г. Краснодар |
|
16 апреля 2019 г. |
Дело N А63-494/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ОГРН 1022601943814, ИНН 2635048440) - Вербицкой О.А. (доверенность от 31.01.2019), от заинтересованного лица - Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (ОГРН 1082635013670, ИНН 2636055320) - Тараули И.Г. (доверенность от 28.12.2018), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Тангиевой Валентины Николаевны, извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 76746 6, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.08.2018 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Семёнов М.У.) по делу N А63-494/2018, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) о признании недействительным предписания от 09.11.2017 N 4936.
Определением суда от 20.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Тангиева Валентина Николаевна.
Решением суда от 08.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.11.2018, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы законностью и исполнимостью обжалуемого предписания.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы считает ошибочным вывод суда о наличии обязанности у ресурсоснабжающей организации учитывать показания неисправного прибора учета. С 07.06.2017 по 01.08.2017 расчет объема потребленного газа велся исходя из объема среднемесячного потребления газа. Суд не учел, что основным условием перерасчета платы по показаниям прибора учета исходя из пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) является исправность прибора учета на момент проверки. Между тем, на 01.08.2017 прибор учета потребителя являлся неисправным вследствие истечения межповерочного интервала. Потребитель заменил прибор учета коммунального ресурса на новый, не провел поверку предыдущего прибора учета, срок поверки которого истек 01.08.2017, и замененного в связи с этим. Суд первой инстанции неправильно установил фактические обстоятельства дела, исказил основания перерасчета газа. В случае исполнения предписания управления и производства перерасчета данных неисправного прибора учета, зафиксированных в августе 2017 года, ущерб обществу составит 1991 рубль 65 копеек.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель заинтересованного лица (явился после продолжения перерыва в судебном заседании) просил в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 10 час. 30 мин. 09.04.2019 до 17 час. 20 мин. 16.04.2019.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил, что по обращению Тангиевой В.Н. управление на основании распоряжения от 12.10.2017 N 3800 с 13.10.2017 по 09.11.2017 провело внеплановую проверку расчета обществом размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению в жилом доме N 31 по пер. Костецкого в с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края, технического состояния индивидуального прибора учета, по результатам которой составила акт проверки от 09.11.2017 N 3800-24/1 и вынесло предписание от 09.11.2017 N 4936 о производстве до 12.01.2018 перерасчета размера платы исходя из показаний индивидуального прибора учета газа, указанных в акте проверки от 03.08.2017 (нарушение пункта 61 Правил N 354).
Общество обжаловало предписание управления в арбитражный суд.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс)).
Собственники жилого помещения обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс)).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса).
Газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, она представляет собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса).
Статья 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение Правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549).
Пунктом 24 Правил N 549 установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Пунктом 41 Правил N 549 также предусмотрено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32 - 38 Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 9, 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Федерального закона. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 157 Жилищного кодекса).
Подпункт "в" пункта 21 Правил N 549 возлагает на абонента обязанность по обеспечению в установленные сроки предоставления прибора учета газа для проведения поверки. Следовательно, последствия невыполнения этой обязанности вне зависимости от причин, лежат на абоненте и возникают без соблюдения каких-либо дополнительных условий.
Таким образом, нормативный расчет при отсутствии поверки является правомерным способом определения количества потребленного газа.
При этом пунктом 25 Правил N 549 закреплено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Следовательно, оплата услуги газоснабжения исходя из фактического потребления объема газа возможна лишь при условии соблюдения указанных выше условий в совокупности. Несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет вести речь о возможности оплаты услуги газоснабжения, исходя из показаний прибора учета.
Указанное правило обосновано тем, что по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, и фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 81(12) Правил N 354.
Таким образом, истечение срока поверки в соответствии с действующим законодательством отнесено к обстоятельствам, наличие которых предоставляет поставщику газа право определить количество потребленного газа по нормативам потребления.
Суд установил, что общество (поставщик) и Тангиева В.Н. (абонент) заключили договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 09.07.2009 в доме N 31 по переулку Костецкого села Тахта Ипатовского района Ставропольского края, где установлен прибор учета газа МКМG6 N 9371527 - дата последней поверки - 01.08.2007, очередной поверки - 01.08.2017, межповерочный интервал прибора учета истек 01.08.2017, что подтверждается паспортом на указанный прибор учета.
Тангиева В.Н. подала 03.08.2017 заявление о необходимости поверки прибора учета - газового счетчика.
03 августа 2017 года сотрудник общества провел проверку газового оборудования Тангиевой В.Н., составив акт от 03.08.2017, зафиксировав, что в момент проверки пломбы не нарушены, срок очередной поверки газового счетчика наступил 01.08.2017; счетчик снят на поверку.
03 августа 2017 года сотрудник общества установил новый прибор учета газа (тип МКМG6 N 4371882), датой очередной поверки указано 01.08.2027, что отражено в акте установки пломб на приборе учета газа от 03.08.2017.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в связи с истечением межповерочного интервала у предыдущего прибора учета газа (МКМG6 N 9371527) после 01.08.2017 срока поверки общество пересчитало с 01.08.2017 по 02.08.2017 плату абоненту Тангиевой В.Н. за коммунальную услугу по газоснабжению исходя из норматива потребления коммунального ресурса, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 11.03.2016 N 87.
В акте проверки от 09.11.2017 управления отражено, что общество рассчитало плату потребителю по нормативу с 01.08.2017 по 02.08.2017 (период истечения срока поверки, 03.08.2017 в расчет не вошло в связи с установлением нового поверенного прибора учета (замена прибора учета с истекшим сроком поверки)). Управление не вменяет обществу нарушение, выразившееся в незаконном начислении платы за газ по нормативу.
Суд согласился с доводом управления о неправомерном начислении обществом потребителю платы за газ с 01.06.2017 по 31.07.2017 исходя из среднемесячного объема потребленного ресурса в связи с отсутствием показаний за июнь - июль 2016 года, и требуя по этой причине пересчитать размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению согласно показаниям индивидуального прибора учета со ссылкой на акт проверки от 03.08.2017.
Суд апелляционной инстанции отметил также, что нарушения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, предоставленную в указанном жилом доме, исходя из норматива потребления, в ходе проведения проверки не выявлены. В ходе проверки также установлено, что ввод в эксплуатацию вновь установленного прибора учета газа в указанном жилом доме произведен в соответствии с требованиями Правил N 549.
Так, в ходе проверки установлено, что общество с 01.06.2017 по 31.07.2017 осуществило абоненту Тангиевой В.Н. расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по газоснабжению исходя из среднемесячного объема в связи с отсутствием показаний.
Судебная коллегия сослалась на пункт 61 Правил N 354, исходя из которого если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем проведена проверка.
Апелляционная инстанция обоснованно указала, что произведенный обществом за период с 01.06.2017 по 31.07.2017 расчет абоненту Тангиевой В.Н. платы за предоставленную коммунальную услугу по газоснабжению исходя из среднемесячного объема в связи с отсутствием показаний неправомерен ввиду наличия в указанный промежуток времени у данного лица индивидуального прибора учета газа, что подтверждается актом проверки от 03.08.2017, в которой указано, что целостность пломбы на заменяемом приборе учета не нарушена.
На момент проверки 03.08.2017 прибор учета газа МКМG6 N 9371527 действительно считался вышедшим из строя ввиду истечения срока межповерочного интервала поверки приборов учета (подпункт "д" пункта 81(12) Правил N 354).
Однако, как правильно отметила судебная коллегия, в данном случае у общества имелась возможность произведения перерасчета платы за услугу газоснабжения исходя из показаний прибора учета, поскольку за период с 01.06.2017 по 31.07.2017 у абонента Тангиевой В.Н. имелся действующий прибор учета газа, межповерочный интервал которого истек только 01.08.2017, что подтверждается имеющимися в материалы дела доказательствами.
Материалами дела, как указал суд апелляционной инстанции, не доказана неисправность прибора учета и наличие каких-либо оснований, препятствующих перерасчету размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению, исходя из показаний прибора учета газа за период с 01.06.2017 по 31.07.2017.
Как отметила апелляционная инстанция, в материалы дела не представлены доказательства наличия одного либо совокупности признаков, по которым прибор учета Тангиевой В.Н. считался бы вышедшим из строя в указанный промежуток времени, предшествующий истечению межповерочного интервала (пункт 81(12) Правил N 354, пункт 25 Правил N 549).
Доводы общества о непредставлении потребителем услуги газоснабжения показаний индивидуального прибора учета за май, июнь, июль 2016 года противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
На листах дела 31 - 35 т. 1 имеются как информация о показаниях прибора учета газа от 20.10.2017 с указанием вех показаний прибора учета за январь - сентябрь 2017 года, так и электронные выписки о переданных обществу показаниях третьим лицом сведений о показаниях прибора индивидуального учета от 07.06.2017, 07.07.2017 с начальными и конечными показаниями прибора учета на начало и конец отчетного периода. Показания за июль 2017 года, как правильно указал суд, общество получило при передаче ему показаний о демонтированном счетчике и установке нового поверенного прибора индивидуального учета (03.08.2017).
Следовательно, довод жалобы о неправильном применении судом пункта 61 Правил N N 354, регулирующего порядок расчета платы за коммунальный ресурс при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального прибора учета в установленный срок и проведения исполнителем проверки в смысле, определенном пунктами 82, 84 и 61 Правил N 354, в случаях фиксации достоверного объема коммунального ресурса надлежащим прибором учета, соответствующим всем предъявляемым требованиям (в том числе в пределах срока поверки, по истечении которого прибор и непроведении поверочных мероприятий прибор признается отсутствующим) подлежит отклонению как не соответствующий материалам дела и правильно установленным судом фактическим обстоятельствам.
Проводимые в порядке пункта 61 Правил N 354 мероприятия осуществляются с целью проверки исполнителем достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и (или) проверки их состояния (чего в рассматриваемом случае не происходило) и только если исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, при выявлении расхождений между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, на исполнителя возлагается обязанность пересчитать размер платы за коммунальную услугу.
Поскольку расхождения не установлены, целостность прибора учета не нарушена, все показания прибора учета потребитель услуги направил газоснабжающей организации в установленный договором поставки газа срок (до 10 числа месяца, следующего за истекшим, пункт 3.4.9 договора, л. д. 12 17 т. 1), суд сделал правильный вывод об отсутствии у общества оснований для расчета размера платы за газоснабжение исходя из среднемесячного объема его потребления.
Пунктом 81 Правил N 354 установлено, что оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) Правил N 354 (пункт 81 (14).
Возлагая на общество обязанность доказывания несоответствия прибора учета газа в июне, июле 2017 года предъявляемым требованиям, в том числе несоответствия фиксируемого им объема коммунального ресурса, с учетом отсутствия каких-либо нарушений на пломбе счетчика в момент его демонтажа (03.08.2017) из-за истечения срока поверки прибора учета, суд с учетом им фактических обстоятельств признал достоверными его показания, зафиксированные по состоянию на 03.08.2017, на 31.07.2017 (окончание расчетного периода за июль 2017 года). Демонтированный в связи с истечением срока поверки прибор учета показаний поврежден не был.
Пунктом 31 Правил N 549 регулируются особенности расчета объема потребления газа потребителем в случае непредставления абонентом в установленный договором срок поставщику газа сведений о показаниях прибора учета газа. В таком случае объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года.
Однако, как правильно указал суд, потребитель своевременно представлял обществу все показания индивидуального прибора учета, в том числе за май, июнь, июль 2017 года.
В связи с этим доводы жалобы о наличии у общества оснований исчислять размер платы за коммунальный ресурс в эти отчетные периоды исходя из среднемесячного объема его потребления и незаконности предписания управления, требующего пересчитать размер платы исходя из снятых 03.08.2017 исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета газа, являются необоснованными.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
В силу подпункта 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная в федеральный бюджет обществом за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина (1500 рублей) подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 08.08.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по делу N А63-494/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" излишне уплаченную в федеральный бюджет по платежному поручению от 18.12.2018 N 27986 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 апреля 2019 г. N Ф08-1617/19 по делу N А63-494/2018