г. Краснодар |
|
18 апреля 2019 г. |
Дело N А53-16352/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мазуровой Н.С., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зуб А.А. (с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области), при участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757) - Еремеевой С.А. (доверенность от 30.11.2016), в отсутствие представителей истца - администрации Константиновского городского поселения (ОГРН 1056116012567), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2018 (судья Золотарева О.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 (судьи Илюшин Р.Р., Мисник Н.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А53-16352/2018, установил следующее.
Администрация Константиновского городского поселения (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области (далее - кадастровая палата, орган кадастрового учета), в котором просила:
- снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 760 000 кв. м (кадастровый номер 61:17:0600017:282), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир г. Константиновск, участок находится примерно в 1,2 км от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Ростовская область, Константиновский район (далее - земельный участок).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление Росреестра; л. д. 1 - 3).
Решением от 10.08.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 19.11.2018, исковые требования удовлетворены. Суд возложил на кадастровую палату обязанность снять с кадастрового учета земельный участок площадью 760 000 кв. м (кадастровый номер 61:17:0600017:282), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир г. Константиновск, участок находится примерно в 1,2 км от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Ростовская область, Константиновский район.
Судебные акты мотивированы следующим. Земельный участок с кадастровым номером 61:17:0600017:282 поставлен на кадастровый учет 15.07.2005. Администрация обратилась в орган кадастрового учета с заявлением от 25.07.2017 N 2136, в котором просила на основании пункта 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости, Закон N 218-ФЗ) снять с государственного кадастрового учета спорный земельный участок. Кадастровая палата 10.08.2017 отказала в снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, указав, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о зарегистрированном ограничении (обременении) прав в виде аренды в пользу общества с ограниченной ответственностью "МТС" (регистрационная запись от 23.12.2005 N 61-61-22/021/2005-558) на основании договора аренды от 08.09.2005 N 622, которое прекращено 29.08.2014. Таким образом, земельный участок находится в муниципальной собственности города Константиновска. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учёт 15.07.2005, то есть до принятия Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ, Закон о государственном кадастре) и имеет статус "ранее учтенный". Согласно генеральному плану Константиновского городского поселения Константиновского района Ростовской области, утвержденному решением Собрания депутатов от 30.08.2011 N 100, решению Собрания депутатов Константиновского района от 30.08.2011 N 101 "Об утверждении Схемы территориального планирования", а также Правилам землепользования и застройки Константиновского городского поселения Константиновского района Ростовской области, утвержденным решением Собрания Депутатов Константиновского района от 28.09.2012 N 179 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского и сельских поселений Константиновского района", земельный участок с кадастровым номером 61:17:0600017:282 включен в черту Константиновского городского поселения в целях развития жилой застройки. Согласно части 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре (утратила силу с 01.01.2017) государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого данного закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 данного закона особенностей, признается юридически действительным. Нормы названного закона определяли исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носили временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были. Сведения о ранее учтенном земельном участке могли быть исключены (аннулированы) из государственного кадастра лишь в случае, если по прошествии пяти лет с момента постановки его на учет не имеется зарегистрированных прав на этот участок и при условии отсутствия иных притязаний (споров о правах) в отношении такого участка. В силу пункта 3 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН. Материалы дела не содержат сведений о том, что снятие с кадастрового учета спорного земельного участка нарушает чьи-либо права. Администрация лишена возможности удовлетворить преследуемый ей законный интерес в распоряжении ранее учтенным земельным участком с кадастровым номером 61:17:0600017:282 иначе как путем обращения в суд с данным иском к кадастровой палате. Довод кадастровой палаты о том, что земельный участок находится в муниципальной собственности, что исключает удовлетворение иска, материалами дела не подтвержден. Право муниципалитета на земельный участок не зарегистрировано.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит решение от 10.08.2018 и апелляционное постановление от 19.11.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Податель жалобы указывает, что в нарушение статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) в мотивировочных и в резолютивных частях судебных актов не указаны конкретные нормы закона или нормативного правового акта, требования которых нарушены кадастровой палатой, а также не указано, каким образом кадастровая палата нарушила права и законные интересы администрации. Вывод апелляционного суда о том, что данное дело может быть рассмотрено в порядке искового производства, является ошибочным. Суды не учли, что главой 24 Кодекса установлен определенный порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.05.2017 по делу N А15-1257/2016, на которое сослался суд апелляционной инстанции, относится к иной правовой ситуации. Суд не мог возложить на кадастровую палату обязанность совершить определенные действия без предварительного признания незаконным решения уполномоченного органа. Нарушение порядка рассмотрения данного дела может повлечь неправильное распределение судебных расходов. Кадастровая палата не является лицом, наделенным полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета. С 01.01.2017 государственный кадастровый учет осуществляют органы Росреестра.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса заседание суда округа проведено с использованием систем видеоконференц-связи.
В судебном заседании представитель кадастровой палаты на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в открытом судебном заседании представителя кадастровой палаты, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, спорные взаимоотношения возникли в связи с отказом кадастровой палаты по заявлению администрации снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 760 000 кв. м (кадастровый номер 61:17:0600017:282), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир г. Константиновск, участок находится примерно в 1,2 км от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Ростовская область, Константиновский район (л. д. 11 - 13).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН (часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса).
Судебные инстанции, удовлетворяя требования администрации, возложили на кадастровую палату обязанность снять с кадастрового учета спорный земельный участок.
В то же время судебные инстанции не учли следующее.
Согласно выписке из ЕГРН данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 15.07.2005 (л. д. 19 - 22).
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ, вступившим в законную силу 01.01.2017, согласно части 1 статьи 1 которого данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных данным Законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы (часть 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).
Государственным кадастром недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Законом порядке.
Положениями Закона N 221-ФЗ был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носили временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Данная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823.
Верховный Суд Российской Федерации в названном определении также указал, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
При этом в ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Нахождение спорного земельного участка на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о спорных земельных участков из государственного кадастра недвижимости не является само по себе основанием для снятия их с государственного кадастрового учета.
Судами не оценены доводы кадастровой палаты о том, что приведенные заявителем обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленном на кадастровый учет земельном участке, поскольку процедура преобразования "учтенных" в ЕГРН земельных участков не осуществлялась, в ЕГРН в отношении спорного земельного участка содержались сведения о правообладателе этого участка (л. д. 12, 13).
В нарушение статьи 71 Кодекса суды не мотивировали должным образом сделанные в рамках настоящего дела выводы об обоснованности требований администрации.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации прав собственника (уполномоченного органа) на преобразование земельного участка в установленном действующим законодательством порядке, администрация в материалы дела не представила.
Кроме того, суды не учли, что в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет относится к компетенции органа регистрации прав; в силу части 4 данной статьи данное полномочие не может быть передано подведомственному органу регистрации прав федеральному государственному бюджетному учреждению.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах решение от 10.08.2018 и апелляционное постановление от 19.11.2018 не могут быть признаны законными, основанными на верном применении норм права, а фактические обстоятельства, имеющие значение для дела - установленными посредством полного и всестороннего исследования доказательств (часть 3 статьи 15, статья 71, пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271, пункт 3 части 1 статьи 287, часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса).
Названные судебные акты следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить недостатки, указанные в тексте настоящего постановления, с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, определить надлежащий субъектный состав рассматриваемого спора, дать правовую оценку всем доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить его с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 по делу N А53-16352/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Верховный Суд Российской Федерации в названном определении также указал, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
...
Частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
...
В нарушение статьи 71 Кодекса суды не мотивировали должным образом сделанные в рамках настоящего дела выводы об обоснованности требований администрации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 апреля 2019 г. N Ф08-1050/19 по делу N А53-16352/2018
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-16352/18
18.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1050/19
20.11.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15706/18
10.08.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-16352/18