г. Краснодар |
|
27 марта 2019 г. |
Дело N А32-40920/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Айбатулина К.К. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420) - Корсуновой Е.Н. (доверенность от 06.03.2019), от ответчика - муниципального образования город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Костиной Л.Л. (доверенность от 19.12.2018), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 (судьи Величко М.Г., Еремина О.А., Новик В.Л.) по делу N А32-40920/2017, установил следующее.
Акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - истец, компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к муниципальному образованию город Краснодар в лице администрации муниципального образования город Краснодар (далее - ответчик, администрация) о взыскании убытков в результате бездоговорного потребления тепловой энергии в размере 559 421 рубля 42 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар".
Решением суда от 14.03.2018 с муниципального образования город Краснодар за счет средств казны муниципального образования город Краснодар в пользу истца взыскана стоимость бездоговорного потребления тепловой энергии в размере 438 120 рублей 90 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 11 762 рублей, истцу возвращено из федерального бюджета 4190 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 14.09.2017 N 16878. В части требования о взыскании 121 300 рублей 52 копеек убытков производство по делу прекращено ввиду отказа истца от иска в этой части.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.12.2018 решение суда изменено, сумма взысканной стоимости теплоэнергии снижена до 122 474 рублей 52 копеек, а сумма подлежащих возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины - до 3288 рублей, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Компания обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление, считая его незаконным, выводы суда сделанными без учета всех представленных в дело доказательств, суд не принял во внимание акт обследования помещений от 22.11.2017.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей истца и ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В соответствии с подпунктом 29 статьи 2 Закона о теплоснабжении бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал (пункт 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении).
По смыслу пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
В соответствии со статьей 2 Закона о теплоснабжении потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения рассматривается как бездоговорное потребление тепловой энергии.
В соответствии пунктом 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.
Согласно пункту 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции стороны провели совместный осмотр спорных помещений, по результатам которого было выявлено следующее: в нежилых помещениях, N 41, 42, 43, 44, 45, общей площадью 79,1 кв. м, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Чапаева, 91, находится узел учета тепловой энергии многоквартирного дома, магистральные трубопроводы системы центрального отопления имеют теплоизоляцию, в нежилом помещении N 31 общей площадью 13,9 кв. м, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Чапаева, 91, магистральные трубопроводы системы центрального отопления отсутствуют. С учетом изложенного, истец отказался от части исковых требований и отказ был принят судом,
Суду апелляционной инстанции представлены акты осмотра спорных помещений, принадлежащих муниципалитету. В актах совместного осмотра комиссией в составе Козина М.С. - начальника инспекционного отдела АО "АТЭК", Левицкого Г.И. - заместителя начальника отдела МКУ "Горжилхоз" и Тоцкого М.В. - представителя АО "АТЭК" зафиксировано, что 17.08.2018 произведено обследование нежилых помещений по адресу: г. Краснодар, ул. Чапаева, 91, принадлежащих администрации, в результате которого установлено, что доступ в помещения, принадлежащие администрации МО г. Краснодар по адресу: город Краснодар, ул. Чапаева, 91, предоставлен не был. Однако в ходе видеофиксации в результате осмотра МКД обнаружены отопительные приборы системы центрального отопления (радиаторы). Ранее в результате фотофиксации обнаружены отопительные приборы (радиаторы) в нежилых помещениях, принадлежащих муниципальному образованию г. Краснодар. Данные факты администрацией не опровергнуты.
Суд апелляционной инстанции также установил, что управляющая компания не выставляла муниципалитету стоимость теплопотребления по спорным помещениям и не уплачивала ее в спорный период теплоснабжающей организации.
При таких установленных по делу обстоятельствах суд апелляционной инстанции счел, что истец правомерно начислил ответчику бездоговорное потребление за спорный период по нежилым помещениям N 41, 42, 43, 44, 45 литера под/А, N 31, литера п/А, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. им. Чапаева, 91 в сумме 122 474 рублей 52 копейки.
Бездоговорное потребление теплоэнергии муниципалитетом на сумму 315 646 рублей 38 копеек по помещениям, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 92 апелляционный суд посчитал недоказанным. В обоснование этого вывода суд сослался на акт от 25.09.2018 совместного осмотра помещений, расположенных по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 92, из которого следует, что комиссия в составе Козина М.С. - начальника инспекционного отдела АО "АТЭК" и Костиной Л.Л. - старшего специалиста правового департамента администрации МО г. Краснодар 25.09.2018 провели обследование помещений подвала N N 1, 2, 3, 5, 6 и установили, что проходящие в них горизонтальные стояки центрального отопления теплоизолированы, отопительные приборы в них и помещениях N 7, 8 не обнаружены.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно пункту 4 статьи 2 названного Закона теплопотребляющая установка - это устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии. Нахождение транзитного трубопровода является объективной необходимостью и обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством многоквартирного жилого дома. Транзитные трубопроводы являются составляющей системы теплоснабжения (тепловой сети) дома и при наличии на них надлежащей изоляции не могут быть отнесены к теплопотребляющим установкам. Доказательств наличия в спорный период в помещениях ответчика устройств, предназначенных для потребления тепловой энергии - теплопотребляющих установок, а также того, что транзитные трубопроводы являются оборудованием, предназначенным для отопления спорных помещений, способным создать и поддерживать необходимую температуру, в нарушение статей 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на имеющиеся в деле фотоматериалы, указал, что указанные помещения являются фактически аварийными, нуждаются в капитальном ремонте, не используются и не отапливаются. Суд сделал вывод о том, что сам по себе факт прохождения через нежилые помещения муниципалитета стояков отопления при отсутствии в нежилых помещениях теплопринимающих устройств не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с собственника таких помещений платы за отопление, поскольку данные объекты тепловой энергии являются лишь возможным технологическим расходом (потерями) тепловой энергии транзитных труб во внутридомовых сетях жилого дома.
Как следует из содержания пунктов 58, 61.2, 61.3 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (расходы на компенсацию тепловых потерь через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей) учитываются в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2016 N 71-КГ16-12, от 05.06.2018 N 307-ЭС18-6312.
По названным основаниям суд апелляционной инстанции обоснованно счел, что стоимость бездоговорного потребления теплоэнергии, заявленная истцом по названным помещениям в сумме 315 646 рублей 38 копеек не подлежит взысканию, правомерно отменил решение суда в этой части и уменьшил подлежащую взысканию с муниципального образования город Краснодар в лице администрации муниципального образования города Краснодар в пользу истца стоимость бездоговорного потребления до суммы 122 474 рублей 52 копеек, а сумму подлежащих возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины - до 3288 рублей, возвратил истцу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4190 рублей, оставив решение суда в остальной части без изменения.
Поскольку суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал все значимые для дела обстоятельства, оценил по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения постановления апелляционного суда, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 по делу N А32-40920/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А.Трифонова |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
...
Как следует из содержания пунктов 58, 61.2, 61.3 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (расходы на компенсацию тепловых потерь через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей) учитываются в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2016 N 71-КГ16-12, от 05.06.2018 N 307-ЭС18-6312."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 марта 2019 г. N Ф08-1743/19 по делу N А32-40920/2017