г. Краснодар |
|
22 марта 2019 г. |
Дело N А32-7222/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителей: закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Порт Кавказ" (ИНН 2352041757, ОГРН 1072352001501) - Никитиной Э.А. (доверенность от 01.10.2018), общества с ограниченной ответственностью "Верп" (ИНН 9705101639, ОГРН 1177746639080) - Никитиной Э.А. (доверенность от 19.04.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Зюбина А.А. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие третьих лиц: Федерального агентства морского и речного транспорта, акционерного общества "Труженик моря", Ермакова Максима Викторовича, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Верп" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 (судьи Соловьева М.В., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-7222/2018, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Порт Кавказ" (далее - акционерное общество), общество с ограниченной ответственностью "ВЕРП" (далее - общество) обратились в арбитражный суд к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление) с заявлением, в котором просили:
- признать незаконным отказ территориального управления в предоставлении земельного участка из земель поселений (земли населенных пунктов) площадью 42 800 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0101013:59, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район;
- обязать территориальное управление принять решение о предоставлении в собственность общества земельного участка из земель поселений (земли населенных пунктов) площадью 42 800 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0101013:59, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район;
- обязать территориальное управление направить обществу проект подписанного договора купли - продажи земельного участка из земель поселений площадью 42 800 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0101013:59;
- обязать территориальное управление подать в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю документы на государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок из земель поселений площадью 42 800 кв. м, с кадастровым номером 23:30:0101013:59 (требования уточнены на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Заявление основано на нормах Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), положениях статей 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Требования мотивированы незаконностью отказа территориального управления в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59 в собственность общества (собственника объектов недвижимости), обладающего исключительным правом на приобретение такого участка за плату (без торгов).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - агентство, Росморречфлот), Ермаков М.В. и акционерное общество "Труженик моря".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018, в удовлетворении требований отказано.
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба, с учетом дополнения к ней, мотивирована следующим. Суды незаконно исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:0101013:59 расположен в границах морского порта Кавказ. Правительство Российской Федерации распоряжением от 12.08.2009 N 1150-р определило границы морского порта Кавказ с указанием координат и поворотных точек. Так как распоряжение Правительства Российской Федерации не содержит сведения о конкретных участках, входящих в границы морского порта Кавказ, а содержит только координаты и поворотные точки, то необходимы специальные познания эксперта, который определит границы порта. Доказательством невхождения спорного земельного участка в границы морского порта Кавказ является решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2010 N ВЛС-17774/09. В нем указано, что участок с кадастровым номером 23:30:0101013:59 не входит в границы морского порта Кавказ, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 1150-р. Уполномоченным органом, имеющим право распоряжаться данным земельным участком, является территориальное управление, которое обязано предоставить обществу земельный участок с кадастровым номером 23:30:0101013:59 в собственность за плату. В качестве подтверждения невхождения земельного участка в границы морского порта Кавказ представлено заключение эксперта ООО "Эксперт", предупрежденного об уголовной ответственности, подготовленное в рамках дела N А32-7231/2018. Невхождение испрашиваемого земельного участка в границы морского порта Кавказ подтверждается Росморречфлотом в письме от 15.08.2018. Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанции об отнесении земельного участка к землям транспорта, является преждевременным, а факт его вхождения в границы морского порта Кавказ и ограниченность участка в обороте, документально не подтвержден. В материалы дела также предоставлены схема кадастрового инженера Ощепкова А.В. от 18.05.2018 и фотоматериал (аэрофотосъемка), подтверждающая наличие инфраструктуры морского порта и гидротехнического сооружения. Росморречфлотом 18.10.2018 вынесено распоряжение N КС-367-Р, на основании которого агентством и обществом заключен договор аренды от 23.10.2018 N КС-36/11968 земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59 сроком на 49 лет. Однако подписание данного договора не означает, что общество, являясь собственником объектов недвижимости, размещенных в границах указанного земельного участка, утратило право на его приватизацию. Решение арбитражного суда о регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости за обществом вступило в законную силу 07.12.2017. С заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59 в собственность общество обратилось в территориальное управление 11.01.2018, то есть уже после вступления в законную силу судебного акта. Выписки из ЕГРН датированы 31.07.2018, так как сложный объект, имеющий кадастровый номер 23:30:101013:278, был разделен на самостоятельные объекты по заявлению общества управлением Росреестра по Краснодарскому краю. В рамках данного дела суду первой инстанции следовало достоверно установить, входил ли участок с кадастровым номером 23:30:0101013:59 в границы морского порта Кавказ согласно распоряжению Правительства от 01.08.2009 N 1150-р.
Агентство в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также обоснованность принятых по делу судебных актов. Третье лицо ссылается на законность вывода судов о том, что в силу норм Земельного кодекса, Закона N 261-ФЗ и Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и расположенных на территории морских портов, осуществляет Росморречфлот. Обоснованно отклонен судебными инстанциями как не подтвержденный документально (не доказанный) и довод о праве общества на выкуп испрашиваемого земельного участка на основании части 4 статьи 28 Закона N 261-ФЗ. Поскольку агентство является лицом, уполномоченным на распоряжение испрашиваемым земельным участком, требования общества и акционерного общества, заявленные к территориальному управлению, не подлежали удовлетворению.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества, также представляющий интересы акционерного общества, поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель территориального управления в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций закону, материалам дела, а также содержанию вступивших в законную силу судебных актов по ранее рассмотренным делам N A32-38305/2012, N А32-17428/2012, N А32-23698/2013, N 33-35617/2016.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского не находит оснований для удовлетворения жалобы общества.
Как видно из материалов дела и установлено судами, за рыболовецким колхозом "Труженик моря" исполнительным комитетом Темрюкского районного (городского) Совета народных депутатов на праве бессрочного и бесплатного пользования были закреплены 5125,62 га земли в целях несельскохозяйственного использования с выдачей правообладателю государственного акта серии А-I N 247346.
Постановлением главы администрации от 29.01.1993 N 122 на основании договора от 24.06.1992 купли-продажи рыбцеха на косе Чушка и решения общего собрания членов рыболовецкого колхоза "Труженик моря" (протокол от 14.03.1990 N 2) в постоянное пользование акционерного общества открытого типа "Лиманное" передан земельный участок площадью 4,28 га.
Решением Малого Совета Темрюкского районного Совета народных депутатов Краснодарского края от 14.10.1992 N 74 разрешена реконструкция и техническое перевооружение рыбцехов на косе Чушка в порт "Азово-Черноморский".
Постановлением главы администрации от 02.02.1993 N 135 земли рыбколхоза "Дружба" площадью 3,6 га, рыбколхоза им. В.И. Чапаева площадью 7,2 га, акционерного общества открытого типа "Лиманное" площадью 4,28 га (общей площадью 15,1 га) с их согласия переданы в постоянное пользование акционерного общества открытого типа "Порт Азово-Черноморский".
Постановлением главы Темрюкского района от 15.09.1997 N 1454 земельный участок площадью 15,1 га изъят из пользования акционерного общества открытого типа "Порт Азово-Черноморский" и предоставлен в аренду на 49 лет ОАО "Порт-Кавказ". Постановлением N 4713 признано недействительным с момента издания постановления N 122, а из постановления N 135 исключена часть, касающаяся передачи в постоянное пользование акционерного общества открытого типа "Порт Азово-Черноморский" земли акционерного общества открытого типа "Лиманное" площадью 4,28 га с согласия последнего.
Постановлением главы администрации Темрюкского района от 11.08.1993 N 1662 АО "Порт Азово-Черноморский" принято решение о выдаче государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 48,12 га на Косе Чушка, в том числе под постройками акционерного общества открытого типа "Лиманное" площадью 4,28 га.
На основании постановления главы администрации Темрюкского района от 02.02.1993 N 135 АО "Порт Азово-Черноморский" выдан государственный акт КК-2 N 251810000132 на право постоянного (бессрочного) пользования 15,1 га земель для эксплуатации строений.
Постановлением муниципального образования Темрюкский район от 22.08.2008 N 575 "О приведении правового акта органа местного самоуправления в соответствие с законом" в постановление главы администрации Темрюкского района от 11.08.1993 N 1662, на основании которого АО "Порт Азово-Черноморский" выдан государственный акт, внесены изменения - вместо 48,12 га указано - 43,84 га, слова "акционерное общество открытого типа "Лиманное" 4,28 га (под постройками)" исключены.
Постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 05.09.2011 N 1794 "О внесении изменений в постановление главы Темрюкского района Краснодарского края от 15.09.1997 N 1454" площадь 15,1 га заменена на 10,82 га.
Постановлением администрации муниципального образования Темрюкский район от 18.04.2011 N 778 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Труженик моря" на земельный участок площадью 4,28 га, который предоставлен ОАО "Труженик моря" в собственность за плату для строительства линии смешанного посола. На основании указанного постановления администрацией муниципального образования Темрюкский район и ОАО "Труженик моря" заключен договор от 26.04.2011 N 2780 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенного для строительства линии смешанного посола.
Судебными актами по делу N А32-23698/2013 признаны недействительными постановления от 18.12.2007 N 4713, от 22.08.2008 N 575, от 05.09.2011 N 1794, от 18.04.2011 N 778 и договор купли-продажи земельного участка от 26.04.2011 N 2780, заключенный администрацией и ОАО "Труженик моря". Суды исходили из отсутствия у администрации полномочий по распоряжению земельным участком федерального уровня собственности.
В рамках дела N А32-23698/2013 по итогам проведенной судебной экспертизы (заключение от 23.05.2014 N 001/2014) установлено, что земельный участок площадью 4,28 га входит в состав земельного участка площадью 15,1 га, входящего в территорию морского порта Кавказ согласно постановлений администрации морских портов Темрюк, Кавказ и Тамань.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2013 N A32-38305/2012 по иску ОАО "Труженик моря" к обществу, акционерному обществу и ОАО "Порт Кавказ" об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59 установлено следующее. На земельном участке площадью 4,28 га расположен ряд объектов недвижимости, входящих в состав имущественного портового комплекса, принадлежащих на праве собственности обществу, акционерному обществу и ОАО "Порт Кавказ". Права на данные объекты зарегистрированы в ЕГРН, какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Труженик моря", на земельном участке площадью 4,28 га не располагаются, которому отказано в удовлетворении иска.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2013 по делу N А32-24336/2012 ОАО "Труженик моря" отказано в иске к администрации муниципального образования Темрюкский район о признании постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Судом установлено, что участок площадью 4,28 га не находится в фактическом владении ОАО "Труженик моря".
ОАО "Труженик моря" в рамках дела N А32-17428/2012 обращалось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу и ОАО "Порт Кавказ" о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 15,1 га в Темрюкском районе. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.04.2013, вступившим в законную силу, в удовлетворении иска отказано. Суд при разрешении спора установил, что на земельном участке, общей площадью 15,1 га построены следующие объекты: причал N 24 общей площадью 7500 кв. м (с открылком, Южной набережной и берегоукреплениями с объектами береговой инфраструктуры); здание дизель-генераторной общей площадью 648, 6 кв. м; здание проходной общей площадью, 408, 7 кв. м; здание склада временного хранения общей площадью 455,0 кв. м; здание административного корпуса общей площадью 170,1 кв. м; склад общей площадью 331,5 кв. м; склад общей площадью 1424,8 кв. м; механические мастерские общей площадью 490,3 кв. м; железнодорожный путь, 2295 п. м; бетонные площадки площадью 46 004 кв. м; здание культурно-бытовой назначения (лаборатория, медпункт) общей площадью 116, 8 кв. м; здание столовой общей площадью 565 кв. м; здание гостиницы общей площадью 136 кв. м. Указанные объекты на основании ряда сделок переданы в собственность ООО "Порт Азово-Черноморский".
На основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2009 по делу N А32-19547/2008 в ЕГРН зарегистрировано право собственности акционерного общества на следующие объекты: причал N 24 общей площадью 7500 кв. м (с открылком, Южной набережной и берегоукреплениями) с объектами береговой инфраструктуры; здание культурно-бытовой назначения (лаборатория, медпункт) общей площадью 116,8 кв. м; здание гостиницы общей площадью 136 кв. м; здание столовой общей площадью 565 кв. м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24.01.2017 по делу N 33-35617/2016 признано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 42 800 кв. м с кадастровым номером 23:30:0101013:59, которое зарегистрировано в ЕГРН 18.04.2017.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2017 по делу N А32-25502/2017 удовлетворен иск общества о регистрации перехода права собственности от акционерного общества на основании договора аренды с правом выкупа от 21.09.2017 на следующее недвижимое имущество: здание дизель-генераторной общей площадью 648, 6 кв. м, литера О; здание проходной общей площадью, 408, 7 кв. м, литеры А,А1,а, а1,а; здание склада временного хранения общей площадью 455,0 кв. м, литера Д; здание административного корпуса, общей площадью 170,1 кв. м, литера Б; склады общей площадью 331,5 кв. м и 1 424,8 кв. м; механические мастерские, общей площадью 490,3 кв. м; железнодорожный путь, 2295 п. м; бетонные площадки площадью 46 004 кв. м. Указанные объекты входят в состав причала N 24 (с открылком, южной набережной и берегоукреплениями) с объектами береговой инфраструктуры, расположенного по адресу: Темрюкский район, пос. Коса Чушка, ул. Железнодорожная, д. 60. Также приобретены: здание культурно-бытовой назначения (лаборатория, медпункт) общей площадью 116,8 кв. м, литера X; здание столовой общей площадью 565 кв. м, литера А; здание гостиницы общей площадью 136 кв. м, литера А.
Государственная регистрация перехода права собственности к обществу на данное недвижимое имущество не произведена в виду наложения ареста на указанные объекты.
12 января 2018 года акционерное общество обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность (без торгов) земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59 на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
В этот же день общество направило в территориальное управление аналогичное заявление.
В письме от 24.01.2018 N 09/1021 территориальное управление отказало акционерному обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, мотивировав отказ ограниченностью его в обороте (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса). Территориальное управление указало также на отсутствие полномочий по распоряжению земельным участком ввиду нахождения его в границах земель морского и речного транспорта.
Заявители, ссылаясь на незаконность отказа территориального управления, нарушающего их права (интересы) как собственников объектов недвижимости, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59, оспорили его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса. К таким основаниям, в частности, относятся: изъятие из оборота или ограничение в обороте указанного в заявлении о предоставлении земельного участка, предоставление которого на указанном в заявлении праве не допускается (пункт 6); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19).
Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 27 Земельного кодекса).
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса).
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе, для размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта (подпункт 2 пункта 4 статьи 90 Земельного кодекса).
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития (пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта (часть 2 статьи 32 Закона N 261-ФЗ).
К объектам инфраструктуры морского порта Закон N 261-ФЗ относит, в том числе, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути и иные устройства, оборудование, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения оказания услуг в морском порту (пункт 1 статьи 4).
По общему правилу, предусмотренному частью 3 статьи 28 Закона N 261-ФЗ, земельные участки в границах морского порта не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность.
По результатам исследования представленных в дело доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, с учетом обстоятельств, установленных ранее в рамках дел N A32-38305/2012, N А32-17428/2012, N А32-23698/2013, N 33-35617/2016, судебные инстанции установили, что испрашиваемый земельный участок входит в территорию морского порта Кавказ. Спорный участок используется для перевалки грузов, относится к землям транспорта, поэтому он ограничен в обороте. В этой связи передача земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59 в частную собственность невозможна. Также учтено, что право собственности общества на железнодорожные пути, бетонные площадки и здание столовой возникло после обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность (без торгов). Кроме того, лицом, уполномоченным публичным собственником (Российской Федерацией) на распоряжение испрашиваемым земельным участком является не территориальное управление, а агентство в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371. Поэтому судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом и акционерным обществом требований.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы общества об отсутствии ограничений в обороте земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59 судом округа не принимается с учетом содержания вступивших в законную силу судебных актов по делам N A32-38305/2012, N А32-17428/2012, N А32-23698/2013, N 33-35617/2016. Неоднократно установленный судебными инстанциями факт расположения испрашиваемого в собственность земельного участка в границах территории действующего морского порта Кавказ, является препятствием в приобретении его в частную собственность.
Довод общества о том, что уполномоченным федеральным органом, имеющим право распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 23:30:0101013:59, является территориальное управление, проверялся и отклонен судами со ссылкой на статью 30 Закона N 261-ФЗ и Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371.
Довод общества о том, что подтверждением невхождения испрашиваемого земельного участка в границы морского порта Кавказ являются решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.09.2010 N ВЛС-17774/09, заключение эксперта ООО "Эксперт", подготовленное в рамках дела N А32-7231/2018 и письмо Росморречфлота от 15.08.2018, несостоятелен. Решение от 16.09.2010 N ВЛС-17774/09, на которое ссылается заявитель, таких обстоятельств (фактов) не содержит. Заключение эксперта по делу N А32-7231/2018 касалось вхождения в границы морского порта Кавказ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:627. С учетом заключения обществом с агентством договора от 23.10.2018 N КС-36/11968 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59 сроком на 49 лет, письмо Росморречфлота от 15.08.2018 таким доказательством также не является.
Ссылка общества на материалы, подтверждающие наличие инфраструктуры морского порта и гидротехнического сооружения (пункт 4 статьи 28 Закона N 261-ФЗ), не принимается окружным судом, поскольку требование о приобретении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0101013:59 заявлено к территориальному управлению.
Иные доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, не влияют на правомерность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
При подаче кассационной жалобы общество уплатило в федеральный бюджет 3 тыс. рублей государственной пошлины (платежное поручение от 09.01.2019 N 2). Исходя из подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", уплате подлежит государственная пошлина в размере 1500 рублей. Поэтому излишне уплаченная при подаче жалобы государственная пошлина (в сумме 1500 рублей) подлежит возврату заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2018 по делу N А32-7222/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Верп" (ИНН 9705101639, ОГРН 1177746639080) из федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу кассационной жалобы.
Выдать общества с ограниченной ответственностью "Верп" справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.