г. Краснодар |
|
08 апреля 2019 г. |
Дело N А63-4179/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Шахин" (ИНН 7718998540, ОГРН 5147746103270) - Куватова А.В. (доверенность от 28.01.2019), от заинтересованного лица - Минераловодской таможни (ИНН 2630014398, ОГРН 1022601456459) - Сушковой О.А. (доверенность от 24.12.2018), рассмотрев кассационную жалобу Минераловодской таможни на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2018 (судья Демченко С.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-4179/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Шахин" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Минераловодской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконными решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 11.12.2017 N 10802000-16-32/038, от 19.12.2017 N 10802000-16-32/044, N 10802000-16-32/043, N 10802000-16-32/042, N 10802000-16-32/041, N 10802000-16-32/040, N 10802000-16-32/039, N 10802000-16-32/045; о взыскании 24 000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Решением суда первой инстанции от 21.09.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.12.2018, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием у таможенного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых решений.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение заключенного обществом с компанией "Shahin Talaie Falat Company", Иран, внешнеэкономического контракта от 29.10.2015 N 11, на таможенную территорию Таможенного союза ввезена паста томатная, вес нетто единицы изделия без первичной упаковки 800 гр, материал тары - металлическая банка, вес 1 банки с томатной пастой 880 гр, изготовители "PAYA CONSERVE CO", "SANAYE VA FARA VARDENHAYE GHAZAEI MAZ MAZ", марка "PAYA", товарный знак, модель, артикул отсутствуют (далее - товар).
Товар оформлен обществом по декларациям на товары N 10802070/180116/0000305, N 10802070/011015/0003062, N 10802070/151015/0003223, N 10802070/101115/0004194, N 10802070/221015/0003304, N 10802070/101115/0004195, N 10802070/011215/0005366, N 10802070/171215/0006352 (далее - спорные ДТ).
В ходе таможенного оформления товара в целях получения преференциального режима по уплате таможенных платежей общество представило в таможню подлинники сертификатов о происхождении товара по форме "А" (далее - сертификаты). При этом страной происхождения товара указан Иран, Исламская Республика.
Товар выпущен таможней в свободное обращение с предоставлением тарифных преференций.
В ходе проведения дополнительной проверки обоснованности предоставления тарифных преференций, проведенной таможенным органом после выпуска товара в свободное обращение, таможня пришла к выводу о том, что представленные сертификаты не могут быть приняты в качестве основания для предоставления тарифных преференций, поскольку заполнены с нарушением требований к их заполнению, а именно: в графе 11 сертификата N 2021601160056 АА 1350470, представленного в отношении ДТ N 10802070/180116/0000305, отсутствует дата выдачи и место удостоверения сертификата; в сертификатах N 201150808141 АА122112729, N 201150807987 АА122112541, N 201150804715 АА12198248, N 201150805784 АА 12199589, N 201150805785 АА 12199590, N 201150805478 АА 12199584, представленных в отношении ДТ N 10802070/171215/0006352, 10802070/011215/0005366, 10802070/011015/0003062, 10802070/221015/0003304, 10802070/151015/0003223 соответственно, в графе 11 отсутствует дата выдачи и место удостоверения сертификата, в графе 12 отсутствуют место и дата заполнения сертификата, наименование страны назначения товара; в сертификатах N 201150807912 АА122112444, N 201150807925 АА 12211245, N 201150807918 АА 12211248, N 201150807905 АА 12211235, выданных в отношении ДТ N 10802070/101115/0004194 и N 10802070/101115/0004195, в графе 11 отсутствует дата выдачи и место удостоверения сертификата, в графе 12 отсутствуют место и дата заполнения сертификата.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия таможенным органом решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 11.12.2017 N 10802000-16-32/038, от 19.12.2017 N 10802000-16-32/044, от 19.12.2017 N 10802000-16-32/043, от 19.12.2017 N 10802000-16-32/042, от 19.12.2017 N 10802000-16-32/041, от 19.12.2017 N 10802000-16-32/040, от 19.12.2017 N 10802000-16-32/039, от 19.12.2017 N 10802000-16-32/045, которыми обществу отказано в предоставлении преференций в отношении товара, оформленного по спорным ДТ.
Общество, не согласившись с указанными решениями таможни, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в спорный период (далее - Кодекс) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе, тарифные преференции.
В силу пункта 1 статьи 58 Кодекса страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза.
Пунктом 2 статьи 58 Кодекса установлено, что определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
В силу пункта 3 статьи 58 Кодекса определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - участников Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
Пунктом 2 статьи 59 Кодекса предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В силу пункта 1 статьи 61 Кодекса сертификатом о происхождении товара является документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - участников Таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
Согласно пункту 1 статьи 62 Кодекса при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - участников таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - участников таможенного союза.
При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
Пунктом 2 статьи 74 Кодекса предусмотрено, что тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - участников Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 35 Перечня развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, утвержденного решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, Иран включен в указанный перечень.
Согласно разделу I Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, являющихся приложением к Соглашению, заключенному Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации в г. Москве 12.12.2008, и действовавших в спорный период (далее - Правила), товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в том числе, в случае, когда он полностью произведен в данной стране.
В силу раздела VII Правил в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение 2).
Из содержания раздела VIII Правил следует, что в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы Сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Сертификат может быть признан недействительным в случаях, если не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара; имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений: по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных Правилами.
Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Согласно содержанию Требований к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А", являющихся приложением N 2 к Правилам, графа 11 декларации-сертификата о происхождении товара по форме "А" (далее - сертификат) содержит, в том числе, данные о дате и месте удостоверения сертификата. Графа 12 сертификата содержит, в том числе, данные о наименование страны назначения товара, а также о месте и дате заполнения сертификата.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае имеющиеся в представленных обществом в таможенный орган недостатки оформления не включены в установленный законом перечень случаев, в которых сертификат может быть признан недействительным.
Следовательно, в данном случае указанные недостатки не являются безусловным основанием для признания спорных сертификатов недействительными и отказа в предоставления обществу соответствующих тарифных преференций.
Кроме того, оценив представленные доказательства в совокупности судебные инстанции установили, что имеющиеся недостатки не привели к невозможности установить страну происхождения товара. При этом учитывалось, что фактически таможенным органом страна происхождения товара не оспаривалась.
Дополнительные проверочные мероприятия, направленные на получение сведений от компетентных органов страны происхождения товара, таможней не проводились, соответствующие запросы в компетентные органы Ирана, заверившего сертификаты, не направлялись.
Доказательств того, что спорные сертификаты о происхождении товара, оформленного по спорным ДТ, недействительны, либо относятся к иному товару, таможней не представлено.
Доказательства наличия иных обстоятельств, в силу которых обществу не могли быть предоставлены тарифные преференции в отношении спорного товара, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у таможни правовых оснований для вынесения оспариваемых решений.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2018 по делу N А63-4179/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.