г. Краснодар |
|
04 апреля 2019 г. |
Дело N А32-24963/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Кубаньэнерго" (ИНН 2312159262, ОГРН 1092312001540) - Алексеевой О.А. (доверенность от 11.03.2019), Хомуха Е.С. (доверенность от 01.01.2019), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 75964 5, отчет о публикации судебного акта в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2018 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 (судьи Филимонова С.С., Гуденица Т.Г., Соловьёва М.В.) по делу N А32-24963/2018, установил следующее.
ООО "Лукойл-Кубаньэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 16.03.2018 N 05-06-09-П-3.
Решением суда от 23.10.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.01.2019, заявление общества удовлетворено. Предписание управления от 16.03.2018 N 05-06-09-П-3 признано недействительным как не соответствующее Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах). С управления в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы несоответствием предписания закону и нарушением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В кассационной жалобе управление просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что оформление земельного отвода подразумевает получение правоустанавливающих документов на землю, оформление ограничений прав и санитарных зон. Обжалуемое предписание фактически обществом исполнено, оно является законным, обоснованным и исполнимым. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2018 по делу N А32-25632/2018, в котором рассматривалось заявление об оспаривании постановления управления от 30.03.2018 N 05-06-58-П-2, установлено наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в связи с непринятием мер к оформлению земельного отвода. Оспариваемое предписание имело преюдициальное значение при вынесении данного постановления о привлечении общества к ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что на основании распоряжения от 22.01.2018 N 01-04-19/01 управление провело плановую выездную проверку общества, по результатам которой составило акт от 16.03.2018 N 05-08-09-П и выдало предписание от 16.03.2018 N 05-06-09-П-3 в срок до 16.07.2018 оформить земельный отвод под представленные участки недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общество обжаловало предписание в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (статья 11 Закона о недрах).
Согласно пункту 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу (статья 9 Закона о недрах).
В силу статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что обществу выдана лицензия на право пользования недрами серии КРД N 05199 ВЭ (далее - лицензия) сроком действия до 16.09.2036, зарегистрированная 04.09.2015, целевым назначением и видами работ указаны добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности. Участок недр имеет статус горного отвода (л. д. 131 т. 1).
Приложение N 1 "Условия пользования недрами" к лицензии является ее неотъемлемой составной частью. Пунктом 2.1 приложения N 1 "Условия пользования недрами" к лицензии установлено, что участки недр расположены в восточной части г. Краснодара на территории предприятия, на двух площадках. Добыча подземных вод осуществляется за счет водозаборных скважин, пробуренных кустами, эксплуатирующих водоносные комплексы четвертичных и верхнеплиоценовых отложений, с интервалами каптажа соответственно 29-80 м и 92-297 м.
Из пункта 2.2 приложения N 1 "Условия пользования недрами" к лицензии следует, что участкам недр общей площадью 1,315 га, включающим в себя площади и границы зон санитарной охраны первого пояса водозаборных скважин и ограничением по глубине до 305 м, придается статус горного отвода.
Владелец лицензии обязан оформить земельный отвод под предоставленные участки недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2.5 приложения N 1 "Условия пользования недрами" к лицензии).
Общество на основании лицензии осуществляет эксплуатацию 5 (пяти) водозаборных артезианских скважин (N 30190, 30201, 72911, 72912, 72913), расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403024:351, находящегося по адресу: Краснодар, Трамвайная, 13. Этот участок предоставлен ООО "Кубанская тепловая генерация" по договору аренды от 27.09.2012 N 7700002725, заключенному с территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (срок действия до 29.09.2061).
Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 04.10.2017 N 1279 утверждены границы и режимы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, пунктом 4 которого обществу предписано обеспечить в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" представление в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документа, содержащего необходимые для внесения в реестр сведений о зонах санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (л. д. 38, 39 т. 1).
Письмом Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу от 26.04.2018 N КК-КК-ЮФО-08-09/877 обществу разъяснено, что кроме утверждения границ зон санитарной охраны необходимо выполнить требования статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) - оформить ограничение прав на землю. Выполнив требование Земельного кодекса в части регистрации прав на земельный участок и ограничений прав на землю, условие об оформлении земельного отвода будет считаться исполненным (л. д. 58, 59 т. 1).
Согласно информации, предоставленной краснодарским филиалом ФБУ "ТФГИ по Южному федеральному округу" от 20.02.2018 N 04/474, схема расположения горного отвода лицензионного участка в фондах отсутствует (л. д. 148 т. 1).
Судебные инстанции обоснованно указали, что оформление ограничений прав на землю и санитарных зон не является оформлением земельного отвода, как предписано обществу. Земельный кодекс не устанавливает понятие "земельный отвод" и порядок его оформления под предоставленные земельные участки недр. В целях выполнения условий пользования недрами разработан и утвержден Проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин общества, прошедший все необходимые стадии согласования с государственными органами.
По этим основаниям оспариваемое предписание обоснованно признано неисполнимым в связи с его неясностью и неконкретностью, не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем признано судебными инстанциями недействительным.
Фактически, как правильно установил суд и подтверждается материалами дела, управление в предписании требует от общества утвердить границы и режимы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зарегистрировать в установленном порядке необходимые для внесения в реестр сведений о зонах санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также зарегистрировать ограничения прав на землю. Оформление ограничений прав на землю и санитарных зон не является оформлением земельного отвода. Общество в целях выполнения условий пользования недрами разработало и утвердило проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин общества, провело все необходимые согласования с государственными органами. В выписке из ЕГРН указано, что спорный земельный участок принадлежит обществу на праве аренды (л. д. 183 т. 1).
Из информации краснодарского филиала ФБУ "ТФГИ по Южному федеральному округу" от 20.02.2018 N 04/474 следует, что схема расположения горного отвода лицензионного участка в фондах отсутствует (л. д. 148 т. 1).
Между тем, необходимость оформления горного отвода обществу не предписывалась.
Согласно Советскому юридическому словарю отвод земли - это действия государственных органов, направленные на установление права пользования землей государственных, общественных и кооперативных организаций, учреждений, предприятий, а также отдельных граждан. Аналогичное определение содержит и Большой юридический словарь.
Горный отвод - это предоставленный пользователю участок недр в соответствии с лицензией для добычи полезных ископаемых, возведения и использования подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также при наличии соглашения о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья (статья 7 Закона о недрах).
Согласно Жилищной энциклопедии земельный отвод - это предоставление в установленном земельном законодательством порядке и размерах, определяемых нормативными документами, земель (земельных участков).
Материалами дела установлено, что общество использует земельный участок с кадастровым номером 23:43:0403024:351, находящийся по адресу: Краснодар, Трамвайная, 13, на котором расположены указанные скважины, на праве аренды по договору, заключенному ООО "Кубанская тепловая генерация" с территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае со сроком действия до 29.09.2061.
В 2015 году произошло слияние ООО "Кубанская тепловая генерация" в общество, в связи с чем право аренды земельного участка зарегистрировано за обществом (выписка из ЕГРН от 06.09.2018, л. д. 183 т. 1).
Таким образом, общество на законном основании использует указанный земельный участок с находящимися на нем скважинами. Зарегистрировало общество и ограничения прав на землю и санитарных зон (выполнение этих действий в предписании не указано).
В связи с этим суд обоснованно счел предписание неисполнимым в связи с его неясностью и неконкретностью, не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Ссылаясь на фактическое исполнение предписания, управление не указывает, какие названные в предписании действия совершило общество для его исполнения.
Подлежит отклонению ссылка и на судебный акт по делу N А32-25632/2018, поскольку в нем рассматривался вопрос о правомерности привлечения общества к ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, тогда как в предписании от 16.03.2018 N 05-06-09-П-3 указано о необходимости устранения конкретного нарушения.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А32-24963/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.