г. Краснодар |
|
02 апреля 2019 г. |
Дело N А22-3033/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Газпром газораспределение Элиста" (ИНН 0814042970, ОГРН 1030800746206) - Доренко Д.В. (доверенность от 11.02.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия (ИНН 0816032134, ОГРН 1160816052000), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.10.2018 (судья Шевченко В.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А22-3033/2018, установил следующее.
АО "Газпром газораспределение Элиста" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Республики Калмыкия (далее - инспекция, контролирующий орган) о признании недействительным предписания от 01.08.2018 N 34/6.
Решением от 25.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.01.2018, суд удовлетворил заявленное обществом требование. Судебные акты мотивированы отсутствием у контролирующего органа правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания с требованием о перерасчете выставленной суммы к оплате за газ по лицевому счету гражданки Ткачевой Т.А.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Инспекция указывает, что такое основание для перерасчета поставленного абоненту газа в соответствии с нормативами его потребления, как нарушение срока поверки прибора учета газа, находящегося в исправном состоянии, законом не предусмотрено.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.07.2018 гражданка Ткачева Т.А. обратилась к прокурору г. Элисты с заявлением о проведении проверки в части начисления обществом задолженности за поставленный природный газ по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пашкова, 99.
Письмом от 11.07.2018 N 1р-2018 прокурор г. Элисты перенаправил обращение гражданки Ткачевой Т.А. инспекции для рассмотрения по существу.
В ходе проверки инспекция установила, что в домовладении, расположенном по адресу г. Элиста, ул. Пашкова, 99, зарегистрировано 2 человека, отапливаемая площадь домовладения составляет 137 кв. м, для учета потребленного природного газа домовладение оснащено ИПУ газа марки СГМН-1 G-6 N 1584219, год выпуска прибора учета 2005. Межповерочный интервал для данной марки прибора учета составляет 8 лет, с последующим прохождением периодичных поверок. Срок очередной поверки прибора учета газа абонента Ткачевой Т.А., - 01.01.2013.
Согласно акту снятия счетчика от 26.06.2018 выполнены работы по снятию прибора учета газа (счетчика) типа СГМН-1 G-6 N 1584219 с показаниями 66 762 куб. м.
26 июня 2018 года ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации и метрологии и испытаний в Республике Калмыкия" выдало Ткачевой Т.А. свидетельство о поверке прибора учета газа (счетчика) типа СГМН-1 G-6 N 1584219. Работы по установке прибора учета газа (счетчика) типа СГМН-1 G-6 N 1584219 с показаниями 66 762 куб. м и установкой пломб на присоединении прибора учета к газопроводу и на счетном механизме выполнены 29.06.2018.
Прибор учета газа СГМН-1 G-6 N 1584219 по адресу г. Элиста, ул. Пашкова, 99 отсутствовал с 26.06.2018 по 29.06.2018.
Согласно выписке по лицевому счету N 0310098 абонента Ткачевой Т.А. за период с 01.09.2017 по 31.05.2018 сформировалась задолженность за потребленный природный газ. По состоянию на 30.06.2018 задолженность, начисленная по нормативу потребления газа в соответствии с пунктом 32 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549), в связи с истечением межповерочного интервала индивидуального прибора учета газа, с учетом частичной оплаты, составила 20 255 рублей 29 копеек.
02 июля 2018 года Ткачева Т.А. обратилась к обществу с заявлением о перерасчете задолженности, которое обществом оставлено без удовлетворения.
По результатам проверки инспекция составила акт проверки от 01.08.2018 N 547/6 и выдала обществу предписание от 01.08.2018 N 34/6 о необходимости произвести перерасчет по лицевому счету N 0310098 Ткачевой Т.А., исключив начисление платы за газ, исходя из объема рассчитанного на основании нормативов потребления газа, и произвести начисление исходя из фактического объема потребленного природного газа, определенного по показанию прибора учета марки СГМН-1 G-6 N 1584219 за период с 01.09.2017 по 31.05.2018 (включительно). По результату проведенного перерасчета обществу предписано направить в адрес инспекции подтверждающий документ.
Полагая, что предписание инспекции является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, сделав правильный вывод об отсутствии у инспекции оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания, признали его недействительным.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдение установленного режима потребления энергии.
Договор энергоснабжения является публичным (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 2, 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом. Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Правила N 549 регулируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Права и обязанности сторон при исполнении договора определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договора и Правилами N 549 (пункт 19 Правил N 549).
Согласно пункту 25 Правил N 549 определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Закона N 102-ФЗ, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку (пункт 1 статьи 13 Закона N 102-ФЗ).
Поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (пункт 17 статьи 2 Закона N 102-ФЗ).
Из системного толкования положений Закона N 102-ФЗ (пункты 2, 17 статьи 2, пункт 1 статьи 5 и статьи 9, пункт 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается, поскольку истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 24 Правил N 549 установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 23 Правил N 549 при наличии приборов учета газа поставщик вправе осуществлять определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в пунктах 28, 30 и 31 Правил N 549.
Согласно пункту 30 Правил N 549 объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, 8 следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
С момента истечения срока поверки прибора учета, определение объема потребленного газа по его показаниям не осуществляется. Аналогичное положение содержится и в подпункте "д" пункта 81.12. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, согласно которому прибор учета газа считается вышедшим из строя (неисправным), в случае истечения межповерочного интервала поверки прибора учета.
Судебные инстанции установили, что абонент Ткачева Т.А. в нарушение пункта 25 Правил N 549 не провела поверку прибора учета газа в установленный срок, что послужило основанием для начисления платы за газ в спорном периоде по нормативу потребления. Данное обстоятельство инспекция документально не опровергла.
Суды указали, что действующим законодательством предусмотрено, что учет объема потребленного газа должен производиться по приборам учета газа прошедшим поверку и, срок проведения очередной поверки по которым не наступил. В случае истечения срока поверки прибора учета, расчет объема потребленного газа производится по нормативам потребления. При этом начало расчета объема потребленного газа по нормативам потребления связывается с моментом истечения срока очередной поверки прибора учета.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы инспекции отсутствуют.
Довод инспекции со ссылкой на решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2009 N ГКПИ09-534 исследован судом апелляционной инстанции и обоснованно им отклонен, учитывая фактические обстоятельства по данному делу.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.10.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2019 по делу N А22-3033/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2019 г. N Ф08-1223/19 по делу N А22-3033/2018