г. Краснодар |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А53-28138/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н. при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Лебедева Ю.В.) от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Донмастер"" (ИНН 6163096638, ОГРН 1096163001736) - Белотелова К.А. (доверенность от 30.08.2018), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району по городу Ростов-на-Дону (ИНН 6152001137, ОГРН 1046164045070) - Мусаутовой Э.Д. (доверенность от 28.03.2018), Мукосеевой М.А. (доверенность от 14.09.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Донмастер"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.11.2018 (судья Лебедева Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018 (судьи Николаев Д.В., Шимбарева Н.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-28138/2018, установил следующее.
ООО "Судоходная компания "Донмастер"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району по городу Ростова-на-Дону (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 09.06.2018 N 3642 об отказе обществу в возмещении 5 098 255 рублей НДС и обязании возместить обществу 5 098 255 рублей НДС.
Решением суда от 01.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.12.2018, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что общество не подтвердило соблюдение условий, предусмотренных для применения налогового вычета по НДС, уплаченного при ввозе на территорию Российской Федерации транспортных средств, подвергшихся ремонту за пределами таможенной территории Российской Федерации, без их помещения под таможенные режимы: выпуска для внутреннего потребления; временного ввоза; переработки вне таможенной территории. Общество не представило доказательства, свидетельствующие, что произведенный ремонт необходим для обеспечения сохранности, эксплуатации и поддержания судна в состоянии, в котором оно находилось на день вывоза, или потребность в ремонте возникла во время использования этого транспортного средства в международной перевозке. Общество не доказало необходимость проведения ремонта судна в ходе выполнения уже начатой международной перевозки товаров.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 01.11.2018 и постановление апелляционной инстанции от 28.12.2018, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что общество не имело объективной возможности вывезти теплоход с помещением его под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, поскольку на дату вывоза теплохода в качестве транспортного средства международной перевози с грузом обществу не было известно о возможности ремонта теплохода вне таможенной территории на приемлемых условиях. Ввоз теплохода, имеющего статус продукта переработки вне таможенной территории, осуществлен на территорию Таможенного союза в полном соответствии с требованиями действовавшего законодательства. Общество документально подтвердило право на возмещение НДС. Таможенный кодекс Таможенного союза не запрещает проводить ремонт транспортного средства международной перевозки после его временного вывоза в упрощенном порядке без подачи декларации на товары.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители инспекции в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом 19.10.2017 налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2017 года, по результатам которой составила акт от 02.02.2018 N 38583 и вынесла решения от 09.06.2018 N 20024 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 3642 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, которыми обществу начислены к уплате 42 612 рублей НДС, 2131 рубль 08 копеек пеней, 4204 рубля штрафа и отказано в возмещении 5 098 255 рублей НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области от 07.08.2018 N 15-15/2680 спорные решения оставлены без изменения, апелляционная жалоба общества - без уведомления.
Не согласившись с решением инспекции от 09.06.2018 N 3642, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 24 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 Кодекса).
Следовательно, налоговый вычет по НДС применяется в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (статья 209 Таможенного кодекса Таможенного союза), временного ввоза (статья 227 Таможенного кодекса Таможенного союза) и переработки вне таможенной территории (статья 252 Таможенного кодекса Таможенного союза). Кроме того, воспользоваться вычетом возможно в случае, если ввоз товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, осуществляется без таможенного оформления.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под указанные таможенные процедуры, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Отличительной особенностью в указанных случаях будет выбор декларантом таможенной процедуры. При оформлении судна как средства перевозки выбирается таможенная процедура временного ввоза/вывоза в зависимости от направления перемещения - в таком случае заполняется декларация на транспортное средство или используется пакет транспортных и коммерческих документов в качестве данной декларации. Если же судно ввозится как товар с целью последующего нахождения и использования на территории страны, то выбирается таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления, за ее пределами - экспорта, для ремонта - таможенные процедуры переработки. В таком случае заполняется декларация на товары, при этом есть особенности, связанные с уплатой таможенных платежей.
Изложенное означает отсутствие у налогоплательщика права на применение налогового вычета по НДС, уплаченного при ввозе на территорию Таможенного союза транспортных средств, подвергшихся ремонту за пределами таможенной территории Таможенного союза, без их помещения под таможенные режимы: выпуска для внутреннего потребления; временного ввоза; переработки вне таможенной территории.
На уплату таможенных платежей в отношении судов, пересекающих таможенную границу, влияет флаг, под которым судно осуществляет деятельность. В случае регистрации судов в Российском международном реестре судов (далее - РМРС) для таких судов независимо от места их постройки предоставляются определенные льготы по уплате таможенных платежей, которые включают:
- освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе;
- освобождение от обложения ввозной таможенной пошлиной;
- освобождение от предоставления обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Для получения данных льгот необходимо представить документы, подтверждающие включение судна в РМРС, а также использовать судно в соответствии с условиями выбранной декларантом таможенной процедуры.
В случае выбора таможенной процедуры переработки вне таможенной территории с целью ремонта судов освобождение от уплаты вышеуказанных таможенных платежей не применяется, действует общий порядок уплаты платежей за совершение операций по ремонту, установленный таможенным законодательством.
Проверяя соблюдение обществом условий применения налогового вычета по НДС, судебные инстанции установили следующее.
Обществу на праве собственности (свидетельство от 27.03.2017 серии MС-VII N 003415) принадлежит теплоход "Алексей Афанасьев" (далее - теплоход), который включен в РМРС.
Теплоход вывезен с таможенной территории Таможенного Союза с грузом металлолома 24.04.2017, что подтверждено генеральной и грузовой декларациями, поданными на таможенный пост "Речной порт Ростов-на-Дону".
После убытия теплохода с таможенной территории Таможенного Союза в период осуществления международной перевозки на основании заключенного контракта от 12.05.2017 N 101/2017 теплоход поставлен на ремонт на судоремонтный завод в Тузле Hidrodinamik Shipbuilding and Trading Со, Турция. Стоимость ремонта согласно контракту и соглашению к нему составили 483 тыс. долларов США (ПС N 17080009/1000/0030/4/1). В соответствии с ремонтной ведомостью проведены ремонтные работы: генеральный сервис (постановка судна в док и вывод судна из дока; услуги буксировки, швартовщиков; услуги портового крана; утилизация отходов; зачистка топливных цистерн; загрузка припасами воды и топлива; ремонт электрики; окраска корпуса и грузовых трюмов; замена обшивки дна; ремонт якорного устройства); механическая часть (ремонт гребного устройства со снятием с судна в цеху; ремонт донно-забортной арматуры).
Вместе с тем по результатам проведенного в период с 08.05.2017 по 18.08.2017 на основании контракта от 12.05.2017 N 101/2017 с Hidrodinamik Shipbuilding and Trading Со освидетельствования теплохода на предмет осуществления работ и оказание услуг по организации и проведению промежуточного освидетельствования теплохода установлено, что по результатам проведенных работ на теплоходе его балансовая стоимость не изменилась, при этом возобновлен на новый срок класс с символом, позволяющим осуществлять определенного вида перевозки (согласно классификационному свидетельству 17.02303.240). То есть по результатам ремонтных работ восстановление теплохода осуществлено не до состояния, которое судно имело на дату вывоза, а до состояния, имевшегося на дату предыдущего освидетельствования регистром - 09.12.2012, что подтверждено классификационным свидетельством (ф.3.1.2) и отчетом по освидетельствованию судна (ф.6.1.03).
Общество не представило доказательства, свидетельствующие, что произведенный ремонт необходим для обеспечения сохранности, эксплуатации и поддержания судов в состоянии, в котором они находились на день вывоза и, что потребность в ремонте возникла во время использования этого транспортного средства в международной перевозке.
Суды учли, что в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, подлежащие государственной регистрации суда, подлежат классификации и освидетельствованию.
По результатам надзорной деятельности уполномоченные органы выдают на судно свидетельства установленных образцов с указанием срока их действия и результатов освидетельствования.
Как видно из материалов дела, у общества имелось свидетельство от 09.12.2012, из которого усматривалось, что срок следующего освидетельствования - до 02.08.2017.
Согласно пункту 3.1.3 Правил технической эксплуатации морских судов "Основное руководство" (РД 31.20.01-97), утвержденных распоряжением Минтранса Российской Федерации от 08.04.1997 N МФ34/672, все документы, выданные на судно, должны храниться у капитана судна.
В соответствии с пунктом 3.1.5 Правил ответственность за организацию, соблюдение сроков и объемов освидетельствований судов, несет судовладелец. При этом ответственность за предъявление технической документации и судна к освидетельствованию, получение оформленных документов и их хранение несет капитан судна.
Кроме того, пунктом 5.4 Положения о классификации судов и морских стационарных платформ, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.07.2003 N 160, установлено, что судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете Регистра, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых Регистром.
Указанное свидетельствует о том, что общество до выхода теплохода за пределы Российской Федерации 24.04.2017 знало об окончании сроков действия классификационных документов и невозможности дальнейшей эксплуатации теплохода.
Документы, подтверждающие возникновение необходимости проведения ремонта теплохода в ходе выполнения международной перевозки обществом не представлены.
Более того, при прибытии теплохода на таможенную территорию Таможенного союза общество осуществило уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 262, частью 2 пункта 2 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза, что также подтверждает плановый характер выполненных работ.
Платежными поручениями от 22.08.2017 N 541 и от 23.08.2017 N 543 общество уплатило таможне 5 151 тыс. рублей НДС, что подтверждено выпиской по счету банка ПАО "ВТБ". Сумма НДС, уплаченная обществом по таможенному приходному ордеру N 10313070/240817/ТС-0352981, составила 5 140 866 рублей 53 копейки, исчисленная со стоимости ремонтных операций 28 560 369 рублей 60 копеек.
Из письма таможни от 30.11.2017 N 08-73/27330 следует, что теплоход вывезен за пределы таможенной территории ЕАЭС и ввезен обратно на таможенную территорию ЕАЭС в качестве транспортного средства международной перевозки (далее - ТСМП), что подтверждается документами перевозчика.
Таким образом, совершение таможенных операций при временном вывозе теплохода в качестве ТСМП и его обратный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС осуществлялось обществом в соответствии со статьей 350 Таможенного кодекса Таможенного союза (в качестве таможенной декларации на теплоход поданы стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта), без помещения под таможенные процедуры, с оформлением таможенного приходного ордера N 10313070/240817/ТС-0352981 ввиду проведения за пределами таможенной территории ЕАЭС ремонтных операций, не предусмотренных пунктом 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Переработкой вне таможенной территории, является таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза (пункт 1 статьи 252 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу пункта 3 статьи 254 Таможенного кодекса Таможенного союза операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории включают в себя, в том числе, ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей, что и было произведено с теплоходом.
Таможенное декларирование ТСМП, обратно ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза, в том числе в связи с проведением операций по ремонту за пределами таможенной территории, осуществляется с использованием таможенной декларации на транспортное средство (статья 350 Таможенного кодекса Таможенного cоюза, раздел 4 Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операциях в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утвержденный Решением комиссии Таможенного Союза от 18.11.2010 N 511). Завершение временного вывоза ТСМП оформляется путем заполнения графы "Б" таможенной декларации транспортного средства с уплатой таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 262, частью 2 пункта 2 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае совершения операций по ремонту и (или) других операций, не предусмотренных пунктом 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза, без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 Таможенного кодекса Таможенного союза.
При таких обстоятельствах общество должно было поместить транспортное средство под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, с уплатой таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 262 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Как следует из письма Южного таможенного управления от 10.07.2018 N 11.2-45/10822, сведения о помещении обществом теплохода под таможенные процедуры в период с 01.01.2010 по настоящее время в региональной базе электронных копий деклараций на товары отсутствуют. Теплоход, как ТСМП, не помещен под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза, переработки вне таможенной территории.
Таким образом, как правильно указали судебные инстанции, у общества отсутствовали основания для применения вычетов по НДС на основании статьи 171 Кодекса.
Исходя из изложенного, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалованных судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2018 по делу N А53-28138/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.