г. Краснодар |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А15-1658/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - публичного акционерного общества "Дагестанская энергосбытовая компания" (ИНН 0541031172, ОГРН 1050562009926) и заинтересованного лица - Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан (ИНН 0541023580, ОГРН 1020502631599), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Дагестанская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.09.2018 (судья Тагирова З.Т.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу N А15-1658/2018, установил следующее.
ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан (далее - служба) о признании незаконным и отмене постановления от 27.03.2018 по делу N 8/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Решением от 21.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.12.2018, заявление удовлетворено частично, постановление службы изменено в части размера административного штрафа, который снижен до 50 тыс. рублей. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности, отсутствием оснований для признания его малозначительным, а также наличием оснований для снижения суммы штрафа ниже низшего предела.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права; неполное исследование письменных доказательств, представленных в материалы дела; отсутствие полномочий у службы по возложению обязанности на общество произвести потребителю перерасчет по объему потребленной электроэнергии.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления Магомедовой П.Г. о необоснованном начислении обществом по ее лицевому счету долга в размере 53 851 рубля и невнесении последних показаний по прибору учета электроэнергии, служба выдала обществу предписание от 25.01.2018 N 30-111-08/18 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и цен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" и Положения РСТ РД, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.05.2011 N 165, в срок до 05.02.2018 в виде устранения нарушения порядка образования задолженности абонента за электроэнергию; внесения в базу данных последних показаний прибора учета электроэнергии, представленных Магомедовой П.Г.; осуществления перерасчета с абонентом Магомедовой П.Г. по текущим показаниям прибора учета электроэнергии.
Установив, что в срок до 05.02.2018 (включительно) общество не устранило нарушения, указанные в предписании от 25.01.2018 N 30-111-08/18, служба составила протокол об административном правонарушении от 13.03.2018 N 8/2018 и вынесла постановление от 27.03.2018 N 8/2018 о привлечении общества к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что вынесенное службой предписание об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации является законным, доказательства его исполнения в установленный срок обществом не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствии оснований для признания правонарушения в качестве малозначительного. При этом, суд на основании части 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса определил разумным и соответствующим целям административной ответственности размер штрафа в сумме 50 тыс. рублей.
Однако судебные инстанции не учли следующее.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
В силу правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13, при решении вопроса об обоснованности привлечения к административной ответственности проверка законности и обоснованности привлечения к административной ответственности должна осуществляться в полном объеме судами каждой инстанции.
Составом административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Из названной нормы права следует прямое указание на то, что предписание службы должно отвечать условию законности.
Следовательно, в числе обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось обществу. Таким образом, от установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события административного правонарушения.
Между тем, судебные инстанции не исследовали надлежащим образом вопрос о законности предписания, неисполнение которого вменяется обществом.
Суды, в том числе, не исследовали довод общество о том, что при выдаче предписания от 25.01.2018 N 30-111-08/18 служба вышла за пределы полномочий, предоставленных ей Положением о Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 18.07.2006 N 143. Суды не исследовали причин образования задолженности в той сумме, в которой данную задолженность сформировало общество; кем и когда проведена проверка сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля на приборе учета Магомедовой П.Г., соблюдение сроков поверки данных приборов; подавал ли данный абонент (и в какие сроки, если подавал) показания прибора учета обществу; распространяются ли полномочия службы на обстоятельства, связанные с исчислением задолженности Магомедовой П.Г. и выдачу предписания обществу.
Однако от выяснения данных обстоятельств зависит разрешение вопроса о законности предписания.
Поскольку судебные инстанции не исследовали существо требований, которые предписано исполнить обществу, и не выяснили вопрос о наличии полномочий у службы по возложению обязанности на общество произвести потребителю перерасчет по объему потребленной электроэнергии, выводы судов о законности и исполнимости предписания являются преждевременными.
Суд кассационной инстанции в силу отсутствия полномочий по исследованию и оценке доказательств не имеет возможности устранить выявленные недостатки судебных актов, поэтому решение суда и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, полно и всесторонне исследовать материалы дела, доводы сторон и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.09.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 по делу N А15-1658/2018 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2019 г. N Ф08-2314/19 по делу N А15-1658/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2314/19
26.12.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4680/18
25.12.2018 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1658/18
21.09.2018 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1658/18