г. Краснодар |
|
05 апреля 2019 г. |
Дело N А63-9421/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (ИНН 2636803134, ОГРН 1112651035463) - Гаруса Д.А. и Ковлягина А.Н. (доверенности от 20.02.2018, 10.10.2018), в отсутствие заинтересованного лица - Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.08.2018 (судья Аксенов В.А.) и постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу N А63-9421/2018, установил следующее.
ООО "Эко-Сити" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент) о признании незаконным и отмене решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) двух объектов размещения отходов (ОРО), а также возложении обязанности на департамент выдать обществу решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Решением от 24.08.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.11.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, в представленных обществом отчетах о результатах мониторинга не соблюдены требования Порядка проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО (утвержден приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66; далее - Приказ N 66). В нарушение пункта 24 Приказа N 66 в отчетах не приведены сведения об использованных методиках (методах) отбора проб и инструментальных измерений; согласно протоколам от 28.12.2017 N 71, от 04.09.2017 N 39, от 28.12.2017 N 73 и от 04.09.2017 N 38 анализ содержания метана в атмосферном воздухе проводился лабораторией филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" ЦЛАТИ по Краснодарскому краю (далее - учреждение-1), однако в разделе 2 отчетов не отражена информация о привлечении указанной лаборатории к работам и не приложены документы о ее аккредитации. Это исключает возможность определения наличия права указанной испытательной лабораторий на проведение соответствующих измерений (испытании). Суды не учли, что в целях анализа и сопоставления изложенных обществом в отчетах информации данных департамент привлек ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" ЦЛАТИ по Ставропольскому краю (далее - учреждение-2) для проведения необходимых измерений. По результатам отбора проб учреждение-2 представило департаменту протоколы испытаний (измерений) воды, согласно которым установлено превышение химических значений по ряду показателей (нитрат-ион в 1,8 раз, сульфат-ион в 4 раза, гидрокарбонаты в 1,2 раза). В марте - апреле 2018 года в ходе плановой выездной проверки в отношении общества проведены отборы проб природной (подземной воды) на эксплуатируемых им объектах размещения отходов, по результатам которых также установлены превышения содержания загрязняющих веществ в скважине выше по течению подземной воды относительно скважины ниже по течению (по нитрат-иону - в 1,5 раза, по хлорид-иону - в 1,7 раза, по сульфат-иону - в 4,2 раза, по иону магния - в 2,6 раза, по иону аммония - в 2,9 раза). Положением о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 (далее - Положение N 467) не установлено требование по проведению контрольно-надзорного мероприятия, в рамках которого необходимо установить наличие фильтрата на территории объекта размещения отходов.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они соответствуют закону.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, общество направило департаменту отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду для объектов - межмуниципального зонального центра "Отходоперерабатывающий комплекс" и межмуниципального зонального центра "Полигон ТБО для Петровского района Ставропольского края" - в целях подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов.
По результатам рассмотрения отчетов департаментом принято решение от 21.02.2018 N 17-06/751 о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду указанных объектов размещения отходов, эксплуатируемых обществом.
Считая указанное решение незаконным, общество обратилось в суд.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Положением N 467 установлен порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СП 2.1.7.1038-01 разработаны на основании Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и применяются при проведении государственного санитарно-эпидемиологического контроля и надзора. Надзор за соблюдением требований указанных санитарных правил осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения N 467 установлено, что нормативы качества окружающей среды определяются в следующих местах отбора проб: для атмосферного воздуха и почв - на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов;
для поверхностных водных объектов - в месте выпуска сточных вод, поступающих с объекта размещения отходов в водный объект; для подземных водных объектов - на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов, по направлению течения подземных вод.
Согласно пункту 5 Положения N 467 при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.
Если нормативов качества нет, то, соответственно, точки отбора проб данным Положением N 467 не регламентированы.
В пункте 11 Положения N 467 указаны основания для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду:
а) отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; б) превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды;
в) несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов.
Как установлено судами, основанием для принятия департаментом оспариваемого решения послужило следующее: акты отбора проб не содержат географических координат точек отбора проб; несоответствие отчета требованиям пунктов 18, 24 и 29 Порядка N 66; отсутствует оценка бактериологических и гельминтологических показателей; отсутствует информация о привлечении учреждения-1; отсутствуют копии документов и материалов о соответствии использованных средств отбора проб, методик отбора, инструментальных измерений и определений требованиям законодательства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом приведенных норм права, суды пришли к выводу о том, что названные департаментом в оспариваемом решении основания для неподтверждения исключения НВОС в Положение N 467 отсутствовали, нормативы качества окружающей среды в спорный период не установлены, требование об указании в актах отбора проб географических координат точек отбора проб в отчете по мониторингу Порядком N 66 не предусмотрено, поэтому сочли отказ департамента по подпункту "а" пункта 11 Положения N 467 неправомерным и удовлетворили заявление общества.
Ссылка на отсутствие информации о привлечении учреждения-1 к осуществлению мониторинга отклонена судом. Как указано судами, обществом к осуществлению мониторинга данное лицо не привлекалось. Владелец ОРО заключил договоры с учреждением-2, которое в рамках исполнения работ по договору может привлекать иные подрядные организации. Кроме того, в отношении учреждения-1 при подаче спорных отчетов были приложены документы о его аккредитации в качестве испытательной лаборатории. Суды отметили, что в соответствии с программами мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействий на окружающую среду, утвержденными обществом в 2017 году, исследование бактериологических и гельминтологических показателей не включено, поскольку эти требования не входят перечень природоохранных и регулируются только санитарно-эпидемиологическим законодательством, полномочия по соблюдению которого не входят в компетенцию департамента.
Отсутствие в отчетах по мониторингу копий документов и материалов о соответствии использованных средств отбора проб, методик отбора, инструментальных измерений обусловлено тем, что общество собственными силами не использует средства отбора проб, методики отбора, инструментальные измерения, определения, а привлекает для этих целей специализированные организации (копии договоров имеются в отчетах по мониторингу), имеющих соответствующую аккредитацию согласно требованиям действующего законодательства (копии аттестатов аккредитации имеются в отчетах по мониторингу).
По смыслу пункта 10 Положения N 467 орган по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по результатам которого в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов.
Отклоняя доводы департамента о превышении ряда показателей химических веществ, апелляционный суд отметил, что они вопреки правилам пункта 10 Положения N 467 не обоснованы сопоставлением между данными отчетов по мониторингу, представленных обществом, с полученными показателями; данные превышения по загрязняющим веществам не имеют нормативно-правового подтверждения. Кроме того, указанные превышения выявлены по истечении установленного 30-дневного срока и при принятии оспариваемого решения обществу не вменялись.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение департамента нарушает права и законные интересы общества, так как противоречит установленным материалами дела обстоятельствам и не соответствует нормам права.
Основания для отмены или изменения судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.08.2018 и постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по делу N А63-9421/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СП 2.1.7.1038-01 разработаны на основании Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и применяются при проведении государственного санитарно-эпидемиологического контроля и надзора. Надзор за соблюдением требований указанных санитарных правил осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
...
По смыслу пункта 10 Положения N 467 орган по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по результатам которого в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 апреля 2019 г. N Ф08-1116/19 по делу N А63-9421/2018