г. Краснодар |
|
10 апреля 2019 г. |
Дело N А53-14735/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Таганрогский металлургический завод" - Волобуевой Т.В. (доверенность от 23.01.2019), Казбминой Ж.И. (доверенность от 23.01.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области, третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Таганрогский металлургический завод" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2018 (судья Прокопчук С.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Смотрова Н.Н.) по делу N А53-14735/2018, установил следующее.
ПАО "Таганрогский металлургический завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области (далее - учреждение) о признании незаконным отказа во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - реестр; измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.
Решением суда первой инстанции от 04.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.12.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что отсутствует принятый соответствующим компетентным органом акт об установлении зоны с особыми условиями использования. Право внесения в реестр сведений на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании, было предусмотрено до 01.01.2015, общество обратилось после 01.01.2015. Суд апелляционной инстанции также отклонил довод о возможности внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территории без соответствующего решения органа местного самоуправления, поскольку ранее действовавший порядок (пункты 5 - 5.3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации), и действующее законодательство (статья 106 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 03.08.2018) не предусматривают установление зон с особыми условиями использования иначе как на основании решения уполномоченного органа, за исключением случаев, когда такие зоны возникают в силу федерального закона (пункты 1, 6, 19 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 03.08.2018). Апелляционный суд, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 252-ФЗ), указал, что рассматриваемом случае указано на срок, в который необходимо внесение сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022. Указанные положения не раскрывают порядок обращения и внесения сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории, которые урегулированы вышеприведенными положениями действующего законодательства. Суд также не принял во внимание ссылку общества на отказ администрации города Таганрога в установлении охранных зон согласовании карт (планов) в соответствии с перечнем объектов электросетевого хозяйства общества, так как доказательства представления отказа суду первой инстанции не представлены. Кроме того указанный отказ заявитель не оспаривал.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявленные требования - удовлетворить. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, не применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства", не учтены разъяснения департамента Министерства экономического развития Российской Федерации о внесении в реестр сведений до 01.01.2022.
В судебном заседании представители подателя жалобы поддержали ее доводы, просили суд кассационной инстанции отменить обжалуемые акты.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 02.04.2019 объявлялся перерыв до 15 часов 25 минут 09.04.2019, о чем сделано публичное извещение.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что обществу на праве собственности принадлежат объекты электросетевого хозяйства: подстанция ПС 110/6 кВ Т-12, кадастровый номер 61:58:0003492:572, расположенная по адресу г. Таганрог, ул. Заводская, 1; трансформаторная подстанция 2КТП-630 КВА электрического цеха, кадастровый номер 61:58:0003492:618, расположенная по адресу: г. Таганрог, ул. Социалистическая, 153-3.
Во исполнение требований действующего законодательства о необходимости установления границ охранных зон для объектов электросетевого хозяйства, общество обратилось в учреждение с заявлением от 05.03.2018 N 50/40-346 о постановке на кадастровый учет сведений о границах охранных зон указанных объектов сетевого хозяйства, к которому прилагались карты (планы) объектов землеустройства, оформленные в виде электронных документов и записанные на CD-диски.
Учреждение в письме от 16.03.2018 N 18-исх/01820 отказало обществу во внесении сведений в реестр, указав на отсутствие решения органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении представленных зон для объектов электросетевого хозяйства и возможности направления в орган регистрации прав в порядке информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений) о зонах с особыми условиями использования территории, в отношении которых не приняты решения (акты) органов государственной власти или органов местного самоуправления об их установлении, изменении или о прекращении существования.
Полагая, что решение учреждения от 16.03.2018 N 18-исх/01820 является незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок внесения сведений в реестр о зонах регулируется статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и Правилами о предоставлении документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил в случае установления или изменения границ зон, а также прекращения их существования федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении границ зон или о прекращении их существования, направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ зон, в том числе их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, или сведения, содержащиеся в решении о прекращении существования зоны.
Частью 1 статьи 33 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что внесение в реестр сведений о зонах с особыми условиями использования территорий по заявлению заинтересованного лица осуществляется только в случаях, предусмотренных статьей 32 названного закона, в том числе в случае принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
В силу пункта 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства" определено, что согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, не требуется; сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании. Такие сведения указанные организации обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, до 01.01.2015.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что отсутствует принятый соответствующим компетентным органом акт об установлении зоны с особыми условиями использования, при этом общество обратилось после 01.01.2015, суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя жалобы о том, что не применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства", не учтены разъяснения департамента Министерства экономического развития Российской Федерации о внесении в реестр сведений до 01.01.2022, был предметом оценки судов обеих инстанций. Следует отметить, что названное постановление предусматривает введение в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160. Так, согласно техническому паспорту подстанция ПС 110/6 кВ Т-12, кадастровый номер 61:58:0003492:572, расположенная по адресу г. Таганрог, ул. Заводская, д. 1, размещена в здании 1933 года постройки. Вместе с тем в материалы дела акты о введении объектов электросетевого хозяйства в эксплуатацию, соответствующие разрешения административных органов на их ввод, не представлены. На регистрацию в учреждение общество представило карты (планы) объектов землеустройства оформленных в виде электронных документов.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушение норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.09.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 по делу N А53-14735/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя жалобы о том, что не применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 736 "О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства", не учтены разъяснения департамента Министерства экономического развития Российской Федерации о внесении в реестр сведений до 01.01.2022, был предметом оценки судов обеих инстанций. Следует отметить, что названное постановление предусматривает введение в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160. Так, согласно техническому паспорту подстанция ПС 110/6 кВ Т-12, кадастровый номер 61:58:0003492:572, расположенная по адресу г. Таганрог, ул. Заводская, д. 1, размещена в здании 1933 года постройки. Вместе с тем в материалы дела акты о введении объектов электросетевого хозяйства в эксплуатацию, соответствующие разрешения административных органов на их ввод, не представлены. На регистрацию в учреждение общество представило карты (планы) объектов землеустройства оформленных в виде электронных документов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2019 г. N Ф08-2411/19 по делу N А53-14735/2018