г. Краснодар |
|
21 марта 2019 г. |
Дело N А53-22311/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании, проведенном с применением видеоконференц- связи с Арбитражным судом Ростовской области, от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Ростовской области (ИНН 6153000016, ОГРН 1096153000195) - Саваевой Е.А. (доверенность от 09.01.2018), в отсутствие заявителя - администрации Сальского района Ростовской области (ИНН 6153908295, ОГРН 1026102517374), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2018 (судья Лебедева Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018 (судьи Емельянов Д.В., Николаев Д.В., Сулименко Н.В.) по делу N А53-22311/2018, установил следующее.
Администрация Сальского района Ростовской области (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Ростовской области (далее - инспекция) от 03.04.2018 N 6872.
Решением суда от 05.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.11.2018, требования удовлетворены со ссылкой на то, что компенсационные выплаты на лечение муниципальным служащим, произведенные администрацией в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления, не подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не входят в состав денежного содержания муниципального служащего, которое выплачивается в связи с осуществлением им трудовых функций.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась инспекция с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе администрации в удовлетворении заявления в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что согласно статье 422 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты, произведенные организациями своим сотрудникам в виде компенсаций на лечение, не названы в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 10.07.2017 N 03-15-06/43634. Кроме того, администрация не представила документы, подтверждающие целевое расходование произведенных выплат на компенсацию затрат на лечение. В отсутствие соответствующих оправдательных документов данные выплаты теряют целевой характер, не могут быть признаны компенсационными и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной администрацией налоговой декларации (расчета) по страховым взносам за III квартал 2017 года, по результатам которой составила акт от 05.02.2018 N 10056 и приняла решение от 03.04.2018 N 6872 о привлечении администрации к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в занижении базы для начисления страховых взносов на 641 377 рублей 67 копеек (выплаты сотрудникам администрации в качестве компенсации на лечение), в виде 9 620 рублей 66 копеек штрафа, начислении 192 413 рублей 28 копеек страховых взносов и 5 879 рублей 50 копеек пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области от 27.06.2018 N 15-15/2138 апелляционная жалоба администрации на решение инспекции от 03.04.2018 N 6872 оставлена без удовлетворения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации администрация обжаловала решение инспекции в арбитражный суд.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов участвующих в деле лиц, правильного применения к установленным по делу обстоятельствам статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации, положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ), Закона Ростовской области от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" (далее - Закон N 786-ЗС), Положения о муниципальной службе Сальского района Ростовской области, утвержденного решением Собрания депутатов Сальского района Ростовской области от 20.04.2011 N 107, суды удовлетворили требования администрации, признав недействительным оспариваемое решение инспекции.
Суды правильно указали, что перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, приведен в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ и статье 422 Налогового кодекса Российской Федерации. В данный перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Предусмотренные статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации компенсационные выплаты в виде доплат и надбавок компенсационного характера, в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются элементами заработной платы (оплаты труда) и включаются в базу для начисления страховых взносов.
Компенсации, определенные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, объектом обложения страховыми взносами не являются.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, установленных Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации в т. ч. при исполнении государственных или общественных обязанностей.
Пунктом 4 статьи 9 Закона N 786-ЗС для муниципальных служащих Ростовской области установлена дополнительная гарантия в виде ежегодной компенсации на лечение. Данная выплата предоставляется всем муниципальным служащим, состоящим в трудовых отношениях с органом исполнительной власти местного самоуправления, за счет средств бюджета муниципального образования, производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, связана со статусом лица как муниципального служащего и не входит в состав ежемесячного денежного содержания муниципального служащего.
Суды верно указали, что выплаты муниципальным служащим Сальского района Ростовской области, к которым относятся и работники администрации, в виде компенсации на лечение установлены законодательными актами субъекта Российской Федерации и в соответствии с положениями федерального законодательства о государственной и муниципальной службе по своей правовой природе являются компенсационными выплатами, соответствующими статьям 164 и 165 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем не подлежат обложению страховыми взносами.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и не противоречат правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2019 N 308-КГ18-23659, в отношении идентичных выплат сотрудникам администрации, произведенных в I полугодии 2017 года.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод кассационной жалобы о том, что суды не учли правовые выводы, содержащиеся в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2017 N 03-15-06/25473, от 10.07.2017 N 03-15-06/43634, от 12.04.2018 N 03-15-06/24316, от 26.07.2018 N 03-15-07/52944, подлежит отклонению, как заявленный без учета того, что данные письма носят информационно- разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, что не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и суду руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличном от трактовки, изложенной в этих письмах.
Довод кассационной жалобы о том, что спорные выплаты в отсутствие оправдательных документов, подтверждающих их целевое расходование, утрачивают целевой характер и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов, подлежит отклонению, поскольку Законом N 25-ФЗ и Законом N 786-ЗС не установлены условия возмещения затрат, как и не предусмотрена обязанность муниципальных служащих представлять документы, подтверждающие целевое использование данных компенсационных выплат.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы инспекции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2018 по делу N А53-22311/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы о том, что суды не учли правовые выводы, содержащиеся в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2017 N 03-15-06/25473, от 10.07.2017 N 03-15-06/43634, от 12.04.2018 N 03-15-06/24316, от 26.07.2018 N 03-15-07/52944, подлежит отклонению, как заявленный без учета того, что данные письма носят информационно- разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, что не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и суду руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличном от трактовки, изложенной в этих письмах.
Довод кассационной жалобы о том, что спорные выплаты в отсутствие оправдательных документов, подтверждающих их целевое расходование, утрачивают целевой характер и подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов, подлежит отклонению, поскольку Законом N 25-ФЗ и Законом N 786-ЗС не установлены условия возмещения затрат, как и не предусмотрена обязанность муниципальных служащих представлять документы, подтверждающие целевое использование данных компенсационных выплат."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 марта 2019 г. N Ф08-1019/19 по делу N А53-22311/2018