г. Краснодар |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А32-46530/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН 1062309019794) - Шашарина С.О. (доверенность от 14.12.2023 N УНПО.08.10.183), в отсутствие заинтересованных лиц - департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (ИНН 2320180758, ОГРН 1102366001880), - администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2023 по делу N А32-46530/2022, установил следующее.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Кубань" (далее - общество, ресурсоснабжающая организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (далее - департамент), администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (далее - администрация) о признании недействительным отказа от 16.09.2022 N 11919/32.01-22 в предоставлении информации.
Решением суда первой инстанции от 12.04.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.06.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществом в адрес администрации направлен запрос от 30.06.2022 N Сочи.06.01.02/893 о предоставлении в отношении физических лиц, являющихся абонентами потребления коммунальной услуги по энергоснабжению, сведений о дате и месте рождении, месте жительства или месте пребывания, месте работы (если известно), страховом номере индивидуального лицевого счета, идентификационном номере налогоплательщика, серии и номере документа, удостоверяющего личность, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя, серии и номере водительского удостоверения.
Письмом от 16.09.2022 N 11919/32.01-22 департамент сообщил обществу о том, что запрашиваемые сведения относятся к персональным данным, которые департамент не вправе раскрывать третьим лицам без согласия субъекта персональных данных, в связи с чем в предоставлении информации отказано.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частями 1 - 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за электрическую энергию, а также плату за коммунальные услуги, в состав которой входит потребление электрической энергии.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
При рассмотрении данного дела судебные инстанции пришли к выводу об обоснованности требований общества.
Вместе с тем в данном случае судебными инстанциями не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации с случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги.
При рассмотрении данного дела судебными инстанциями не устанавливались фактические обстоятельства о том, имелась ли у заявителя возможность обратиться к уполномоченным организациям, в ведении которых непосредственно находится управление домами независимо от принадлежности этих домов к муниципальной или частной формам собственности, за получением необходимой информации в порядке пункта 1 части 11 статьи 161 Кодекса.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя дополнительно пояснил, что в запросе указаны, в том числе, дома, не относящиеся к муниципальной собственности, а также частные домовладения, не имеющие квартир.
В этой связи судебными инстанциями не установлено, в силу каких конкретно обстоятельств муниципальные органы власти ведут учет жильцов частного многоквартирного жилого фонда и частных домовладений.
Наличие соответствующих полномочий муниципалитета или квартирно-правовой службы в отношении этих объектов судами не устанавливалось.
Кроме того, как следует из запроса, заявитель запрашивал у департамента, в том числе, сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, идентификационном номере налогоплательщика, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя, серии и номере водительского удостоверения.
В данном случае судебными инстанциями не учтено, что указанные документы в отношении граждан не оформляются и не выдаются департаментом, администрацией или квартирно-правовой службой в силу закона.
Указанные документы формируются и учитываются соответствующими отраслевыми органами государственной власти и внебюджетными фондами.
Кроме того, в данном случае судами не учтено, что согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
В случае непредоставления указанных сведений и (или) предоставления управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, недостоверных сведений убытки ресурсоснабжающей организации, понесенные в связи с уплатой ресурсоснабжающей организацией штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренного пунктом 155(1) настоящих Правил, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения.
Предоставление указанных сведений осуществляется одновременно на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации, товарищества или кооператива и на электронном носителе.
Исходя из этого, наличие у муниципальных органов власти реальной возможности предоставить информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, идентификационном номере налогоплательщика, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя, серии и номере водительского удостоверения, не исследовалось судами на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств и доказательств, представленных лицами, участвующими в деле.
Правомерность конкретного состава сведений, включенных в запрос заявителя, проверена судебными инстанциями ненадлежащим образом.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными.
В соответствии с частью 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношение только часть документа, представляется заверенная выписка из него.
Согласно части 1 статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе ознакомиться с письменными доказательствами.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Так как решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции; устранить допущенные нарушения; установить все фактические обстоятельства по делу; оценить достаточность и взаимную связь доказательств и доводов участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2023 по делу N А32-46530/2022 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие соответствующих полномочий муниципалитета или квартирно-правовой службы в отношении этих объектов судами не устанавливалось.
Кроме того, как следует из запроса, заявитель запрашивал у департамента, в том числе, сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, идентификационном номере налогоплательщика, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя, серии и номере водительского удостоверения.
В данном случае судебными инстанциями не учтено, что указанные документы в отношении граждан не оформляются и не выдаются департаментом, администрацией или квартирно-правовой службой в силу закона.
Указанные документы формируются и учитываются соответствующими отраслевыми органами государственной власти и внебюджетными фондами.
Кроме того, в данном случае судами не учтено, что согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 января 2024 г. N Ф08-9992/23 по делу N А32-46530/2022