г. Краснодар |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А22-2333/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия (ИНН 0814056468, ОГРН 1020800763169), заинтересованного лица - федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" (ИНН 0814168524, ОГРН 1060814073583), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.10.2018 (судья Анжукаева Е.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А22-2333/2018, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Элисте Республики Калмыкия (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" (далее - учреждение) 2 тыс. рублей финансовой санкции за неполноту и недостоверность представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2017 года.
Решением суда от 09.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.12.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Выявление учреждением ошибки до ее обнаружения фондом, самостоятельная корректировка ошибки путем представления в фонд дополнительных сведений за соответствующий период свидетельствуют о возможности в таком случае не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Фонд обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 09.10.2018 и постановление апелляционной инстанции от 27.12.2018, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что в данном случае представление сведений о сотрудниках, сведения о которых не указаны в первичном (исходном) отчете, нельзя квалифицировать в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), поскольку сведения фактически не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, учреждение 01.03.2017 представило в фонд сведения о 13 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2017 года. Указанные сведения обработаны и приняты фондом без замечаний.
Самостоятельно обнаружив ошибку, выразившуюся в непредставлении сведений на 4 застрахованных лиц в ранее представленных сведениях за февраль 2017 года, учреждение 27.04.2017 направило фонду по телекоммуникационным каналам связи дополняющую форму СЗВ-М за февраль 2017 года.
Фонд провел проверку по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой составил акт от 06.10.2017 N 006S18170002666 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и вынес решение от 03.11.2017 N 006S19170002895 о применении к учреждению финансовых санкций в сумме 2 тыс. рублей.
Требованием от 27.11.2017 N 006S0117А0ЕННТ учреждению предложено добровольно уплатить штраф в срок до 15.12.2017.
Учреждение требование фонда в добровольном порядке не исполнило, что послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной суммы в судебном порядке.
Судебные инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 1, 11, 15, 17 Закона N 27-ФЗ, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Инструкцией N 766н, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований фонда.
Суды правильно указали, что в соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ страхователь наделен правом дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу абзаца 3 пункта 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Суды установили, что исходные сведения о застрахованных лицах за февраль 2017 года представлены учреждением в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально представленных сведений самостоятельно выявлена и устранена путем направления 27.04.2017 корректирующих сведений.
Фонд выявил ошибку учреждения только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной).
Материалы дела не содержат доказательств того, что именно фонд уведомил учреждение о выявленной ошибке и предложил представить уточненные данные. Равным образом отсутствуют и доказательства направления фондом в адрес учреждения уведомлений либо иных писем, в которых бы сообщалось о выявленных ошибках либо расхождениях.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в фонд дополнительных сведений за этот период, что указывает на отсутствие оснований для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Выводы судов об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период), является правильным и соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
По изложенным основаниям доводы заявителя кассационной жалобы, настаивающего на обратном, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном истолковании закона.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 09.10.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018 по делу N А22-2333/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.