лиц: Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Калмыкия, муниципального унитарного предприятия Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия "Здравница", Каширского Дмитрия Александровича, Республики Калмыкия в лице Правительства Республики Калмыкия, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 по делу N А22-962/2018 (судьи Марченко О.В., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.), установил следующее.
Прокурор Республики Калмыкия (далее - прокурор) в защиту интересов Республики Калмыкия обратился в суд к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - министерство) и администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - администрация) с иском о признании недействительной в силу ничтожности оформленной распоряжением от 08.09.2016 N 2005-р и актом приема-передачи от 08.09.2016 сделки по безвозмездной передаче автомобиля Nissan Murano (идентификационный номер JN1TANZ50U0101389) из собственности Республики Калмыкия в муниципальную собственность Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Решением от 28.06.2018 в удовлетворении иска отказано. Суд пришел к выводу о том, что передача спорного имущества в муниципальную собственность осуществлена министерством в пределах своих полномочий.
Определением от 11.09.2018 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица Республику Калмыкия в лице Правительства Республики Калмыкия.
Постановлением апелляционного суда от 10.12.2018 решение от 28.06.2018 отменено. Принят отказ прокурора от иска в части применения последствий недействительности сделки, прекращено производство по делу в этой части. Исковые требования удовлетворены. Суд указал, что по смыслу статьи 6 Закона Республики Калмыкия от 10.06.2013N 437-IV-3 "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия" республиканское имущество, составляющее казну Республики Калмыкия, не может быть безвозмездно отчуждено в собственность иных лиц, в том числе муниципальных образований.
В кассационной жалобе министерство просит отменить постановление и оставить в силе решение. Заявитель ссылается на то, что передача спорного имущества в муниципальную собственность осуществлена министерством в пределах полномочий, предоставленных постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20.02.2013 N 65. Кроме того, на момент рассмотрения спора автомобиль возвращен в собственность Республики Калмыкия.
В отзыве на жалобу прокурор указал на законность и обоснованность постановления.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения министерства от 08.09.2016 N 2005-р из собственности Республики Калмыкия в муниципальную собственность Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия безвозмездно передан спорный автомобиль с включением в реестр муниципальной собственности.
Полагая, что названное движимое имущество отчуждено с нарушением закона, прокурор обратился в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с абзацем 9 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с названным Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Таким образом, при наличии предусмотренных указанной нормой оснований, имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
С учетом изложенного апелляционный суд, оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, установил, что при безвозмездной передаче спорного автомобиля из собственности Республики Калмыкия отсутствовали обстоятельства, свидетельствующие о том, что нахождение указанного имущества в собственности Республики Калмыкия не допускается либо что оно уже используется органами местного самоуправления для целей, установленных в соответствии с Законом N 122-ФЗ и статьей 50 Закона N 131-ФЗ. Следовательно, у министерства отсутствовали предусмотренные Законом N 122-ФЗ основания для отчуждения спорного имущества в собственность Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия.
Названный вывод суда министерство в кассационной жалобе не опровергло.
Довод министерства о том, что распоряжение министерства от 08.09.2016 N 2005-р отменено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворении заявленных требований, верно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не указывает на отсутствие нарушения прав и законных интересов Республики Калмыкия.
При таких обстоятельствах иск удовлетворен правильно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы апелляционного суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2018 по делу N А22-962/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем 9 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с названным Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Таким образом, при наличии предусмотренных указанной нормой оснований, имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
С учетом изложенного апелляционный суд, оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, установил, что при безвозмездной передаче спорного автомобиля из собственности Республики Калмыкия отсутствовали обстоятельства, свидетельствующие о том, что нахождение указанного имущества в собственности Республики Калмыкия не допускается либо что оно уже используется органами местного самоуправления для целей, установленных в соответствии с Законом N 122-ФЗ и статьей 50 Закона N 131-ФЗ. Следовательно, у министерства отсутствовали предусмотренные Законом N 122-ФЗ основания для отчуждения спорного имущества в собственность Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2019 г. N Ф08-340/19 по делу N А22-962/2018
Хронология рассмотрения дела:
14.03.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-340/19
10.12.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3346/18
28.06.2018 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-962/18
28.04.2018 Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-962/18