г. Краснодар |
|
15 апреля 2019 г. |
Дело N А32-17515/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553 ОГРН 1022301228399) - Попурей Н.А. (доверенность от 07.02.2019), в отсутствие истца - главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Александров Ю.П." Александрова Юрия Петровича (ИНН 232600037635, ОГРНИП 304232602700011), третьего лица - администрации муниципального образования Белоглинского района (ИНН 2326003064, ОГРН 1022303501527), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2018 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 (судьи Ковалева Н.В., Ванин В.В., Маштакова Е.А.) по делу N А32-17515/2017, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Александров Ю.П." Александров Ю.П. (далее - глава хозяйства) обратился с заявлением в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- возложить на департамент обязанность заключить с главой хозяйства договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:03:0102001:21, расположенного в границах ТОО "Степное", участок фонда перераспределения N 418, на условиях истца, сформулированных в протоколе разногласий от 24.03.2017, а именно пункт 2.1 договора изложить на следующих условиях: "Цена выкупа участка определена на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" (далее - постановление от 25.03.2015 N 226) и других правовых актов Российской Федерации и Краснодарского края и составляет 686 793 рубля 64 копейки";
- установить юридический факт нахождения земельного участка в аренде истца в период с 29.04.1997 по 28.10.2002 на основании постановления главы администрации от 16.04.1997 N 234 "О предоставлении земель в аренду для ведения крестьянского листва" и с 01.10.2003 по 22.08.2007 на основании постановления главы администрации от 28.10.2002 N 749 "О доставлении в аренду земельных участков фонда перераспределения" с КФХ "Оксана" и заключенного договора аренды от 28.10.2002 N 0300000112.
Решением от 03.10.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 30.01.2019, исковые требования удовлетворены частично. Договор купли-продажи N 740 изложен на условиях, указанных в резолютивной части решения. Требование об установлении юридического факта оставлено без рассмотрения. Судебные акты мотивированы тем, что заявленный иск следует квалифицировать как требование об урегулировании разногласий по договору аренды (статьи 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс). Суды пришли к выводу о том, что срок использования спорного земельного участка следует исчислять с даты заключения договора аренды от 28.10.2002 N 0300000112, а при определении выкупной стоимости земельного участка следует руководствоваться постановлением от 25.03.2015 N 226.
С момента заключения договора аренды от 28.10.2002 N 0300000112 прошло 14 лет, в связи с чем выкупная стоимость спорного участка составляет 40% от его кадастровой стоимости.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что согласно постановлению от 25.03.2015 N 226 выкупная стоимость спорного земельного участка должна составлять 60% от его кадастровой стоимости, так как данный участок находится в арендном пользовании главы хозяйства не более 10 лет. Данный срок следует исчислять с 2007 года (договор аренды от 22.08.2007 N 8803000046). Суды пришли к ошибочному выводу о необходимости исчисления срока использования спорного земельного участка с 2002 года (договор аренды от 28.10.2002 N 0300000112), поскольку данный договор не прошел государственную регистрацию. Удовлетворяя исковые требования, суд в резолютивной части решения отразил не только спорное условие о выкупной стоимости, но и остальные условия договора аренды, включая права и обязанности сторон. Однако, глава хозяйства в исковом заявлении просил установить только выкупную стоимость спорного земельного участка. Таким образом, суд вышел за пределы исковых требований.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя департамента, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 21.12.2016 глава хозяйства обратился в департамент с заявлением о приобретении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:03:0102001:21, расположенного в границах ТОО "Степное". Участок является участком фонда перераспределения, право собственности на который 22.04.2004 зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем.
В заявлении истец просил департамент продать земельный участок по льготной цене, составляющей 20% от кадастровой стоимости, в связи нахождением его в аренде истца более 18 лет.
Департамент направил главе хозяйства проект договора купли-продажи N 740, согласно которому выкупная стоимость спорного земельного участка составляет 2 060 377 рублей 89 копеек.
Глава хозяйства направил департаменту протокол разногласий от 24.03.2017, в котором выразил несогласие с размером выкупной стоимости спорного участка.
Недостижение сторонами соглашения по условиям выкупной стоимости спорного земельного участка, послужило главе хозяйства основанием для обращения в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Суды при разрешении спора установил, что у сторон возникли разногласия по условиям договора, касающимся определения выкупной стоимости земельного участка.
Статьей 446 Гражданского кодекса предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из положений статей 421 и 422 Гражданского кодекса следует, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса предусмотрена возможность продажи без проведения торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим лицам по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с ними при условиях надлежащего использования такого земельного участка и подачи соответствующего заявления до дня истечения срока договора аренды земельного участка.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Краснодарского края регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ), статьей 21 которого предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования по цене, определенной в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Расчет срока аренды земельного участка предусматривает совокупность срока действующего договора аренды и срока (сроков) ранее оконченного (оконченных) договора (договоров) аренды данного земельного участка арендатором.
Частью 8 подпункта 2.1 раздела 2 Порядка, утвержденного постановлением от 25.03.2015 N 226, установлено, в случае аренды земельного участка в течение 9 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60% кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 12 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40% кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20% кадастровой стоимости земельного участка.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что период пользования спорным земельным участком в целях применения льготного порядка определения выкупной цены необходимо исчислять с даты заключения договора аренды от 28.10.2002 N 0300000112. На дату обращения главы хозяйства в уполномоченный орган с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:03:0102001:21 прошло более 14 лет, в связи с чем выкупная стоимость данного участка составляет 40% от его кадастровой стоимости.
Довод департамента об ошибочности вывода судов о необходимости исчисления срока использования спорного земельного участка с 2002 года (договор аренды от 28.10.2002 N 0300000112), поскольку данный договор не прошел государственную регистрацию, отклоняется судом округа. Судами установлено, что указанный договор аренды от 28.10.2002 N 0300000112 заключен на срок менее одного года, следовательно, он не подлежал государственной регистрации (пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса). Последующая квалификация судами данного договора как продленного на неопределенный срок, не возлагала на его стороны обязанность осуществить его регистрацию.
Ссылка подателя жалобы на то, что суд в резолютивной части решения отразил не только спорное условие о выкупной стоимости, но и остальные условия договора аренды, включая права и обязанности сторон, однако, глава хозяйства в исковом заявлении просил установить только выкупную стоимость спорного земельного участка, не влияет на правомерность принятого по делу судебного акта. Департамент не указал, какие условия договора, изложенные в резолютивной части, нарушают его права и обязанности.
Кассационная жалоба департамента не содержит обоснованных доводов, опровергающих выводы судебных инстанций, и направлена на переоценку представленных в дело доказательств, что выходит за рамки компетенции суда округа (статьи 286, часть 2 статьи 287 Кодекса).
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 03.10.2018 и апелляционного постановления от 30.01.2019 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2019 исполнение обжалуемых судебных актов приостановлено до рассмотрения кассационной жалобы по существу. Поскольку жалоба рассмотрена, основания для приостановления отпали. Следовательно, приостановление исполнения решения от 03.10.2018 и апелляционного постановления от 30.01.2019, принятое на основании определения кассационной инстанции, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 по делу N А32-17515/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод департамента об ошибочности вывода судов о необходимости исчисления срока использования спорного земельного участка с 2002 года (договор аренды от 28.10.2002 N 0300000112), поскольку данный договор не прошел государственную регистрацию, отклоняется судом округа. Судами установлено, что указанный договор аренды от 28.10.2002 N 0300000112 заключен на срок менее одного года, следовательно, он не подлежал государственной регистрации (пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса). Последующая квалификация судами данного договора как продленного на неопределенный срок, не возлагала на его стороны обязанность осуществить его регистрацию.
...
Кассационная жалоба департамента не содержит обоснованных доводов, опровергающих выводы судебных инстанций, и направлена на переоценку представленных в дело доказательств, что выходит за рамки компетенции суда округа (статьи 286, часть 2 статьи 287 Кодекса).
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 03.10.2018 и апелляционного постановления от 30.01.2019 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2019 г. N Ф08-2197/19 по делу N А32-17515/2017