г. Краснодар |
|
17 апреля 2019 г. |
Дело N А32-56685/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Алексеева Р.А. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Медикал Кеа Кубань" (ИНН 2310065315,ОГРН 1022301622650) - Снисаренко В.В. (доверенность от 01.04.2019), от ответчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края (ИНН 2310021886, ОГРН 1022301607393) - Кияниченко В.В. (доверенность от 27.12.2018), рассмотрев кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2018 (судья Поздняков А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 (судьи Маштакова Е.А., Ванин В.В., Нарышкина Н.В.) по делу N А32-56685/2017, установил следующее.
ООО "Фрезениус Медикал Кеа Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее - фонд) о взыскании 24 337 рублей 95 копеек задолженности за оказанные услуги медицинской помощи по договору от 27.12.2013 N 68-06.
Решением от 28.02.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2018, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы тем, что общество в октябре 2014 года оказало медицинские услуги гражданину Российской Федерации, проживающему на территории Республики Крым, которые фонд не оплатил.
В кассационной жалобе фонд просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
По мнению заявителя, возложение на фонд обязанности в части оплаты оказания медицинской помощь жителю Республики Крым в 2014 году противоречит бюджетному законодательству. Использование средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) для оплаты медицинской помощи жителям Республики Крым в 2014 году является недопустимым, поскольку эти затраты являются обязательствами бюджета субъекта Российской Федерации - Республика Крым.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы жалобы, представитель общества возражал против ее удовлетворения, сослался на законность и обоснованность судебных актов.
Изучив материалы дела, выслушав названных представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 27.12.2013 общество и фонд заключили договор N 68-06 на оказание и оплату услуг медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, предоставляемой лицам, застрахованным вне территории страхования (далее - договор).
По условиям договора фонд обязался оплатить услуги медицинской помощи, оказанные застрахованным лицам с полисами обязательного медицинского страхования, полученными на территории иных субъектов Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи, установленными для организации, с учетом результатов проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а общество обязалось оказать необходимую медицинскую помощь инокраевым гражданам в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования и получить возмещение от фонда.
В октябре 2014 года общество оказало медицинскую помощь пациенту, зарегистрированному на территории Республики Крым и имеющему полис страхования, полученный в Республике Крым (т.1, л. д. 82, 83).
Общество в установленном порядке направило в адрес фонда документы на оплату оказанной медицинской помощи.
В соответствии со сводным актом медико-экономического контроля от 11.12.2014
N 10 фонд отклонил сумму 24 337 рублей 95 копеек с учетом применения "кода дефекта 509" - "включен в реестр счетов случай оказания медицинской помощи категории граждан, медицинская помощь которым не подлежит оплате из средств ОМС", 519 - пациент застрахован в Республике Крым.
Отказ фонда оплатить оказанные обществом услуги послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Положениями Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) предусмотрено, что застрахованные лица имеют право, в том числе, на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 3 части 1 статьи 16 Закона N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон о Республике Крым) граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с данным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 11 Закона о Республике Крым положения законодательства Российской Федерации об ОМС на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя распространяются на период с 01.01.2014.
Обязанность медицинской организации по оказанию необходимой медицинской помощи пациенту, застрахованному в Республике Крым, прямо установлена положениями пункта 1 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ.
За неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества медицинская организация несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ (пункт 8 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Руководствуясь названными нормами права, суды установили, что на момент оказания медицинской помощи пациент являлся гражданином Российской Федерации, имел действующий полис ОМС, и пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа обществом указанному пациенту в оказании медицинской помощи.
При этом суды верно отметили, что медицинские услуги оказаны пациенту на территории Краснодарского края, где действие законодательства об обязательном медицинском страховании не было ограничено нормативными правовыми актами.
Суды указали, что фонд не представил документального обоснования того, что являясь застрахованным по ОМС, гражданин Российской Федерации, зарегистрированный на территории Республики Крым, до 01.01.2015 не мог получить медицинскую помощь на территории иных субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Закон Краснодарского края о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов также не содержит территориальных ограничений по оплате медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС.
Таким образом, вывод судов о том, что обязанность по оплате оказанных обществом услуг в октябре 2014 года пациенту, зарегистрированному на территории Республики Крым, должна быть произведена фондом, является правильным.
Факт оказания медицинской помощи подтвержден материалами дела, иск удовлетворен правомерно.
Доводы кассационной жалобы признаются судом округа несостоятельными, они были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами, свидетельствуют о несогласии учреждения с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами представленных доказательств, переоценка которых в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Иное толкование заявителем норм права не является основанием к отмене либо изменению судебных актов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 по делу N А32-56685/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2019 г. N Ф08-2193/19 по делу N А32-56685/2017