г. Краснодар |
|
26 марта 2019 г. |
Дело N А32-1590/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей ДорогинойТ.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от истца - Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН 2308076951, ОГРН 1022301228630) - Петросяна Р.Л. (доверенность от 12.03.2019), от ответчика - некоммерческой организации Союз "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" (ИНН 2309025036, ОГРН 1032335006791) - Емтяля Р.К. (доверенность от 24.01.2019), Коноваловой Е.М. (доверенность от 19.09.2018), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371) - Садовской О.Б. (доверенность от 31.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу некоммерческой организации Союз "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2018 (судья Баганина С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 (судьи Баранова Ю.И., Величко М.Г., Новик В.Л.) по делу N А32-1590/2018, установил следующее.
Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент финансов) обратился в арбитражный суд с иском к некоммерческой организации Союз "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" (далее - палата) о взыскании 38 450 253 рублей ущерба.
Определением суда от 12.03.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент инвестиций).
Решением суда от 05.10.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2018, отказано в удовлетворении ходатайств палаты об истребовании доказательств, назначении судебной экспертизы. С торгово-промышленной палаты в пользу департамента финансов взыскано 38 450 253 рубля ущерба. С торгово-промышленной палаты в доход федерального бюджета взыскано 200 тыс. рублей государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что палата в отсутствие правовых и финансовых оснований заявила к возмещению и фактически получила сумму субсидии, превышающую итоговые расходы, не покрытые привлеченным финансированием (150 млн рублей, что на 38 450 253 рубля больше допустимого предела).
В кассационной жалобе палата просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что при вынесении обжалуемого решения суд, обсудив ходатайство о назначении судебной финансово-экономической экспертизы, удалился в совещательную комнату, после чего огласил резолютивную часть решения вместе с отказом в удовлетворении заявленного ходатайства, минуя стадию прений сторон, нарушив процессуальные права ответчика. Наличие вступившего в силу предписания не является безусловным основанием для возврата в бюджет полученной субсидии, решение суда по делу N А32-28832/2016 не носит преюдициальный характер, суд должен самостоятельно и независимо от других решений установить наличие или отсутствие ущерба и его размеры при наличии. Условия предоставления субсидии не нарушены, основания для возврата отсутствуют. Субсидия использована по целевому назначению. Последствия, указанные в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), не подлежат применению. Субсидия фактически направлена на возмещение затрат по выполненным работам, поэтому в ни отсутствуют признаки как использованных не по целевому назначению.
В отзывах на кассационную жалобу департаменты финансов и инвестиций просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в соответствии с соглашением от 24.11.2014 N 5, заключенным Министерством стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края и торгово-промышленной палатой (далее - Соглашение N 5), из краевого бюджета палате предоставлена субсидия на возмещение затрат, связанных с участием в организации и проведении международного инвестиционного форума "Сочи" с целью поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субсидия).
Департамент финансов проверил целевое использование палатой субсидии, перечисленной ей на проведение международного инвестиционного форума "Сочи" в 2014 году, по итогам проверки составил акт проверки от 03.06.2016. В акте отражено, что полученная в 2014 году палатой субсидия в размере 47 275 924 рублей израсходована не по целевому назначению - на нужды, не связанные с возмещением затрат по организации и проведению международного инвестиционного форума "Сочи" с целью развития малого и среднего предпринимательства, как это определено в пункте 5 Подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 годы" государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В ходе проверки департамент финансов установил, что затраты палаты в 2014 году на проведение форума составили 428 200 518 рублей, доходы - 325 476 442 рублей, затраты, не обеспеченные привлеченными финансовыми средствами - 102 724 076 рублей.
Сделав вывод о том, что палате следовало возместить затраты в виде недополученных доходов (102 724 076 рублей), так как субсидия в этом размере может считаться израсходованной на цели предоставления субсидии (возмещение затрат, связанных с проведением международного инвестиционного форума "Сочи"), департамент финансов вынес предписание от 06.06.2016 N 16-007 об устранении нарушений бюджетного законодательства. Палате предписано 47 275 924 рублей из субсидии, использованные не по целевому назначению, в соответствии с пунктом 6.2 Соглашения N 5 возвратить в краевой бюджет.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.11.2017 по делу N А32-28832/2016, предписание департамента финансов от 06.06.2016 N 16-007 отменено в части вывода о нецелевом использовании средств краевого бюджета в размере 8 825 671 рубля. В удовлетворении остальной части заявленного палатой требования отказано.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 19.02.2018 N 308-КГ17-22773 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано по мотиву наличия в действиях палаты признаков нецелевого использования бюджетных средств. Предписание департамента финансов от 06.06.2016 N 16-007 части требования о возмещении причиненного бюджету Краснодарского края ущерба в размере 38 450 253 рублей признано законным.
Неисполнение данного предписания послужило основанием для обращения департамента финансов с иском в суд.
Удовлетворяя исковое требование, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В ходе рассмотрения дела N А32-28832/2016, судебные акты по которому признаны преюдициальными рассматриваемому спору, суд установил, что субсидия в 2014 году выделялась палата для целей, оговоренных в соглашении в рамках реализации программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", предметом которого является предоставление субсидии в размере 150 млн рублей в целях возмещения затрат, связанных с участием в организации и проведении международного инвестиционного форума в г. Сочи с целью развития малого и среднего предпринимательства. Финансирование затрат на проведение форума предусматривалось на принципе самоокупаемости, без привлечения бюджетных средств на эти цели, за счет регистрационных взносов участников, спонсорских взносов, сдачи в аренду выставочных площадей, оказания услуг, в том числе переводчиков и других.
Суд сделал вывод о том, что при принятии решения о необходимости оказания палате финансовой поддержки в 2014 году, и определении размера субсидии следовало исходить из общей величины затрат на мероприятие и привлеченных финансовых средств.
Департамент финансов установил, что по данным бухгалтерского учета палаты в 2014 году доходы от проведения международного инвестиционного форума "Сочи" за счет привлеченных средств составили 320 877 813 рублей, в том числе регистрационный взнос участника - 110 869 648 рублей; регистрационный взнос стендиста - 7 185 000 рублей; аренда выставочной площади, в том числе переговорных комнат - 83 780 090 рублей; взносы спонсоров по договорам возмездных услуг - 87 861 564 рублей; взносы инфоспонсоров по договорам возмездных услуг - 30 610 170 рублей; доходы от оказания услуг перевода - 256 275 рублей; доходы от оказания информационных услуг - 315 067 рублей.
Суд согласился с выводами департамента финансов о недополучении палатой выручки по двум категориям дохода: регистрационный взнос участника - 2 847 457 рублей; аренда выставочной площади (в том числе переговорных комнат) - 1 751 172 рубля.
В рамках дела N А32-28832/2016 установлено, что общая величина выручки от организации и проведения форума в 2014 году по учетным данным составила 320 877 813 рублей, недополученных доходов - 4 598 629 рублей (2 847 457 + 1 708 800 + 42 372). Для расчета субсидии доход фактически следует исчислять в размере 325 476 442 рублей.
Палата самостоятельно производила расчет и утверждение калькуляции стоимости регистрационного взноса, стоимости аренды выставочных площадей, переговорных комнат, заключила договоры возмездных услуг со спонсорами, следовательно, устанавливая платность оказываемых ею услуг и получая доход от спонсоров, реализовала мобилизацию доходной части форума в целях окупаемости затрат.
Для учета расходов по организации и проведению международного инвестиционного форума "Сочи-2014" департамент финансов определил период с мая по декабрь 2014 года, то есть с момента создания рабочей группы согласно приказу торгово-промышленной палаты от 30.04.2014 N 19-П "О создании рабочей группы в рамках подготовки и проведения международного инвестиционного форума "Сочи-2014"". Величина расходов определена по данным бухгалтерского учета на проведение международного инвестиционного форума "Сочи-2014" в размере 441 659 607 рублей, в том числе прямые расходы, отнесенные на себестоимость - 415 581 780 рублей, управленческие (косвенные) - 26 077 827 рублей (получены расчетным путем).
При проверке управленческих расходов установлено, что в 2014 году они сложились путем списания косвенных затрат со счета 26 "Общехозяйственные расходы". Палата рассчитала долю управленческих расходов, отнесенных на затраты при проведении и организации международного инвестиционного форума "Сочи-2014". Для расчета взяты затраты по счету 20 "Основное производство" за май - декабрь в размере 541 382 111 рублей, затраты по счету 20 "Основное производство" по статьям затрат на международный инвестиционный форум "Сочи-2014" в размере 415 581 780 рублей. Величина затрат по счету 26 "Общехозяйственные расходы" за май - декабрь составила 33 971 820 рублей.
Исследуя общую сумму общехозяйственных расходов по счету 26 "Общехозяйственные расходы", взятую для расчета, департамент финансов выявил включение в нее стоимости оргтехники и мебели при передаче ее в эксплуатацию для обустройства офисных помещений палаты, находящихся в сданном в эксплуатацию в 2014 году здании по адресу ул. Трамвайная д. 2/6 (5 996 933 рублей), на основании чего сделал вывод о том, что в целях определения размера затрат палаты на организацию и проведение международного инвестиционного форума "Сочи-2014" эти расходы включению в расчет не подлежат, так как оргтехника и мебель, обладая всеми признаками основного средства, эксплуатируются длительное время, превышающее срок 1 год, а списание их стоимости на расходы произведено в целях налогового учета.
Судом признал необоснованным включение в состав общехозяйственных расходов сумм арендной платы за земельный участок под зданием по адресу: Краснодар, Советская, 30/Октябрьская, 28/1, где не размещены подразделения палаты.
По итогам форума в 2014 году, проведенного с 18 по 21 сентября 2014 года, сложилась ситуация с нехваткой привлеченных торгово-промышленной палатой, как техническим оператором, денежных средств на оплату произведенных расходов.
Суд сделал вывод о том, что, располагая достоверными сведениями о финансовом результате проведения форума, размере понесенных расходов и извлеченных доходов, палате следовало заявить к субсидированию непосредственно ту часть понесенных расходов, которые не покрыты от привлеченных средств в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.11.2004 N 1240-р, исходя из 325 476 442 рублей доходов, 437 026 189 рублей расходов. К возмещению подлежали лишь те расходы, которые не покрыты за счет привлекаемых финансовых средств (11 549 747 рублей (437 026 189 - 325 476 442)). Только в пределах данной суммы субсидия может считаться направленной по целевому назначению - на возмещение затрат, связанных с проведением указанного форума.
Суд установил, что окончательный размер субсидии должен определяться исходя из понесенных затрат с учетом привлеченных финансовых средств от источников, не связанных с бюджетной системой Краснодарского края.
Однако палата заявила к возмещению и фактически получила сумму субсидии, превышающую итоговые расходы, не покрытые привлеченным финансированием, в размере 150 млн рублей (111 549 747 + 38 450 253), что на 38 450 253 рубля больше допустимого предела.
Сторонами не оспаривается получение палатой субсидии и соблюдение порядка при ее получении.
Признавая судебные акты по делу N А32-28832/2016 преюдициальными по рассматриваемому спору (частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что анализ документов, уже оцененных арбитражным судом при рассмотрении другого дела, является нарушением требований статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что в данном случае договоры с контрагентами, представленные департаментом финансов в материалы дела, уже исследовались и оценивались арбитражным судом в рамках дела N А32-28832/2016, в связи с чем не подлежат повторному анализу и переоценке в рамках рассматриваемого дела.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали обоснованный вывод о доказанности факта нарушения палатой действующего бюджетного законодательства в виде нецелевого использования средств краевого бюджета в размере 38 450 253 рублей.
В данном случае ущерб публично-правовому образованию палата допустила вследствие нецелевого использования средств краевого бюджета, выразившегося в получении субсидии при отсутствии правовых и финансовых оснований с превышением итоговых расходов на проведение международного инвестиционного форума "Сочи".
При принятии обжалуемых судебных актов судебные инстанции обоснованно руководствовались статьей 78, 306.4 Кодекса, статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции процессуальных прав палаты получили надлежащую правовую оценку суда.
Иные доводы жалобы не основаны на верном толковании норм материального права и фактически сводятся к преодолению ранее сделанных выводов суда по делу N А32-28832/2016.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
В силу подпунктов 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 102, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне уплаченная в федеральный бюджет за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина (1500 рублей) подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 по делу N А32-1590/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить НОС "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" излишне уплаченную по платежному поручению от 24.01.2019 N 131 в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.11.2017 по делу N А32-28832/2016, предписание департамента финансов от 06.06.2016 N 16-007 отменено в части вывода о нецелевом использовании средств краевого бюджета в размере 8 825 671 рубля. В удовлетворении остальной части заявленного палатой требования отказано.
...
При принятии обжалуемых судебных актов судебные инстанции обоснованно руководствовались статьей 78, 306.4 Кодекса, статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 марта 2019 г. N Ф08-1197/19 по делу N А32-1590/2018