г. Краснодар |
|
11 апреля 2019 г. |
Дело N А53-12657/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Волкова Я.Е. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании представителей истца - администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (ИНН 2304026276, ОГРН 1022300777840), ответчика - открытого акционерного общества "Таганрогская транспортно-экспедиционная компания" (ИНН 6154023979, ОГРН 1026102591349), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 (судьи Илюшин Р.Р., Глазунова И.Н., Мисник Н.Н.) по делу N А53-12657/2018, установил следующее.
Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Таганрогская транспортно-экспедиционная компания" (далее - общество) о взыскании 1 725 810 рублей 36 копеек задолженности по арендной плате по договору аренды от 17.12.2009 N 4000001852 за период: 2-й квартал 2016 года - 1-й квартал 2018 года, а также 210 059 рублей 61 копейки неустойки.
Решением от 16.08.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы. Суд первой инстанции признал расчет арендной платы, произведенный истцом, соответствующим действующему законодательству, а также условиям договора аренды от 17.12.2009 N 4000001852. Доказательства погашения долга и уплаты неустойки в заявленных размерах ответчик не представил, расчет не оспорил, ввиду чего исковые требования заявлены правомерно.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.11.2018 решение от 16.08.2018 отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Судебный акт второй инстанции мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:40:0202004:24 предоставлен обществу для пляжных сооружений и благоустройства парковой зоны, относится к особо охраняемым территориям ввиду рекреационного назначения. Пунктом 1.1 постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 20.05.2011 N 1126 "Об утверждении Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик" (далее - постановление N 1126) размер годовой арендной платы при аренде земельных участков определяется одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; на основании рыночной стоимости. На момент рассмотрения спора действовала редакция данного нормативного акта, которой размер арендной платы установлен 0,1% от рыночной стоимости земельного участка; расчет от рыночной стоимости земельного участка подлежал применению с 01.05.2012 по 22.04.2017. Данным постановлением в редакции, действующей с 22.04.2017, установлена ставка арендной платы в размере 2,5% от кадастровой стоимости за земельные участки в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1.4, 1.5 раздела 1 приложения N 1 к постановлению (под которые спорный земельный участок не подпадает). Приведя указанные положения муниципального акта, апелляционный суд заключил, что при расчете арендной платы за использование рассматриваемого земельного участка подлежала применению ставка арендной платы, равной 0,1% от рыночной стоимости земельного участка. В рамках дела N А53-18086/2016 по спору между теми же сторонами о взыскании задолженности за период с 10.01.2014 по 11.01.2016, проведена экспертиза в целях определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:24 общей площадью 19 289 кв. м (адрес: Краснодарский край, г. Геленджик, пос. Кабардинка, ул. Мира, 8) по состоянию на 01.01.2014. Согласно экспертному заключению от 24.11.2016 N 263-Э/2016, рыночная стоимость земельного участка (23:40:0202004:24) составляет 67 917 тыс. рублей. Приняв во внимание установленные в деле N А53-18086/2016 обстоятельства как имеющие преюдициальное значение, апелляционный суд отказал в удовлетворении иска по настоящему делу полностью, признав правомерным применение при расчете ставки 0,1% от рыночной стоимости земельного участка.
В кассационной жалобе администрация просит постановление апелляционного суда от 06.11.2018 отменить, оставить в силе решение от 16.08.2018, указав на недоказанность отнесения земельного участка с кадастровым номером 23:40:0202004:24 к землям особо охраняемых территорий Геленджикской группы курортов. Заявитель жалобы считает также ошибочным вывод второй инстанции об отнесении спорного земельного участка к зоне рекреации (отсутствует выкопировка из генерального плана города-курорта Геленджика, выписка из правил землепользования и застройки).
С 01.04.2016 арендная плата рассчитывается на основании пункта 3 статьи 1 постановления N 1126 (в применимой редакции), согласно которой при расчете арендной платы применяется 1,5% от рыночной стоимости земельного участка. С 01.01.2018 годовой размер арендной платы по договору аренды рассчитывается в соответствии с подпунктом 1.7 раздела I приложения N 1 к постановлению N 1126, в размере земельного налога в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации. В силу подпункта 24 пункта 2.2 раздела 2 Положения "О земельном налоге на территории муниципального образования город-курорт Геленджик", утвержденного решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 22.04.2008 N 68 "О земельном налоге на территории муниципального образования город-курорт Геленджик", налоговая ставка по пляжам установлена в размере 0,8%. Таким образом, исходя из указанных нормативных положений, сумма задолженности общества по арендным платежам за период с 10.04.2016 по 01.04.2018 составляет 1 725 810 рублей 36 копеек, соответственно, пеня - 210 059 рублей 61 копейку.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не поступили; лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей, в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены согласно статьям 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство по кассационной жалобе проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные истцом в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что апелляционное постановление от 06.11.2018 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционный суд.
Как видно из материалов дела, 17.12.2009 администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка N 4000001852, по условиям которого в аренду ответчику передан земельный участок земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:40:0202004:24 площадью 19 289 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, 8, в целях использования для пляжных сооружений и благоустройства парковой зоны, срок аренды - 10 лет (пункт 7.2 договора). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 23.04.2010 (л. д. 9 - 12).
На основании пункта 2.2 договора размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания договора, в дальнейшем может пересматриваться по требованию арендодателя в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты Российской Федерации, Краснодарского края и соответствующих муниципальных образований. Арендная плата, подлежащая уплате, исчисляется от установленного приложением к договору размера ежегодной арендной платы за участок со дня передачи участка, указанного в пункте 1.3 договора (17.11.2009), за каждый день использования, и вносится арендатором ежеквартально в виде авансового платежа, до 10-го числа первого месяца каждого квартала (пункт 2.3). Первый платеж вносится не позднее 30 календарных дней со дня государственной регистрации договора.
За нарушение сроков внесения арендной платы, установленных договором, арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки (пункт 5.2).
Согласно расчету администрации задолженность общества по арендной плате за период с 11.04.2016 по 16.01.2018 составила 1 725 810 рублей 36 копеек, размер пени - 210 059 рублей 61 копейка (л. д. 17).
13 марта 2018 года в рамках досудебного урегулирования спора в адрес ответчика истцом направлена претензия исх. N 51-471/18-01-14 (л. д. 18) с требованием о погашении долга по арендным платежам и уплате неустойки (пени), не исполнение которого послужило основанием предъявления иска в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
Статья 614 Гражданского кодекса предусматривает, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В силу пункта 3 приведенной статьи, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса (в редакции Федерального закона от 29.06.2009 N 132-ФЗ "О внесении изменения в статью 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Вне зависимости от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Таким образом, размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование такими объектами должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставкой арендной платы. Стороны договора обязаны руководствоваться предписанным соответствующим нормативным актом размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" содержатся следующие разъяснения. В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования, вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 424 Гражданского кодекса условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т. п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В абзаце 5 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582), указан принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Постановлением администрации от 17.11.2009 N 920 "О предоставлении ОАО "ТЭК" в аренду земельных участков по ул. Мира, 8 в с. Кабардинка г. Геленджика" обществу в аренду на новый срок (10 лет) передан земельный участок с кадастровым номером 23:40:0202004:24 площадью 19 289 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, 8, в целях использования для пляжных сооружений и благоустройства парковой зоны. Из пункта 4 данного акта следует, что в связи с предоставлением обществу земельных участков по ул. Мира, 8 в с. Кабардинка г. Геленджика, признан утратившим силу государственный акт серии КК-2 N 408556000014 на право постоянного (бессрочного) пользования (л. д. 19).
Позицию суда второй инстанции об отнесении исследуемого земельного участка к землям курорта (особо охраняемым территориям) коллегия окружного суда поддерживает с учетом следующего.
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", принятого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" часть земельных участков, находившихся в границах курортов федерального значения и относившихся к федеральной собственности, отнесены к муниципальной собственности, за исключением предусмотренных законом случаев сохранения федерального уровня собственности или отнесения земельных участков к региональной собственности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16.04.2018 N 23/001/057/2018-11826 земельный участок с кадастровым номером 23:40:0202004:24 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Геленджик, право муниципальной собственности зарегистрировано 16.11.2011 (л. д. 21).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 1, 2 постановления от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" (далее - постановление N 57) разъяснил необходимость оценки обстоятельств, свидетельствующих о заключенности и действительности договора, при рассмотрении дел о взыскании по договору, под которыми подразумеваются дела, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств. К обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела и подлежащим установлению на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, отнесены обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, в том числе о соблюдении правил его заключения, о наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших.
На основании приведенных разъяснений, судам надлежало дать оценку договору аренды земельного участка от 17.12.2009 N 4000001852, а также постановлению администрации от 17.11.2009 N 920, с учетом позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2017 N 306-ЭС17-13791 по делу N А65-6671/2016, в котором указано, что установленная Законом N 137-ФЗ льготная ставка арендной платы распространяется исключительно на лиц, которые совершили необходимые юридические действия по переоформлению принадлежащего им права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка на право аренды. При отсутствии переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено, плата за пользование таким участком до 01.03.2015 подлежала определению по правилам абзаца пятого пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (действовавшего до 01.03.2015), с 01.03.2015 - по правилам, установленным пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса.
Относительно расчета арендной платы коллегия окружного суда обращает внимание на следующее.
Постановлением N 1126 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик (приложение N 1); а также ставки арендной платы от кадастровой стоимости за земли, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик (приложение N 2).
Согласно пункту 1.1 приложения N 1 к постановлению N 1126 размер годовой арендной платы при аренде земельных участков определяется одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; на основании рыночной стоимости.
В силу пункта 1.3 приложения N 1 при переоформлении в установленном порядке права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды размер арендной платы не может превышать более чем в 2 раза размер земельного налога.
В соответствии с Положением о земельном налоге на территории муниципального образования г. Геленджик, утвержденным решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 22.04.2008 N 68 "О земельном налоге на территории муниципального образования город-курорт Геленджик", ставка земельного налога за земли особо охраняемых территорий, составляет 0,1%, соответственно, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования расчет размера арендной платы производится, исходя из ставки в размере 0,2% (0,1% х 2) от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановление N 1126 предусматривало: ставку арендной платы в размере 0,1 процента от рыночной стоимости за земельные участки в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик (пп. 4 в ред. постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 18.04.2012 N 961); ставку арендной платы в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости за земельные участки, ограниченные в обороте, право на которые переоформлено с права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, находящиеся в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик (пп. 5 в ред. постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 18.04.2012 N 961); ставку арендной платы в размере 2,5% от кадастровой стоимости за земельные участки в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Геленджик, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1.4, 1.5 раздела 1 приложения N 1 к постановлению (пп. 4 в ред. постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 14.04.2017 N 1242).
Постановлением N 582 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, вступившей в силу 12.08.2017), утвержден принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В этой связи применение ко всему спорному периоду ставки арендной платы 0,1% от рыночной стоимости земельного учета (со ссылкой на решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-18086/2016), не может быть признано правомерным, как и применение при расчете за весь рассматриваемый период величины рыночной стоимости спорного земельного участка.
В то же время основополагающим в данном споре является исследование вопроса относительно порядка заключения договора аренды от 17.12.2009 N 4000001852 (с учетом постановления N 57, а также позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2017 по делу N 306-ЭС17-13791 по делу N А65-6671/2016).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Коллегия окружного суда полагает, что постановление апелляционного суда вынесено по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора. Для принятия обоснованного и законного судебного акта по существу спора требуется исследование и оценка доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции, поэтому апелляционное постановление надлежит отменить с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, дать оценку постановлению администрации от 17.11.2009 N 920, договору аренды от 17.12.2009 N 4000001852 (проверить порядок его заключения), применить нормативные правовые акты в соответствующей редакции, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2018 по делу N А53-12657/2018 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением N 582 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, вступившей в силу 12.08.2017), утвержден принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В этой связи применение ко всему спорному периоду ставки арендной платы 0,1% от рыночной стоимости земельного учета (со ссылкой на решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-18086/2016), не может быть признано правомерным, как и применение при расчете за весь рассматриваемый период величины рыночной стоимости спорного земельного участка.
В то же время основополагающим в данном споре является исследование вопроса относительно порядка заключения договора аренды от 17.12.2009 N 4000001852 (с учетом постановления N 57, а также позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2017 по делу N 306-ЭС17-13791 по делу N А65-6671/2016)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 апреля 2019 г. N Ф08-2036/19 по делу N А53-12657/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7342/19
11.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2036/19
06.11.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15835/18
16.08.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-12657/18