г. Краснодар |
|
27 марта 2019 г. |
Дело N А32-19014/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Киселевой Н.П. (доверенность от 01.02.2019), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РН-Морской терминал Туапсе" (ИНН 2365004417, ОГРН 1052313098750) - Иосифиди Л.Л. (доверенность от 09.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2018 (судья Кондратов К.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 (судьи Новик В.Л., Еремина О.А., Баранова Ю.И.) по делу N А32-19014/2017, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "РН-Морской терминал Туапсе" (далее - общество) о взыскании 482 749 рублей 80 копеек платы за простой вагонов на путях общего пользования.
Решением от 20.06.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 13.12.2018, в иске отказано. Суды установили, что простой на путях общего пользования вызван действиями истца, третьих лиц либо объективными причинами (погодными условиями), но не причинами, зависящими от общества. Суд апелляционной инстанции отметил, что часть путей необщего пользования в спорный период была свободна, однако истцом подача вновь прибывших вагонов под разгрузку не осуществлялась. Задержка в уборке порожних вагонов в январе 2017 года составила 92 часа. В материалы дела не представлены письменные доказательства отказов от подачи вагонов под разгрузку со ссылкой на занятость путей общего пользования, а также надлежащие уведомления о подаче вагонов.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить решение и постановление и удовлетворить иск в полном объеме. Суды ошибочно исходили из необходимости исследования обстоятельств задержки подачи вагонов по причине занятости путей необщего пользования, вызванной невыполнением ответчиком технологических норм на выгрузку груза. Однако истец ссылался не на указанную причину, а на занятость фронта выгрузки, что подтверждается актами общей формы и памятками приемосдатчика. Вывод судов о доказанности причинно-следственной связи между неблагоприятными погодными условиями и несвоевременным приемом груза на железнодорожной станции неправомерен. Ответчик не доказал необходимость разогрева мазута в цистернах, поэтому разгрузка мазута в течение 08 часов 30 минут не соответствует условиям договора.
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ОАО "РЖД" (перевозчик) и общество (пользователь) заключили договор от 08.06.2015 N 10/7т на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования при станции Туапсе СКЖД, условия которого определены протоколом согласования разногласий от 05.08.2016 и вступившим в законною силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-39511/2015.
В соответствии с договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, при этом путь N 1 является продолжением пути N 7 парка "Г" станции Туапсе-Сортировочная; путь N 3 является продолжением путей N 8 и 9 парка "Г" станции Туапсе-Сортировочная; путь N 6 является продолжением пути N 10 парка "Г" станции Туапсе-Сортировочная. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 9 договора о готовности вагонов к уборке пользователь передает уведомление перевозчику: оператор пользователя письменно уведомляет приемосдатчика станции Туапсе-Сортировочная. Вагоны убираются перевозчиком в течение 4-х часов с момента получения уведомления о готовности вагонов к уборке. В случае, когда операции связанные с очередной подачей вагонов, совмещены с операциями по уборке вагонов, очередная подача на железнодорожный путь, с которого убраны вагоны, производится перевозчиком в течение 1,25 часа с момента уборки предыдущей группы вагонов. В случае, когда операции по уборке вагонов не совмещены с очередной подачей вагонов, очередная подача груженых вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, с которого убраны вагоны, осуществляется в течение 3 часов после передачи перевозчиком пользователю уведомления о подаче вагонов.
Технологические нормы на погрузку, выгрузку вагонов стороны согласовали в пункте 11 договора.
За нахождение в декабре 2016 года и январе 2017 года на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец начислил ему плату в сумме 482 749 рублей 80 копеек.
Оставление обществом без удовлетворения претензий с требованием о погашении задолженности послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в суд с иском.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику. По факту задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Согласно статье 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы.
Отказывая в иске, суды исходили из отсутствия в материалах дела пресекающихся ведомостей подачи вагонов, свидетельствующих о занятости всех путей необщего пользования, сведений о нахождении вагонов ответчика на путях общего пользования, грузовая операция по которым не была завершена, а также учли наличие неблагоприятных погодных условий, препятствующих выгрузке.
В представленных в материалы дела в обоснование иска актах общей формы истец указал на причину простоя вагонов: ввиду занятости фронта выгрузки, подтвержденной названными в актах памятками приемосдатчика. Истец также представил книги уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку и памятки приемосдатчика. Железная дорога в обоснование исковых требований не указывала на нарушение ответчиком технологических норм выгрузки, как ошибочно указали суды. Однако данное обстоятельство не повлекло принятие неправильного решения по существу спора.
Суды исследовали вопросы занятости фронта выгрузки и наличия возможности ответчика принять вагоны к выгрузке, в том числе с учетом погодных условий, подтвержденных справками гидрометеослужбы. За период неблагоприятных погодных условий (скорость ветра более 15 м/с), препятствующих выгрузке груза на судно, истец необоснованно начислил плату 89 434 рубля 44 копейки. Вместе с тем истец не доказал, что в указанный период простой вагонов произошел по причинам, зависящим от ответчика. Согласно пункту 5.12 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнергетики России от 19.06.2003 N 232, запрещается проводить сливо-наливные операции судов на причалах, железной дороге и автоцистерн на эстакадах при грозе и скорости ветра 15 м/с и более. В силу пункта 3 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 28.03.20154 N 155н, к работам на высоте относятся, в частности, работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе при подъеме работника на высоту более 5 м и спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75 градусов. Не допускается выполнение работ на высоте в открытых местах при скорости ветра 15 м/с и более, при грозе и тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ. Из содержания названных норм следует, что указанные работы запрещается проводить как при наличии одновременной совокупности двух факторов - грозы и скорости ветра 15 м/с и более, так и при наличии одного (любого) из указанных факторов - либо грозы, либо ветра 15 м/с и более. Доводы истца об обратном основаны на ошибочном толковании норм права.
Ссылаясь на отсутствие доказательств выполнения работ на высоте 1,8 м, ОАО "РЖД" документально не подтвердило отсутствие названных признаков опасных работ при ветре 15 м/с и более и технологию разгрузки с выполнением всего комплекса работ на меньшей высоте.
Также суды учли зимнее время разгрузки цистерн с мазутом с нормативом выгрузки до 10 часов. Перевозчик не обосновал возможность применения меньшего норматива выгрузки (слива) в осенне-зимний период мазута с температурой застывания выше минус 30 градусов.
Суды установили, что согласно графику занятости путей необщего пользования в январе 2017 года часть путей необщего пользования была свободна и простаивала, однако истец не подавал вновь прибывшие вагоны и продолжал составлять акты общей формы и начислять плату за пользование путями. Кроме того, суды учли подтвержденную материалами дела задержку перевозчиком уборки порожних вагонов в январе общей продолжительностью 92 часа.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что перевозчик не доказал простой вагонов на путях общего пользования в спорный период по причинам, зависящим от грузополучателя, и правильно отказали в иске.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, что не допускается в суде кассационной инстанции в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 по делу N А32-19014/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику. По факту задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
...
В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 марта 2019 г. N Ф08-1472/19 по делу N А32-19014/2017