г. Краснодар |
|
04 апреля 2019 г. |
Дело N А53-18695/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильенко Я.А., проводимого с использованием систем видео-конференц-связи, при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398, ОГРН 1026103305304) - Саркисовой Л.С. (доверенность от 18.01.2019), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Эрна" (ИНН 6168100158, ОГРН 1036168001022), третьего лица - муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону "Дворец творчества детей и молодежи", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эрна" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2018 (судья Золотарева О.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Смотрова Н.Н.) по делу N А53-18695/2018, установил следующее.
ООО "Эрна" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - департамент) со следующими требованиями:
- о признании незаконным отказа, оформленного уведомлением от 18.04.2018 N 59-8423/15, в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества: нежилого помещения (литера А) площадью 19,7 кв. м под магазин по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 53, в том числе помещения, расположенные:
этаж (отд/ст), 19,7 кв. м, комнаты N 4 и 5 (1 этаж; литера А); нежилого помещения (литера А) площадью 178,2 кв. м под центр моды и магазин "Ткани" по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 53, в том числе помещения, расположенные:
1 этаж, комнаты N 8а, 10, 12, 12а, 12б, 12в, 12г, 14, 14а, 14б; нежилого помещения (литера А) площадью 30,8 кв. м под реализацию тканей и фурнитуры по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 53, в том числе помещения, расположенные:
1 этаж, комнаты N 1 - 3, 3а, 3б, 17а;
- об обязании департамент заключить с обществом договоры купли-продажи указанных нежилых помещений (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБУ ДО г. Ростова-на-Дону "Дворец творчества детей и молодежи" (далее - учреждение).
Решением суда от 29.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.12.2018, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указывает, что публичный собственник в лице департамента воспрепятствовал реализации обществом права на выкуп путем передачи имущества, находящегося в аренде, третьему лицу. За время использования обществом спорных помещений ни департамент, ни учреждение не воспользовались ими в своей деятельности. Спорное имущество не использовалось учреждением в его уставной деятельности, передача имущества в оперативное управление учреждению произведена без его изъятия из владения общества. Спорные помещения являются обособленными объектами.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель департамента возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что департамент (арендодатель) и общество (арендатор) заключили следующие договоры аренды нежилых помещений муниципальной собственности:
- от 01.07.2008 N 5957-8, согласно которому обществу передано в аренду нежилое помещение (литера А) площадью 19,7 кв. м под магазин по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 53, в том числе помещения, расположенные: этаж (отд/ст), 1 этаж, комнаты N 4 и 5;
- от 26.07.2007 N 4009-8, согласно которому обществу передано в аренду нежилое помещение (литера А) площадью 178,2 кв. м под центр моды и магазин "Ткани" по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 53, в том числе помещения, расположенные: 1 этаж, комнаты N 8а, 10, 12, 12а, 12б, 12в, 12г, 14, 14а, 14б;
- от 15.06.2006 N 2026, согласно которому обществу передано в аренду нежилое помещение (литера А) площадью 146,7 кв. м под магазин по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 53, в том числе помещения, расположенные: 1 - 2 этаж, комнаты N 12, 12а, 12б, 12в, 12г, 10;
- от 14.07.2005 N 604-8, согласно которому обществу передано в аренду нежилое помещение (литера А) площадью 30,8 кв. м под реализацию тканей и фурнитуры по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 53, в том числе помещения, расположенные: 1 этаж, комнаты N 1 - 3, 3а, 3б, 17а; от 16.05.2002 N 4720, согласно которому обществу передано в аренду нежилое помещение (литера А) площадью 30 кв. м под реализацию тканей и фурнитуры по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 55/45, в том числе помещения, расположенные: 1 этаж, комнаты N 1 - 3, 3а, 3б;
от 10.06.2004 N 8544-8, согласно которому обществу передано в аренду нежилое помещение (литера А) площадью 30 кв. м под реализацию тканей и фурнитуры по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 55/45, в том числе помещения, расположенные:
1 этаж, комнаты N 1 - 3, 3а, 3б;
9 апреля 2018 года общество обратилось в департамент с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального недвижимого имущества в собственность за плату.
Письмом от 18.04.2018 департамент отказал обществу в приватизации арендуемого недвижимого муниципального имущества.
Полагая отказ департамента незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в арбитражный суд.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно пункту 5 статьи 3 которого особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Порядок и условия реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества предусмотрен Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"" (далее - Закон N 159-ФЗ), вступившим в силу 05.08.2008.
В статье 3 Закона N 159-ФЗ определены условия, при которых субъекты малого и среднего предпринимательства могут реализовать свое преимущественное право на приобретение при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу данного Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 1 Закона N 159-ФЗ установлено, что действие данного Закона не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанции установили, что спорные помещения переданы в оперативное управление учреждения 15.03.2006, то есть до даты принятия Закона N 159-ФЗ, включены в перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для аренды субъектами малого и среднего предпринимательства постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28.09.2016 N 1383 в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии у департамента цели воспрепятствовать реализации обществу права на приобретение арендуемого им имущества в собственность.
Судами установлено, что согласно решению исполнительного комитета Ростовского-на-Дону городского совета народных депутатов от 05.07.1989 N 692 здание по ул. Энгельса, 53 (в настоящее время - Б. Садовая) вводилось в эксплуатацию как объект образования - городская школа профориентации и передано на баланс Дворца пионеров.
Согласно части 1 статьи 102 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности. Пункт 2 статьи 102 Закона N 273-ФЗ, устанавливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных образовательных организаций, закрепленных за ними на праве оперативного управления или находящихся в их самостоятельном распоряжении объектов (зданий, строений, сооружений) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежитий, а также клинических баз, находящихся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащих им на ином праве.
При этом договоры аренды от 01.07.2008 N 5957-8, от 15.06.2006 N 2026, от 26.07.2007 N 4009-8 заключены после издания распоряжения от 15.03.2006 (ранее данное имущество в фактическом владении общества не находилось). В договорах аренды от 01.07.2008 N 5957-8, от 15.06.2006 N 2026, от 26.07.2007 N 4009-8, от 16.05.2002 N 4720, от 10.06.2004 N 8544-8 и от 14.07.2005 N 604-8 указано, что недвижимое имущество находится на праве оперативного управления (преамбула и пункты 1.4 договоров) и передано обществу по актам приема-передачи балансодержателем (общество как добросовестный участник гражданский правоотношений не могло не знать, что после строительства здания данное имущество передавалось в управление организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в том числе МУ "Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону", учреждению и не подлежит приватизации). Судами также установлена производственная потребность учреждения в спорных помещениях для выполнения общеобразовательных задач.
При таких обстоятельствах, установив законность оспариваемого отказа, судебные инстанции обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Кодекса. Иная оценка заявителем жалобы обстоятельств спора не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Аргументы подателя жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, фактически сводятся к несогласию с выводами судов обеих инстанций и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286 и 287 Кодекса.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 по делу N А53-18695/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанции установили, что спорные помещения переданы в оперативное управление учреждения 15.03.2006, то есть до даты принятия Закона N 159-ФЗ, включены в перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для аренды субъектами малого и среднего предпринимательства постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28.09.2016 N 1383 в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии у департамента цели воспрепятствовать реализации обществу права на приобретение арендуемого им имущества в собственность.
...
Согласно части 1 статьи 102 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности. Пункт 2 статьи 102 Закона N 273-ФЗ, устанавливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных образовательных организаций, закрепленных за ними на праве оперативного управления или находящихся в их самостоятельном распоряжении объектов (зданий, строений, сооружений) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежитий, а также клинических баз, находящихся в оперативном управлении образовательных организаций или принадлежащих им на ином праве."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 апреля 2019 г. N Ф08-2385/19 по делу N А53-18695/2018