г. Краснодар |
|
21 марта 2019 г. |
Дело N А53-4613/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Рыжкова Ю.В. и Трифоновой Л.А., при ведении протокола помощником судьи Гайдуковой Н.В., и участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) - Баранова В.В. (доверенность от 09.01.2019), от ответчиков: Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) - Касатова Я.И. (доверенность от 06.12.2018), федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Ухова И.В. (доверенность от 07.03.2019), в отсутствие ответчика - федерального государственного казенного учреждения "419 военный госпиталь" Минобороны России (ИНН 23209144210, ОГРН 1156196000872), третьего лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.09.2018 (судья Корниенко А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 (судьи Маштакова Е.А., Ванин В.В., Нарышкина Н.В.) по делу N А53- 4613/2018, установил следующее.
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - водоканал) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "419 военный госпиталь" Минобороны России (далее - учреждение, госпиталь) и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - министерство) о взыскании с учреждения, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице министерства за счет средств казны Российской Федерации 8 043 298 рублей 31 копейки задолженности, возникшей в связи с бездоговорным водоснабжением и водоотведением в период с 01.04.2017 по 01.08.2017 (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования; т. 2, л. д. 22 - 25).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление).
Решением от 12.09.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 21.11.2018, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы недоказанностью бездоговорного водопотребления и водоотведения госпиталем.
В кассационной жалобе водоканал просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению заявителя, несмотря на заключенный водоканалом и управлением государственный контракт от 13.09.2017 N 10821, на момент фиксации самовольного потребления (акт от 01.08.2017) учреждение осуществляло бездоговорное потребление холодной воды и водоотведение. Вывод суда о том, что заключенный государственный контракт распространяет действие на отношения сторон с 01.04.2017, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора. Показания приборов учета в установленный срок ответчиком истцу не передавались, соответствующая оплата не производилась. Оснований для расчета стоимости услуг по показаниям приборов учета не имеется, что в любом случае влечет применение расчетного способа количества потребленного ресурса. Судом не рассмотрены заявленные истцом ходатайства: о привлечении в качестве соответчика учреждения и субсидиарного ответчика - министерства и исключении из числа соответчиков управления.
В отзыве министерство отклонило доводы жалобы, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, представитель водоканала поддержал доводы кассационной жалобы, представители министерства и управления высказали по ним возражения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 01.08.2017 в ходе технического осмотра специалистами водоканала сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся по адресу: г. Краснодар, ул. Постовая, 6, установлен факт самовольного (бездоговорного) холодного водоснабжения и водоотведения. Водоснабжение осуществляется от централизованной сети по водопроводному вводу диаметром 150 мм.
По расчету водоканала стоимость самовольного холодного водоснабжения и водоотведения составляет 13 930 022 рубля 26 копеек.
Водоканал направил ответчикам претензию с требованием оплатить образовавшуюся задолженность. Неисполнение требований в добровольном порядке явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила N 776), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", и пришли к выводу о том, что водоканал не доказал самовольного водоснабжения и водоотведения учреждением.
Отказывая в удовлетворении иска, суды пришли к выводу о том, что что пользование системами водоснабжения и водоотведения, находящимися по адресу:
г. Краснодар, ул. Постовая, 6, в период с 01.04.2017 не является самовольным (бездоговорным), поскольку правоотношения по подаче холодного водоснабжения и приему сточных вод ранее были урегулированы заключенным между учреждением и водоканалом договором от 24.11.2015 N 10141, который прекратил свое действие 31.03.2017; затем подписан государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения от 13.09.2017 N 10821. Суды установили, что стороны контракта пришли к соглашению о том, что условия контракта распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01.04.2017 (пункт 18.1 контракта).
Пунктом 5 указанного контракта предусмотрено, что для учета объемов поданной абоненту холодной воды и объема принятых сточных вод стороны используют приборы учета, которые отражены в приложении N 4 к контракту.
В пункте 17 приложения N 4 указано, что в отношении объекта ФГКУ "419 военный госпиталь" Минобороны России, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Постовая, 6, используется прибор учета - водомер марки СТВХ-100 N 104878, дата опломбирования 20.06.2011, дата очередной поверки - 20.06.2017 (т. 2, л. д. 60, 61).
В силу положений статьи 18 Закона N 416-ФЗ технологическое присоединение (подключение) объектов капитального строительства (водопроводных сетей) к централизованным системам холодного водоснабжения носит однократный характер. В случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности гарантирующей организации, последняя обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ).
Согласно акту осмотра с приложением фотоматериалов водоснабжение осуществляется по стальному трубопроводу, на котором имеется прибор учета - водомер марки СТВХ-100 N 104878 2011, опломбированный водоканалом, целостность пломб не нарушена (т. 1, л. д. 24, 29 - 42).
Таким образом, выводы судов о том, что пользование системами водоснабжения и водоотведения с 01.04.2017 не являлось самовольным (бездоговорным), поскольку правоотношения по подаче холодной воды и приему сточных вод урегулированы заключенным контрактом, являются правильными.
С учетом обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание изложенные в мотивировочной части решения и постановления выводы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Приведенные заявителем доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, выражают несогласие с оценкой доказательств по делу и по существу направлены на ее переоценку, которая в силу норм статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.09.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2018 по делу N А53-4613/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила N 776), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", и пришли к выводу о том, что водоканал не доказал самовольного водоснабжения и водоотведения учреждением.
...
В силу положений статьи 18 Закона N 416-ФЗ технологическое присоединение (подключение) объектов капитального строительства (водопроводных сетей) к централизованным системам холодного водоснабжения носит однократный характер. В случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности гарантирующей организации, последняя обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 марта 2019 г. N Ф08-220/19 по делу N А53-4613/2018