г. Краснодар |
|
02 апреля 2019 г. |
Дело N А32-55086/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - федерального казенного учреждения "Ространсмодернизация" (ИНН 7702331944, ОГРН 1027739457745) - Басанцевой Д.Ю. (доверенность от 15.11.2018), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (ИНН 231518804367, ОГРН 314231528200051) - Усковой Т.М. (доверенность от 28.03.2018), в отсутствие в судебном заседании ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РМП-Тамань" (ИНН 2352048375, ОГРН 1122352000539), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - федерального агентства железнодорожного транспорта (ИНН 7708525167, ОГРН 1047796350910), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Ространсмодернизация" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по делу N А32-55086/2017 (судьи Малыхина М.Н., Галов В.В., Попов А.А), установил следующее.
Федеральное казенное учреждение "Ространсмодернизация" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "РМП-Тамань" (далее - общество) об изъятии для федеральных нужд земельного участка площадью 1389 кв. м (кадастровый номер 23:30:0601000:2429) с предоставлением возмещения за изымаемый земельный участок в размере 23 963 рублей (23 613 рублей - рыночная стоимость земельного участка, 350 рублей - убытки в виде затрат на регистрацию права собственности).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор), федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2018 (судья Семушин А.В.) исковые требования удовлетворены. Прекращено право собственности общества на земельный участок площадью 1389 кв. м (кадастровый номер 23:30:0601000:2429), расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в земельном массиве ОАО АФ "Южная", отд. "Южная", западнее ст. Тамань. Суд отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении по делу судебной экспертизы. Стоимость возмещения определена в соответствии с отчетом от 06.06.2017 N 0096КР2017-Ш2429 и составила 23 963 рубля, в том числе убытки в размере 350 рублей.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 решение от 12.02.2018 изменено, размер возмещения за изымаемый земельный участок увеличен до 520 683 рублей. Суд апелляционной инстанции, определяя компенсацию за изымаемый земельный участок, руководствовался экспертным заключением от 06.08.2018 N 76/1-2018, согласно которому рыночная стоимость изымаемого участка составляет 520 333 рубля, величина причиненных таким изъятием убытков - 350 рублей. Суд апелляционной инстанции указал, что в рассматриваемом случае фактическое изъятие земельного участка уже произведено, на участке осуществлено строительство объектов в соответствии с целью изъятия. В рассматриваемом споре, когда несогласие ответчика с предложенным возмещением не явилось препятствием к фактическому изъятию и застройке изымаемого участка до разрешения спора в судебном порядке, определение его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора будет прямо противоречить смыслу закона, который предполагает максимальную привязку даты оценки к дате фактического изъятия земельного участка. Кроме того, в рассматриваемом споре ответчик оспаривал не дату оценки, а размер таковой на выбранную дату. Поскольку истцом оценка проведена на 05.06.2017, эта же дата указана апелляционным судом в определении о назначении судебной экспертизы. Эксперт определил рыночную стоимость изымаемого участка на две даты: согласно вопросу суда (на 05.06.2017) и по состоянию на 30.03.2017 в соответствии с положениями статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Из текста экспертного заключения и дополнительных пояснений эксперта следует, что единственным фактором, обусловившим разницу между величиной оценки объекта на 05.06.2017 и на 30.03.2017, является принятие экспертом различных видов разрешенного использования изымаемого земельного участка. Суд апелляционной инстанции указал, что вывод эксперта относительно рыночной стоимости изымаемого земельного участка по состоянию на 05.06.2017 не может быть принят судом для целей разрешения спора, поскольку раскрытая экспертом методика оценки нарушает положения абзаца второго пункта 5 статьи 56.8 Земельного кодекса, согласно которому, в случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения. Эксперт не мог исходить из вновь установленного вида разрешенного использования земельного участка и применять к нему какие-либо корректировки, надлежало изначально оценивать изымаемый земельный участок с характеристиками исходного в части категории и разрешенного вида использования. В то же время, исходя из данных экспертом пояснений о том, что указанное явилось единственным фактором, повлекшим разницу в рыночной стоимости изымаемого участка на 05.06.2017 и на 30.03.2017, принятие рыночной стоимости изымаемого участка на 30.03.2017 соответствует буквальному тексту статьи 56.8 Земельного кодекса и не противоречит с учетом произведенного фактического изъятия и застройки участка смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанное экспертное заключение подлежит принятию в качестве надлежащего и достоверного доказательства по делу в части определения рыночной стоимости изымаемого участка (520 333 рубля) и величины причиненных таким изъятием убытков (350 рублей) по состоянию на 30.03.2017.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судом апелляционной инстанции выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить постановление от 26.11.2018 и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином судебном составе. Податель жалобы указывает на неприменение судом апелляционной инстанции правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, согласно которой при рассмотрении судом споров об изъятии земельного участка выкупная цена определятся исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора. Апелляционный суд самостоятельно определил дату оценки (05.06.2017) как дату фактического изъятия участка. При этом доказательства, содержащие информацию о таком изъятии, в материалах дела отсутствуют. Выводы суда апелляционной инстанции о дате оценки и дате фактического изъятия земельного участка противоречат нормам земельного законодательства. Экспертное заключение от 06.08.2018 N 76/1-2018 является недопустимым доказательством, поскольку выполнено без применения федеральных стандартов оценки и иных нормативных правовых актов.
В отзывах предприятие и общество указали, что постановление суда апелляционной инстанции основано на представленных в дело доказательствах и не противоречит нормам действующего законодательства.
В заседании представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель предприятия полагал, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей истца и третьего лица, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что апелляционное постановление от 26.11.2018 надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Как видно из материалов дела, учреждение в рамках федеральной программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020) годы" осуществляет реализацию проекта "Создание сухогрузного района морского порта Тамань" (т. 1, л. д. 153 - 177).
В соответствии с распоряжением Росжелдора от 26.12.2016 N ВЧ-130-р "Об утверждении откорректированной документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) для строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта "Создание сухогрузного района морского порта Тамань"", утверждены границы полосы отвода железной дороги по проекту (т. 1, л. д. 12, 13).
Письмом от 06.02.2017 N ИГ-05/262 учреждение обратилось в Росжелдор с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях реализации проекта. На основании указанного обращения и документации по планировке территории объекта Росжелдором принято распоряжение от 31.03.2017 N ВЧ-15-р об изъятии 63 земельных участков для государственных нужд в целях реализации проекта, в том числе части земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:913, принадлежащего на праве собственности обществу (т. 1, л. д. 14 - 35).
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Росжелдора от 31.03.2017 N ВЧ15-р на учреждение возложена обязанность подготовить и заключить соглашение об изъятии земельных участков для государственных нужд в порядке, установленном Земельным кодексом и Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
10 апреля 2017 года учреждение в адрес общества направило уведомление N ИМ-35/2135-ИС об изъятии земельного участка для нужд Российской Федерации в целях реализации проекта (т. 1, л. д. 36).
Пунктом 1 распоряжения от 31.03.2017 N ВЧ-15-р предусмотрено изъятие путем выкупа для нужд Российской Федерации части земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 7800 кв. м (кадастровый номер 23:30:0601000:913), расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, в земельном массиве ОАО АФ "Южная", отд. "Южная", западнее ст. Тамань.
Согласно выписке из ЕГРН право собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:913 зарегистрировано 23.09.2013 на основании договора купли-продажи от 19.09.2013 N 11-ЗУ (т. 1, л. д. 39 - 41).
В целях изъятия из указанного земельного участка образован земельный участок площадью 1389 кв. м с кадастровым номером 23:30:0601000:2429, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район (т. 1, л. д. 42 - 48).
Учреждение в адрес общества направило проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд, а также отчет от 06.06.2017 N 0096КР2017-Ш2429 об оценке размера возмещения за изымаемый земельный участок площадью 1389 кв. м (кадастровый номер 23:30:0601000:2429), согласно которому стоимость возмещения составила 23 963 рубля (23 613 рублей - рыночная стоимость земельного участка, 350 рублей - убытки в виде затрат на регистрацию права собственности; т.1, л. д. 50 - 101).
Данный отчет получил положительное заключение Саморегулируемой организации оценщиков "Межрегиональный союз оценщиков" от 29.06.2017 N 391/13-17, которым итоговая величина рыночной стоимости признана достоверной.
Проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд и отчет от 06.06.2017 N 0096КР2017-Ш2429 об оценке размера возмещения за изымаемый земельный участок переданы обществу, что подтверждено распиской.
В связи с тем, что общество соглашение не подписало, учреждение обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством объектов федерального значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (автомобильные дороги федерального значения, объекты федерального транспорта и т. д.).
В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 281 Гражданского кодекса и пункта 2 статьи 56.8 Земельного кодекса принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка.
Пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно статье 282 Гражданского кодекса, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, выкуп участка (принудительное изъятие) для государственных нужд может быть осуществлен по решению суда.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Пункт 5 статьи 56.8 Земельного кодекса устанавливает, что в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. В случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения. Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, разъяснено, что выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора судом.
В силу статьи 13 Закона N 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
В связи с наличием у сторон разногласий относительно размера возмещения, причитающегося обществу за изымаемый для федеральных нужд земельный участок, учитывая расхождение имеющихся в материалах дела сведений о рыночной стоимости изымаемого участка, а также, что разрешение данного вопроса требует специальных познаний, суд апелляционной инстанции назначил по делу судебную оценочную экспертизу (т. 3, л. д. 133).
В соответствии с заключением эксперта от 06.08.2018 N 76/1-2018 размер возмещения за изъятие земельного участка площадью 1389 кв. м с кадастровым номером 23:30:0601000:2429 для федеральных нужд на 05.06.2017 (указана в вопросе суда) составил 797 312 рублей (775 312 рублей - рыночная стоимость участка, 22 000 рублей - убытки). В качестве экспертной инициативы установлен размер возмещения за изъятие земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии (30.03.2017), которое составило 520 683 рублей (520 333 рублей - рыночная стоимость участка, 350 рублей - убытки). Суд апелляционной инстанции с учетом дополнительных пояснений эксперта пришел к выводу о том, что принятие рыночной стоимости изымаемого участка по состоянию на 30.03.2017 соответствует буквальному толкованию статьи 56.8 Земельного кодекса. Суд также отметил, что указанная позиция с учетом произведенного фактического изъятия и застройки участка не противоречит пункту 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015.
В то же время суд апелляционной инстанции, ссылаясь на фактическое изъятие земельного участка, обстоятельства такого изъятия не установил. Материалы дела не содержат сведений, позволяющих определить момент фактического выбытия участка из владения ответчика и соотнести его с датой, избранной судом, по состоянию на которую следует определять рыночную стоимость участка.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2018 по делу N 305-ЭС18-3860, заключение эксперта, содержащее вывод о стоимости возмещения изымаемого для государственных нужд земельного участка с учетом его рыночной стоимости, выполненное с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обязательных для применения федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов, не может быть признано достоверным доказательством определения размера возмещения за изымаемое для государственных нужд имущество.
При этом заключение эксперта, содержащее вывод о стоимости возмещения изымаемого для государственных нужд земельного участка с учетом его рыночной стоимости, может считаться допустимым доказательством только в том случае, когда оно выполнено с соблюдением требований Закона N 135-ФЗ, обязательных для применения федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов.
Заключение эксперта является одним из доказательств, которое согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами (части 4 и 5 статьи 71 Кодекса); суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Кодекса; при этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 Кодекса).
Таким образом, суд апелляционной инстанции должен был проверить представленное в дело экспертное заключение на предмет его соответствия Закону N 135-ФЗ, обязательным для применения федеральным стандартам оценки, иным нормативным правовым актам. Соответствующие доводы содержались в возражениях истца (т. 5, л. д. 2 - 22).
Поскольку принудительное изъятие земельных участков, объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, надлежащий размер которого в установленном законодательством об оценочной деятельности порядке не определен, а для принятия законного и обоснованного судебного акта требуется установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, которые в суде кассационной инстанции невозможны, постановление апелляционного суда следует отменить, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса направить на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, установить размер возмещения за изымаемый земельный участок, обсудить вопрос о назначении повторной экспертизы, дать надлежащую оценку иным доводам сторон, после чего разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права, судебные расходы распределить по правилам статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по делу N А32-55086/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заключение эксперта является одним из доказательств, которое согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами (части 4 и 5 статьи 71 Кодекса); суд оценивает доказательства, в том числе заключение эксперта, исходя из требований частей 1 и 2 статьи 71 Кодекса; при этом по результатам оценки доказательств суду необходимо привести мотивы, по которым он принимает или отвергает имеющиеся в деле доказательства (часть 7 статьи 71, пункт 2 части 4 статьи 170 Кодекса).
Таким образом, суд апелляционной инстанции должен был проверить представленное в дело экспертное заключение на предмет его соответствия Закону N 135-ФЗ, обязательным для применения федеральным стандартам оценки, иным нормативным правовым актам. Соответствующие доводы содержались в возражениях истца (т. 5, л. д. 2 - 22)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2019 г. N Ф08-1480/19 по делу N А32-55086/2017
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1480/19
24.01.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6835/19
02.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1480/19
26.11.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5983/18
12.02.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-55086/17