г. Краснодар |
|
18 марта 2019 г. |
Дело N А18-539/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. при участии в судебном заседании от истца - министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН 7710256289, ОГРН 1027700221450) - Геворкова И.С. (доверенность от 31.01.2019), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Эрзи"" - Газдиева А.С. (доверенность от 23.01.2019), в отсутствие представителей истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Ингушетия (ИНН 0608014952, ОГРН 1100608000646), ответчика - министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (ИНН 0602012733, ОГРН 1020600987571), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Ингушетия, комитета Республики Ингушетия по туризму, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия, администрации Джейрахского района Республики Ингушетия, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 (судьи Бейтуганов З.А., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А18-539/2017, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Ингушетия (далее - управление Росимущества), министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды) подали в Арбитражный суд Республики Ингушетия иск к министерству имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее - министерство) о признании отсутствующим права собственности Республики Ингушетия на земельный участок площадью 40 872 790 кв. м с кадастровым номером 06:07:0000000:75, расположенный по адресу (местоположение): Республика Ингушетия, Джейрахский район, с.п. Гули, восточная часть, земельный участок площадью 23 325 577 кв. м с кадастровым номером 06:07:0000000:74, расположенный по адресу (местоположение): Республика Ингушетия, Джейрахский район, с.п. Гули, западная часть, о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 20 288 704 кв. м с кадастровым номером 06:07:0000000:71, расположенный по адресу (местоположение): Республика Ингушетия, Джейрахский район, западная часть (Таргимское лесничество), земельный участок площадью 29 254 390 кв. м с кадастровым номером 06:07:0000000:70, расположенный по адресу (местоположение): Республика Ингушетия, Джейрахский район, западная часть Армхинского лесничества (далее - земельные участи с кадастровыми номерами 06:07:0000000:75, 06:07:0000000:74, 06:07:0000000:71, 06:07:0000000:70).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник "Эрзи"", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Ингушетия, комитет Республики Ингушетия по туризму, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия, администрация Джейрахского района Республики Ингушетия (далее - заповедник, кадастровая палата, комитет, управление Росреестра, администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.05.2018 в иске отказано. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.05.2018 отменено, иск удовлетворен со следующей мотивировкой. Исковая давность на заявленные требования не распространяется. Расположенные в Джейрахском районе Республики Ингушетия земельные участки с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28 находятся в собственности Российской Федерации и закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за заповедником. Режим заповедника исключает любую деятельность, противоречащую его целям и задачам. Земельные участки с кадастровыми номерами 06:07:0000000:75, 06:07:0000000:74, 06:07:0000000:71, 06:07:0000000:70 незаконно образованы за счет земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28, относящимся к особо охраняемым природным территориям и не выбывавшим из федеральной собственности. Уполномоченный орган не принимал решение об их передаче в собственность Республики Ингушетия. Нахождение земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000000:74, 06:07:0000000:75 в собственности Республики Ингушетия противоречит действующему законодательству. Администрация не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности. В результате удовлетворения иска будет восстановлено право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28 в первоначальных границах.
Министерство обжаловало постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебного акта суда апелляционной инстанции. Государственная собственность на земельные участки с кадастровыми номерами 06:07:0000000:74, 06:07:0000000:75 разграничена в пользу Республики Ингушетия, а сами участки закреплены за министерством на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановлениями администрации от 20.12.2013 N 87, 88 в пределах предоставленных ее полномочий и в соответствии с земельным законодательством. Удовлетворение иска в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000000:75, 06:07:0000000:74 не повлечет восстановление прав Российской Федерации, нарушенных в результате изменения границ земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5,06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28, государственная собственность на которые не была разграничена.
Представитель ответчика Ажигов Б. не вправе был участвовать в судебном заседании на основании доверенности от 30.10.2017 N 34, срок действия которой истек 30.10.2018.
В отзывах на кассационную жалобу Минприроды и заповедник выразили мотивированное мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Минприроды и заповедника, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 992 на территории Республики Ингушетия учрежден государственный природный заповедник "Эрзи", которому предоставлены земли в Джейрахском районе Республики Ингушетия общей площадью 5970 гектара. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 N 1446-р территория заповедника "Эрзи" расширена за счет земель лесного фонда площадью 29 322 гектаров в Сунженском и Джейрахском районах Республики Ингушетия. Минприроды поручено обеспечить на этих землях режим особой охраны природных комплексов и объектов, исключающий любую деятельность, противоречащую целям и задачам государственного природного заповедника, а также подготовку проекта акта о переводе земель в земли особо охраняемых территорий и объектов и их закреплении за заповедником на праве постоянного (бессрочного) пользования. Государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28 произведен 26.03.2010.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1195 "Об особых экономических зонах в Северо-Кавказской федеральном округе" Правительство Российской Федерации в лице заместителя министра экономического развития Российской Федерации и правительство Республики Ингушетия в лице председателя правительства заключили соглашение от 09.02.2012 о создании на территории Джейрахского и Сунженского муниципальных районов туристско-рекреационной особой охраняемой экономической зоны. За счет земельных участков с кадастровыми номерами: 06:07:0000003:5; 06:07:0000005:5; 06:07:0000002:5; 06:07:0000001:28, закрепленных за заповедником на праве постоянного (бессрочного) пользования, образованы земельные участки с кадастровыми номерами 06:07:0000000:70, 06:07:0000000:74, 06:07:0000000:71, 06:07:0000000:75. Заместитель руководителя управления Росимущества 27.04.2012 и 07.11.2013 согласовал проекты границ земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000000:70, 06:07:0000000:74, 06:07:0000000:71, 06:07:0000000:75, образуемых за счет земель заповедника. Ссылаясь на несоответствие фактического местоположения границ земель заповедника со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана в 2010 году, управление Росимущества обратилось в кадастровую палату с заявлением об исправлении кадастровых ошибок. Кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000000:70, 06:07:0000000:74, 06:07:0000000:71, 06:07:0000000:75 произведен по заявлению управления Росимущества 17.12.2013.
Постановлениями администрации от 20.12.2013 N 87, 88 земельные участки с кадастровыми номерами 06:07:0000000:74, 06:07:0000000:75 предоставлены министерству-2 для нужд Республики Ингушетия, что послужило основанием государственной регистрации права собственности Республики Ингушетия на них (записи с номерами регистрации 06-06-01/007/2013-763, 06-06-01/007/2013-759 внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.12.2013). На земельные участки с кадастровыми номерами 06:07:0000000:71, 06:07:0000000:70 зарегистрировано право собственности Российской Федерации (записи с номерами регистрации 06-06-01/007/2013-709, 06-06-01/007/2013-710 внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.12.2013).
Приговором Магасского районного суда Республики Ингушетия от 03.10.2016 по делу N 1-120/2016 заместитель руководителя управления Росимущества признан виновным в совершении преступления предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации. Судом общей юрисдикции установлено, что утверждение акта согласования границ заповедника в отсутствие кадастровой ошибки и с превышением полномочий повлекло изменение границ заповедника, уменьшение площади земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28. В результате проведенной в рамках уголовного дела землестроительной экспертизы (экспертное заключение от 13.11.2015 N 09/15) установлено соответствие конфигурации и координат характерных точек границ заповедника в землеустроительном деле 2009 года аналогичным параметрам, отраженным в межевых планах от 17.12.2009 земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28, и сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости в 2010 году. Площади земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000001:28, 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5 до 28.07.2015 уменьшились соответственно на 10 922 167 кв. м, 2 154 684 кв. м, 68 284 110 кв. м и 55 331 798 кв. м.
Считая незаконным образование земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000000:75, 06:07:0000000:74, 06:07:0000000:71, 06:07:0000000:70 и государственную регистрацию на них права собственности Российской Федерации и Республики Ингушетия, управление Росимущества обратилось в арбитражный суд. Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса императивно определено, что вступившие в законную силу судебные акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом (пункт 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса).
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) только собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении имущества (пункт 2 статьи 218).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в действовавшей до 01.01.2017 редакции (в настоящее время пункты 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяется как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу разъяснений, приведенных в пунктах 52, 58 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации оспариваемого права) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. С момента вступления названной нормы в силу (01.07.2006) право государственной собственности считается разграниченным в силу закона в пользу Российской Федерации независимо от государственной регистрации соответствующего права.
Пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к федеральной собственности отнесены земельные участки, признанные таковыми федеральными законами. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) участки в составе земель лесного фонда отнесены к федеральной собственности. Пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса установлено, что включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого участка.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (пункт 1 статьи 94 Земельного кодекса). К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников. На землях государственных природных заповедников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Земли и земельные участки государственных заповедников находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации (статья 95 Земельного кодекса).
Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) государственные природные заповедники отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения (статья 2). Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники (пункты 1, 6, статьи 6).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил о следующем. Государственная собственность на земельные участки с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28 в силу закона разграничена в пользу Российской Федерации, а сами участки закреплены за заповедником на праве постоянного (бессрочного) пользования. Указанные в приговоре суда от 03.10.2016 обстоятельства имеют для настоящего дела преюдициальное значение и не подлежащие повторному выяснению и доказыванию. Уполномоченный орган не принимал решение о разделе земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования заповедника на них, об образовании за их счет земельных участков с кадастровыми номерами 06:07:0000000:75, 06:07:0000000:74, 06:07:0000000:71, 06:07:0000000:70. Последние образованы незаконно. Администрация не вправе распоряжаться земельными участками с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28, а также принимать акты о разграничении государственной собственности на них. Право региональной и федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 06:07:0000000:75, 06:07:0000000:74, 06:07:0000000:71, 06:07:0000000:70 зарегистрировано в отсутствие на то законных оснований. Земельные участки с кадастровыми номерами 06:07:0000003:5, 06:07:0000005:5, 06:07:0000002:5, 06:07:0000001:28 не выбывали из собственности и фактического владения Российской Федерации. Управлением Росимущества избран надлежащий способ судебной защиты.
Доводы кассационной жалобы вышеназванные выводы не опровергают и, по сути, направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 по делу N А18-539/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (пункт 1 статьи 94 Земельного кодекса). К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников. На землях государственных природных заповедников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. Земли и земельные участки государственных заповедников находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации (статья 95 Земельного кодекса).
Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) государственные природные заповедники отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения (статья 2). Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники (пункты 1, 6, статьи 6)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 марта 2019 г. N Ф08-986/19 по делу N А18-539/2017