г. Краснодар |
|
16 января 2024 г. |
Дело N А53-38971/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Тамахина А.В., при участии в судебном заседании от ответчика - Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ИНН 7722377866, ОГРН 5167746175977) и от войсковой части 3686 - Карибджаняна Р.М. (доверенности от 09.01.2024 и 12.01.2024), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Криоген Авиа-НН" (ИНН 5261036956, ОГРН 1035205638676), ответчика - Министерства финансов Российской Федерации, третьих лиц: управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу войсковой части 3686 на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.06.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А53-38971/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Криоген Авиа-НН" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - министерство), Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия), войсковой части 3686, управлению Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу о взыскании с Российской Федерации за счет средств федерального бюджета 2 928 084 рублей 76 копеек (уточненные требования).
Определениями суда от 17.11.2022, 17.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - УФАС), войсковая часть 3686.
Определением от 16.02.2023 изменен процессуальный статус войсковой части 3686 и управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу(далее - УФК) с ответчиков на третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 19.06.2023 с Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Криоген Авиа-НН" взыскано 2 928 084 рубля 76 копеек и 37 640 рублей расходов по оплате государственной пошлины, в иске к министерству отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.10.2023 решение суда изменено, с Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Криоген Авиа-НН" взыскано 2 918 251 рубль 28 копеек неосновательного обогащения и 37 514 рублей расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, войсковая часть 3686 обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, считая их принятыми по неполно исследованным обстоятельствам. Суды не приняли во внимание отсутствие у руководителя (иного уполномоченного лица) главного распорядителя средств федерального бюджета оснований для направления информации в произвольной письменной форме в Управление Федерального казначейства, (далее - УФК), поскольку денежные средства войсковой части выделены в рамках оборонного заказа на 2018 год на капитальный ремонт АПА-5Д на базе автомобиля УРАЛ 4320. Ввиду разной правовой природы денежные средства, перечисленные во исполнение предписания УФАС по Ростовской области в доход бюджета, и целевые денежные средства, находящиеся на лицевом счете истца и являющиеся его собственностью, не могут заменять друг друга. Общество перечислило 2 928 084 рубля 76 копеек собственных денежных средств в доход бюджета, оно не было лишено возможности обратиться в УФК с просьбой о возврате указанных денежных средств со своего лицевого счета на лицевой счет войсковой части 3686 для последующего перечисления ею денежных средств в доход федерального бюджета, однако с данной просьбой не обращалось. Бюджетный кодекс Российской Федерации запрещает нецелевое использование денежных средств, это подтверждается письмом Минфина России от 03.06.2020 N 09-01-11/47653, согласно которому целевые средства, находящиеся на лицевых счетах, до представления юридическим лицом - получателем целевых средств соответствующих документов, подтверждающих исполнение обязательств по государственному контракту, не могут быть направлены на иные цели. Заявитель считает ошибочным вывод судов о наличии причинно-следственной связи между действиями войсковой части и убытками общества. Пролетарским районным судом г. Ростован-на-Дону 17.05.2023 вынесен приговор в отношении директора ООО "КриогенАвиа-НН" Шарова В.В., согласно которому Шаров В.В., осознавая, что часть работ по контракту не выполнена или выполнена ненадлежащим образом, направил войсковой части счет на оплату и акт выполненных работ, содержащий заведомо ложные, недостоверные сведения об объемах и видах работ. Шаров В.В. представил войсковой части гарантийное письмо от 25.12.2018 N 509, в котором гарантировал в срок до 31.03.2019 представить документы, предусмотренные контрактом, однако этого не сделал. Из-за вышеуказанных преступных действий Шарова В.В. войсковой части 3686 на расчетный счет истца были перечислены указанные в контракте денежные средства. Данный довод суды оставили без внимания и не дали ему надлежащую оценку.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав названного представителя, Арбитражный мсуд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, войсковая частью 3686 (заказчик) и общество (исполнитель) 22.10.2018 по результатам аукциона N 0358100014118000030 заключили государственный контракт, согласовав его цену - 2 928 084 рубля 76 копеек. Пунктом 2.5 контракта предусмотрено, что принятие заказчиком денежных средств и обеспечение оплаты за счет средств федерального бюджета осуществляется в пределах утвержденных заказчику лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджетов Российской Федерации, установленными Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
После принятия работ 24.12.2018 по акту приема-передачи войсковая часть платежным поручением от 28.12.2018 N 886004 перечислила федеральные бюджетные средства в размере цены контракта на лицевой счет общества, открытый с этой целью в УФК по Нижегородской области. Письмом от 17.01.2019 N 152/28-3 войсковая часть предоставила право истцу самостоятельно утверждать сведения и распоряжаться поступившими денежными средствами. Письмом от 31.01.2019 N 415/24-103 войсковая часть 3686 отменила данное право. Таким образом денежные средства в размере 2 928 084 рублей 76 копеек находились на лицевом счете Федерального казначейства Российской Федерации.
Решением УФАС от 20.11.2020 по делу N 061/08/08-1434/2020 общество признано нарушившим часть 3 статьи 8 Федерального закона N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и ему вынесено предписание от 20.11.2020 N 1027 о возврате в федеральный бюджет 2 928 084 рублей 76 копеек, полученных по контракту, с указанием платежных реквизитов УФК по Ростовской области.
Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС по Ростовской области, общество обжаловало их в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда по Ростовской области от 01.07.2021 по делу N А53-4123/21 решение и предписание УФАС по Ростовской области признаны законными.
В связи с тем, что письмом от 31.01.2019 N 415/24-103 войсковая часть отменила право общества самостоятельно утверждать сведения и распоряжаться поступившими на его лицевой счет в казначействе денежными средствами, общество не смогло выполнить выданное ему предписание и вернуть находящиеся на его лицевом счете в УФК по Нижегородской области денежные средства, поступившие в качестве оплаты по контракту.
Общество обратилось с заявлением в УФАС по Ростовской области за разъяснением порядка исполнения, выданного им предписания.
Определением от 29.11.2021 N 29374/06 УФАС по Ростовской области разъяснило вынесенное им предписание, указав, что возврат денежных средств по контракту должен быть произведен не в войсковую часть, а в федеральный бюджет, по реквизитам УФК по Ростовской области, за счет средств обществ, поскольку с лицевого счета Федерального казначейства вернуть их невозможно в силу раздела III Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2153.
Общество платежным поручением от 14.12.2021 N 254 перечислило в бюджет по реквизитам УФК по Ростовской области 2 928 084 рубля 76 копеек собственных средств и уведомило УФАС по Ростовской области об исполнении предписания.
В письме от 20.12.2021 N 364 общество обратилось к войсковой части с просьбой предоставить право самостоятельно утверждать сведения по лицевому счету в рамках контракта, чтобы получить денежные средства, сумму которых оно уже вернуло в бюджет за счет собственных средств. Однако войсковая часть письмом от 03.02.2022 N 415/26-178 отказала в предоставлении такого права, сославшись на выполнение государственного контракта с нарушением законодательства.
Письмом от 01.07.2022 N 240 общество обратилось в УФК по Нижегородской области с просьбой предоставить право распоряжения денежными средствами, поступившими по контракту. УФК по Нижегородской области письмом от 08.07.2022 N 32-11-32/08-6175 сообщило, что лицевой счет N 711Е3695001 перенесен в УФК по г. Санкт-Петербургу.
Письмом от 26.07.2022 N 262 общество с аналогичной просьбой обратилось в УФК по г. Санкт-Петербург, которое в своем ответе от 02.09.2022 N 72-28-08/8014 предложило обратиться в войсковую часть ввиду невозможности выполнить данное требовани без разрешения войсковой части.
Таким образом, ни УФК по г. Санкт-Петербургу, где расположены денежные средства, поступившие от войсковой части по контракту, ни войсковая часть не позволили обществу получить с лицевого счета денежные средства, сумму которых общество уже перечислило в федеральный бюджет за счет собственных средств, исполнив предписание.
Истец, уточняя исковые требования, указал, что уплаченные им в федеральный бюджет денежные средства являются его убытками.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Рассматривая заявленные требования, суд апелляционной инстанции принял во внимание установленные по делу N А53-4123/2021 обстоятельства и указал на получение обществом оплаты по контракту в отсутствие законных оснований ввиду допущенных им нарушений, по факту которых выдано предписание УФАС о возврате полученных от войсковой части средств в федеральный бюджет.
Денежные средства, перечисленные обществу по контракту и находящиеся на его счете, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, являются бюджетными денежными средствами и не могут быть использованы иначе, как в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы казначейского сопровождения.
Суды правильно указали, что денежными средствами, поступившими на лицевой счет общества, открытый в УФК, общество могло распоряжаться только при фактическом выполнении им работ и принятии данных работ в установленном порядке заказчиком либо при предоставлении в орган казначейства сведений о направлениях расходования целевых средств, утвержденных в установленном порядке, либо на основании информации в произвольной письменной форме, подписанной руководителем (иным уполномоченным лицом) главного распорядителя средств федерального бюджета.
Однако в связи с ненадлежащим исполнением работ по контракту войсковая часть 31.01.2019 отменила представленное обществу право самостоятельно утверждать сведения в рамках контракта и обязалась самостоятельно утверждать сведения в рамках контракта.
В силу пункта 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении лицевого счета, открытого обществу в органах Федерального казначейства, действует особый правовой режим. У общества отсутствует возможность распоряжаться данными средствами.
Поскольку УФАС по Ростовской области предписал обществу возвратить в бюджет указанные денежные средства, общество обратилось в суд с иском об обязании войсковой части N 3686 предоставить право самостоятельно утверждать сведения в рамках контракта.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.06.2022 по делу N А53-14180/2022 обществу отказано в иске.
Денежные средства, находящиеся у общества на лицевом счете в УФК (поступившие от войсковой части) и которые фактически общество должно было возвратить в бюджет, обществу так и не поступили.
Суды установили, что в период рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции денежные средства, находящиеся на лицевом счете общества в УФК, возвращены в адрес войсковой части, что подтверждается представленными платежными документами (платежное поручение от 21.08.2023 N 6), не оспаривается ответчиком.
Представитель войсковой части в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснила, что спорные денежные средства в настоящее время перечислены в бюджет Российской Федерации.
Установив эти обстоятельства, суды, сославшись на доказанность возврата денежных средств в бюджет, уплату обществом той же суммы по предписанию УФАС, приняв во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом в рамках дела А53-4123/2021, сочли требования общества обоснованными.
Суд апелляционной инстанции определил заявленные требования как неосновательное обогащение, поэтому отклонил довод об отсутствии вины как не имеющий правового значения для разрешения данного спора и, указав на ненадлежащее формулирование обществом заявленных требований, очевидность преследуемого им материально-правового интереса, не нашел оснований для отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.
При рассмотрении заявленных требований, апелляционный суд руководствовался статьями 1102, 1105, 1109 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 275-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает государственный оборонный заказ и мероприятия по его исполнению в месячный срок после подписания Президентом Российской Федерации Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что при утверждении государственного оборонного заказа Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков.
Одним из государственных заказчиков является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, частной охранной деятельности, частной детективной деятельности, вневедомственной охраны, обеспечения общественной безопасности в пределах своих полномочий (Указ Президента РФ от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации").
В силу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы, у Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации имеются лицевые счета в органах Федерального казначейства.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.05.2022 N 82н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" Росгвардии присвоен код главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, Росгвардия - это компетентный орган по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии, наделена статусом государственного заказчика государственного оборонного заказа; при реализации соответствующих полномочий она исполняет возложенные на нее бюджетные обязательства, а именно: использует направленные ей бюджетные средства для достижения целей в данной области, установленных в соответствующем нормативном акте о бюджете.
В соответствии с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30.09.2016 N 510, Росгвардия является главным распорядителем бюджетных средств и отвечает от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, в том числе и по денежных обязательствам войсковой части N 3686.
В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации по иным искам к Российской Федерации, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета.
Денежные средства, учтенные на лицевом счете общества, являлись "целевыми средствами", в отношении которых действует особый правовой режим.
Положения статьи 242.6-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на определенные федеральным законом (решением) о федеральном бюджете средства участников казначейского сопровождения, при котором обращение взыскания производится по соответствующему разделу лицевого счета участника казначейского сопровождения, открытому на основании контракта (договора), по которому возникло требование. Использованию (взысканию) иначе, чем как в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации и соответствующими нормативными правовыми актами, регулирующими основы и условия казначейского сопровождения целевых средств, эти средства не подлежат.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что денежные средства в размере 2 928 084 рублей 76 копеек подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, а в иске к министерству финансов Российской Федерации надлежит отказать.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, учел перечисление обществом с согласия войсковой части на ее лицевой счет 9 833 рублей 48 копеек пеней из целевых денежных средств (платежное поручение от 23.01.2019 N 3). Поскольку пени выплачены обществом в связи с нарушением контрактных обязательств, то в состав спорной суммы они не входят.
Названные выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, к которым правильно применены нормы права.
Оснований для изменения или отмены апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 по делу N А53-38971/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации по иным искам к Российской Федерации, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета.
...
Положения статьи 242.6-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на определенные федеральным законом (решением) о федеральном бюджете средства участников казначейского сопровождения, при котором обращение взыскания производится по соответствующему разделу лицевого счета участника казначейского сопровождения, открытому на основании контракта (договора), по которому возникло требование. Использованию (взысканию) иначе, чем как в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации и соответствующими нормативными правовыми актами, регулирующими основы и условия казначейского сопровождения целевых средств, эти средства не подлежат."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2024 г. N Ф08-11709/23 по делу N А53-38971/2022