г. Краснодар |
|
19 марта 2019 г. |
Дело N А32-38148/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., при участии в судебном заседании от истца - федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье"" (ИНН 2320100329, ОГРН 1032311075620) - Чолокян К.А. (доверенность от 09.01.2019), от ответчика - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) - Плотникова Д.И. (доверенность от 27.12.2018), от третьего лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея - Зюбина А.А. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие третьего лица - Федерального дорожного агентства, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2018 (судья Пристяжнюк А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2019 (судьи Новик В.Л., Величко М.Г., Шапкин П.В.) по делу N А32-38148/2018, установил следующее.
ФКУ "УПР ДОР "Черноморье"" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Сочи (далее - администрация) об обязании принять в муниципальную собственность муниципального образования города-курорта Сочи следующие инженерные сети объектов:
- "Квартал жилой застройки по ул. Урожайная Адлерского района г. Сочи": наружные сети связи квартала жилой застройки с кадастровым номером 23:49:0402052:1482, наружные сети водоснабжения квартала жилой застройки с кадастровым номером 23:49:0402052:1481, наружные сети канализации квартала жилой застройки с кадастровым номером 23:49:0402052:1491, наружные сети газопроводов квартала жилой застройки с кадастровым номером 23:49:0402052:1490, наружные сети электроосвещения квартала жилой застройки с кадастровым номером 23:49:0402052:1522, подстанцию ТП N 642 квартала жилой застройки с кадастровым номером 23:49:0402052:1520, внутриквартальную дорожную сеть с кадастровым номером 23:49:0402052:1523, ливневую канализацию квартала жилой застройки с кадастровым номером 23:49:0402052:1521, наружные сети электроснабжения 10 кВт квартала жилой застройки с кадастровым номером 23:49:0402052:1651, наружные сети электроснабжения 0,4 кВт квартала жилой застройки с кадастровым номером 23:49:0402052:1483;
- "Квартал жилой застройки в микрорайоне Веселое-Псоу Адлерского района г. Сочи": наружные сети электроснабжения 0,4 кВт с кадастровым номером 23:49:0402057:1632, наружные сети водоснабжения В1 с кадастровым номером 23:49:0402057:1633, наружные газопроводы с кадастровым номером 23:49:0402057:1634, наружные сети канализации К1 с кадастровым номером 23:49:0402057:1630, наружные сети ливневой канализации К2 с кадастровым номером 23:49:0402057:1635, наружные сети связи с кадастровым номером 23:49:0402057:1626, наружные сети электроосвещения с кадастровым номером 23:49:0402057:1627, внутриквартальную дорожную сеть (включая тротуары и заезды) с кадастровым номером 23:49:0402057:1624;
- "Квартал жилой застройки в районе с. Краево-Греческое Хостинского района г. Сочи": внутриквартальные сети газоснабжения с кадастровым номером 23:49:0308002:3450, внутриквартальные сети канализации с кадастровым номером 23:49:0308002:3463, внутриквартальные сети водоснабжения с кадастровым номером 23:49:0308002:3461, внутриквартальные сети ливневой канализации с кадастровым номером 23:49:0308002:3464, внутриквартальные сети связи с кадастровым номером 23:49:0308002:3458, внутриквартальные сети электроосвещения 23:49:0308002:3456, внутриквартальные сети электроснабжения с кадастровым номером 23:49:0308002:3465, бетонные дороги и тротуары с кадастровым номером 23:49:0308002:3466;
- "Квартал жилой застройки в районе ручья Малый Хостинского района г. Сочи": внутриквартальные сети газоснабжения с кадастровым номером 23:49:0301004:1761, внутриквартальные сети ливневой канализации с кадастровым номером 23:49:0301004:1762, внутриквартальные сети электроснабжения с кадастровым номером 23:49:0301004:1763, наружные сети связи с кадастровым номером 23:49:030100461764, наружные сети водоснабжения с кадастровым номером 23:49:0301004:1765, внутриквартальные сети ливневой канализации с кадастровым номером 23649:0301004:1766.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) и Федеральное дорожное агентство (далее - агентство).
Решением суда от 07.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.01.2019, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что в деле отсутствуют доказательства направления администрацией в уполномоченный орган предложения о передаче объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность. Учреждение не доказало нарушение его прав и законных интересов.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, представители учреждения и управления возражали против ее удовлетворения, ссылались на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что учреждение являлось ответственным исполнителем по проектированию и строительству объектов переселенческого фонда для предоставления жилья, взамен изымаемого при строительстве объектов транспортной инфраструктуры федерального значения:
- "Квартал жилой застройки по ул. Урожайная Адлерского района г. Сочи";
- "Квартал жилой застройки в микрорайоне Веселое-Псоу Адлерского района г. Сочи";
- "Квартал жилой застройки в районе с. Краево-Греческое Хостинского района г. Сочи";
- "Квартал жилой застройки в районе ручья Малый Хостинского района г. Сочи".
Во исполнение распоряжений управления от 20.08.2015 N 594-р и от 04.09.2015 N 639-р учреждение передало жилые дома в муниципальную собственность города Сочи.
27 августа 2014 года в адрес учреждения поступило письмо от администрации о согласии на перевод объектов недвижимого имущества - инженерных сетей в собственность муниципального образования города Сочи.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", учреждение направило в управление соответствующие документы с приложением копий писем от 27.08.2014 и 26.01.2015 (согласия администрации и агентства на перевод объектов недвижимого имущества - инженерных сетей - в собственность муниципального образования город-курорт Сочи).
Письмом от 12.09.2014 учреждение направило проектную, рабочую и исполнительную документацию в полном объеме по следующим объектам:
- "Квартал жилой застройки по ул. Урожайная Адлерского района г. Сочи";
- "Квартал жилой застройки в микрорайоне Веселое-Псоу Адлерского района г. Сочи";
- "Квартал жилой застройки в районе с. Краево-Греческое Хостинского района г. Сочи";
- "Квартал жилой застройки в районе ручья Малый Хостинского района г. Сочи".
Письмом от 06.09.2017 администрация дала согласие на перевод объектов недвижимости - инженерных сетей в собственность муниципального образования города Сочи.
Письмо учреждения от 18.05.2018 с просьбой дать актуализированное согласие и принять в муниципальную собственность инженерные сети, оставлено администрацией без удовлетворения.
Ссылаясь на уклонение администрации от принятия спорных объектов в муниципальную собственность, учреждение обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса установлено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Законом вопросов местного значения.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 и подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и городского округа, в том числе, относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2012 N 234-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П", арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
Таким образом, при рассмотрении спора о возложении на муниципальное образование обязанности принять имущество суд устанавливает факт соблюдения обязательного порядка, предусмотренного Законом N 122-ФЗ, а также наличие согласия органа местного самоуправления на передачу ему объектов; в случае отказа органа местного самоуправления принять объекты - обоснованность такого отказа.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили необоснованное уклонение администрации от принятия в муниципальную собственность спорных объектов, предназначенных для обеспечения водоснабжением, газоснабжением, электроснабжением, транспортировки канализационных и сточных вод, и обслуживания населения кварталов жилой застройки, находящихся в муниципальной собственности на территории города Сочи, в связи с чем пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом судами правомерно учтено, что администрация письмами от 27.08.2014 и 06.09.2017 выражала согласие о принятии спорного имущества в муниципальную собственность.
Удовлетворение иска в данном конкретном случае направлено на установление эффективного баланса в регулировании отношений сторон и соответствует правовым принципам справедливости, процессуальной экономии и правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку судов в оспариваемых судебных актах, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2019 по делу N А32-38148/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2012 N 234-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П", арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
Таким образом, при рассмотрении спора о возложении на муниципальное образование обязанности принять имущество суд устанавливает факт соблюдения обязательного порядка, предусмотренного Законом N 122-ФЗ, а также наличие согласия органа местного самоуправления на передачу ему объектов; в случае отказа органа местного самоуправления принять объекты - обоснованность такого отказа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 марта 2019 г. N Ф08-1422/19 по делу N А32-38148/2018