г. Краснодар |
|
19 апреля 2019 г. |
Дело N А32-22858/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (ИНН 2308041155, ОГРН 1022301217839) и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (ИНН 2311162350, ОГРН 1132311010754), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тандем" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2018 (судья Бондаренко И.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-22858/2018, установил следующее.
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к ООО "Тандем" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 25.10.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.10.2018, заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса в виде 3 млн рублей штрафа с конфискацией алкогольной продукции, изъятой по протоколу изъятия вещей и документов от 29.05.2018 N 12-21/12. Судебные акты мотивированы наличием в деянии общества события и состава вмененного административного правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления - отказать. По мнению подателя жалобы, у департамента отсутствовали правовые основания для проведения проверочных мероприятий в отношении общества. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного срока и не направлялся обществу, административное расследование не проводилось.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 27.04.2018 N 51 должностными лицами департамента в ходе проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка алкогольной продукции на территории Краснодарского края в отношении общества установлен факт оборота (предложение к розничной продаже) алкогольной продукции без специального разрешения (лицензии).
В соответствии с протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 29.05.2018 обществом в принадлежащем ему помещении кафе "BAR club lounge cafe" на барных полках выставлена произведенная и ввезенная на территорию Российской Федерации, алкогольная продукция (бутылочная) в ассортименте (с оформленными ценниками общества) в целях розничной продажи, в том числе на розлив, а именно:
- ликер десертный "Фруко Шульц крем де Какао Вайт" (крепостью 24% объемом 0,7 литра, дата розлива 12.05.2016, производитель: Чешская Республика, акцизная марка 057 91482546 - 1 бутылка);
- ликер десертный "Фруко Шульц Абрикос Бренди" (крепостью 24% объемом 0,7 литра, дата розлива 17.04.2015, производитель: Чешская Республика, акцизная марка 056 52496141 - 1 бутылка);
- ликер десертный "Фруко Шульц Крем де Касис" (крепостью 15% номинальным объемом 0,7 литра, дата розлива 31.03.2017, производитель: Чешская Республика, акцизная марка 059 65829690 - 1 бутылка);
- вермут "Мартини Россо" (крепостью 15% номинальным объемом 1 литр, дата розлива 18.04.2017, производитель: Италия, акцизная марка 062 83976948, - 1 бутылка);
- вермут "Мартини Бьянко" (крепостью 15 % номинальным объемом 1 литр, дата розлива 21.11.2017, производитель: Италия, акцизная марка 067 79448967 - 1 бутылка);
- ликер десертный "Болс Амаретто" (крепостью 24%, номинальным объемом 0,7 литра, дата розлива 24.01.2016, производитель: Нидерланды, акцизная марка 063 17666994 - 1 бутылка);
- ликер десертный "Мараскино Ориджинал" (крепостью 32%, номинальным объемом 0,75 литра - 1 бутылка).
- спиртной напиток "Кашасе Сагатиба Пура" (крепость 38%, номинальным объемом 0,7 литра - 1 бутылки);
- винный напиток "Лилле Блан" (крепостью 17% номинальным объемом 0,75 литра - 1 бутылка);
- виски "Джим Бим" (крепостью 40%, номинальным объемом 0,7 литра - 3 бутылки);
- джин "Бомбей Сапфир" (крепостью 47%, номинальным объемом 1 литр - 1 бутылка);
- вермут "Мартини Экстра драй" (крепостью 18%, номинальным объемом 1 литр - 1 бутылка);
- спиртной напиток "Мартини Биттер" (крепостью 28,5 % объемом 0,7 литра - 1 бутылка);
- ром "Бакарди Карта Негра" (крепостью 40% номинальным объемом 0,5 литра - 1 бутылка);
- ром "Бакарди Карта Оро" (крепость 40% номинальным объемом 0,7 литра - 1 бутылка);
- ром "Гавана Клаб аньехо" (крепостью 40% номинальным объемом 0,7 литра - 1 бутылка);
- виски "Вильям Лоусонс Супер Спайсд" (крепостью 35% объемом 0,7 литра, - 1 бутылка).
- виски "Баллантайнс" (крепостью 40% номинальным объемом 0,7 литра - 1 бутылка);
- ликер десертный "Болс Банана" (крепостью 17% номинальным объемом 0,7 литра - 1 бутылка);
- ликер десертный "Болс Пепер минт Грин" (крепостью 24% номинальным объемом 0,7 литра - 1 бутылка);
- ликер десертный "Болс Черри Бренди" (крепостью 24 % номинальным объемом 0,7 литра -1 бутылка);
- ликер десертный "Фруко Шульц Кофейный" (крепостью 20% номинальным объемом 0,7 литра - 1 бутылка);
- ликер десертный "Фруко Шульц Персик" (крепостью 20% номинальным объемом 0,7 литра - 1 бутылка);
- коньяк "Арарат "5 звезд" (крепостью 40% номинальным объемом 0,5 литра - 1 бутылки);
- коньяк "Мартель VSOP Медальон" (крепостью 40% номинальным объемом 0,5 литра - 1 бутылка);
- виски "Дюарс Вайт Лейбл" (крепостью 40% объем 0,7 литра, - 1 бутылка);
- виски "Джек Дэниэлс" (крепостью 40% номинальным объемом 0,7 литра - 1 бутылки).
Указанная в протоколе алкогольная продукция маркирована акцизными марками и федеральными специальными марками, при этом документы, подтверждающее качество и легальность розничного оборота алкогольной продукции, в том числе лицензия, не представлены.
При этом ранее общество осуществляло розничную продажу алкогольной продукции на основании выданной департаментом лицензии от 17.04.2017 серии ДК N 004050, регистрационный номер 23 РПО 0006759 сроком действия с 30.04.2017 по 29.04.2018.
Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 29.05.2018 составлен в присутствии генерального директора общества, который подписал протокол без замечаний.
По протоколу об изъятии вещей и документов от 29.05.2018 N 12-21/12 указанная продукция упакована в две картонные коробки, опечатана и изъята с передачей на ответственное хранение. Протокол изъятия составлен в присутствии генерального директора общества.
События и обстоятельства осмотра и изъятия алкогольной продукции зафиксированы также с помощью фото- и видеофиксации. Медиафайлы приобщены к материалам дела.
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 Кодекса, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 31.05.2018 N 12-21/12.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 3 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) лицензии выдаются, в частности, на розничную продажу алкогольной продукции.
Пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот определен как закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного закона.
В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
В силу пункта 2 статьи 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается, частности, по истечении срока действия такой лицензии.
В пункте 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 названного закона.
Судебные инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установили, что обществу выдана лицензия от 17.04.2017 серии ДК N 004050, регистрационный номер 23 РПО 0006759 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции сроком действия с 30.04.2017 по 29.04.2018, которая на момент проверки (29.05.2018) прекратила свое действие.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности осуществления обществом оборота алкогольной продукции в отсутствие действующей лицензии по истечении установленного законом срока и, как следствие, о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса.
Довод общества о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного срока и не направлялся обществу, является несостоятельным ввиду следующего.
Согласно абзацу 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по смыслу статьи 28.5 Кодекса нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не является безусловным основанием для отмены постановления о назначении административного наказания, если при этом не нарушены права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности. Сроки, предусмотренные названной статьей, являются процедурными, а не пресекательными, поскольку материально-правовые последствия пропуска этих сроков Кодексом не определены. Само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Проведение административного расследования согласно части 1 статьи 28.7 Кодекса предусмотрено в случаях осуществления экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
В данном случае событие и состав административного правонарушения предусмотренного частью 3 стать 14.17 Кодекса установлены в ходе проведенной проверки, в связи, с чем основания для проведения административного расследования отсутствуют.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2018 по делу N А32-22858/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.