г. Краснодар |
|
22 апреля 2019 г. |
Дело N А32-9259/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Санаторий "Золотой Колос"" (ИНН 2319004363, ОГРН 1022302834707) - Захарченко Л.В. (доверенность от 01.08.2017), Матыскиной Н.В. (доверенность от 01.08.2017), в отсутствие ответчиков: администрации г. Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), департамента по финансам и бюджету администрации г. Сочи, департамента имущественных отношений администрации г. Сочи, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы акционерного общества "Санаторий "Золотой Колос"", администрации г. Сочи, департамента по финансам и бюджету администрации г. Сочи, департамента имущественных отношений администрации г. Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2018 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019 (судьи Галов В.В., Малыхина М.Н., Попов А.А.) по делу N А32-9259/2018, установил следующее.
АО "Санаторий "Золотой Колос"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации г. Сочи (далее - администрация), департаменту по финансам и бюджету администрации г. Сочи (далее - департамент финансов) и департаменту имущественных отношений администрации г. Сочи (далее - департамент имущественных отношений) о взыскании 6 863 399 рублей неосновательного обогащения.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 общество вносило в бюджет платежи за пользование земельными участками в большем размере, чем нормативно установлено для данной категории участков.
Решением от 21.08.2018 исковые требования удовлетворены. С муниципального образования г. Сочи в лице администрации за счет средств казны муниципального образования г. Сочи в пользу общества взыскано 6 863 399 рублей неосновательного обогащения за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 и 57 317 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Суд первой инстанции при проверке расчетов установил, что постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2010 N 974 общество включено в программу строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта. К спорным правоотношениям подлежат применению положения пункта 7 статьи 16 Закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ, ввиду чего вне зависимости от условий договора арендная плата в спорный период должна рассчитываться исходя из ставок арендной платы, установленных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.03.2013 N 109 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта" (далее - приказ Минэкономразвития N 109) и приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 10.09.2008 N 270 "Об определении ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые предоставлены для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов" (далее - приказ Минэкономразвития N 270).
Апелляционным постановлением от 01.02.2019 решение от 21.08.2018 изменено, с муниципального образования г. Сочи в лице администрации за счет средств казны муниципального образования г. Сочи в пользу общества взыскано 3 281 633 рубля 50 копеек неосновательного обогащения за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 и 27 405 рублей в возмещение расходов по государственной пошлине. В остальной части иска отказано. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отнесения спорных земельных участок в федеральному уровню собственности (доказательства нахождения на спорных участках объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации не представлено). Размер арендной платы за спорный период должен быть определен в соответствии с положениями постановления администрации от 18.07.2016 N 1699 "О Порядке расчета регулируемой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов" (далее - постановление от 18.07.2016 N 1699). Применив ставки, установленные подпунктом "а" пункта 7 данного постановления, а также приняв во внимание отчеты N 2018-12/10-О и 2018-12/09-О о рыночной стоимости спорных земельных участков и произведенные обществом платежи, апелляционный суд определил размер неосновательного обогащения в размере 3 281 633 рубля 50 копеек за период с 01.01.2017 по 31.12.2017. Доводы истцов о том, что в силу положений статей 95 и 96 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 2 и 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ), статей 3 и 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно- санитарной) охраны курорта г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение, отклонены со ссылкой на принятие Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ).
В кассационной жалобе общество просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение. Податель жалобы указывает, что общество включено в программу строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта (пункт 182). В рамах данной программы общество на участках возвело олимпийские объекты федерального значения. Таким образом, спорные земельные участки относят к федеральному уровню собственности. Применение при определении размера арендной платы постановления от 18.07.2016 N 1699 ошибочно. Принадлежность спорных участков к категории земель "земли населенных пунктов" не исключает действие в отношении них правового режима, введенного для земель особо охраняемых природных территорий. Территория г. Сочи независимо от принятия Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ относится к особо охраняемой природной территории и сохраняет данный статус.
В кассационной жалобе администрация, департамент финансов и департамент имущественных отношений просят отменить решение и апелляционное постановление, принять новый судебный акт об отказе в иске. Податели жалобы указывают, что спорные земельные участки не относятся к особо охраняемым природным территориям. Заключая договоры аренды, общество согласилось с размером арендной платы. Основания для перерасчета арендной платы, а также основания для взыскания с суммы неосновательного обогащения, отсутствуют.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением главы администрации от 20.04.1994 N 362/5 "Об отводе санаторию "Золотой колос" фактически занимаемого комплексом санатория земельного участка по Курортному проспекту Хостинского района" санаторию "Золотой колос" отведены в постоянное пользование без права передачи два земельных участка общей площадью 6,28 га, сроком на два года.
Постановлением от 17.03.1997 N 144/1 АОЗТ "Санаторий "Золотой колос"" предоставлены в долгосрочную аренду сроком на 49 лет два земельных участка площадью 0,5 га и 0,37 га, фактически занятые зданиями и сооружениями санаторного комплекса и хозяйственно-складской зоны санатория, ранее отведенные санаторию на основании постановления администрации от 20.04.1994 N 362/5.
Во исполнение постановления от 17.03.1997 N 144/1 администрация и общество заключили договор от 11.04.1997 N 278 о предоставлении земельного участка на условиях аренды (договор аренды).
Постановлением администрации от 17.02.1999 N 139 внесены изменения в постановление от 17.03.1997 N 144/1, в соответствии с которым изменено название общества, уточнены площади земельных участков.
10 декабря 2008 года администрация в лице департамента имущественных отношений направила в адрес общества договоры аренды земельных участков N 4900004863 и 4900004864. В соответствии с данными договорами санаторию в аренду предоставлены земельный участок площадью 40 030 кв. м с кадастровым номером 23:49:0302017:6 и земельный участок площадью 8570 кв. м с кадастровым номером 23:49:0302017:7.
Общество, полагая, что на стороне ответчиков образовалось неосновательное обогащение в виде излишне уплаченной арендной платы, обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункты 2, 4 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса). Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса). В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, оздоровительное значение (пункт 10 статьи 85 Земельного кодекса). К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (пункт 1 статьи 94 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 606, пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или иными нормативными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса).
Размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды (статья 614 Гражданского кодекса, пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) и статьи 39.7 Земельного кодекса (в действующей редакции) арендная плата за пользование спорным участком относится к категории регулируемых цен.
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) содержатся следующие разъяснения. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (статьи 1102, 1103, 1105 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 7 статьи 16, пункту 2.1 статьи 17 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения, относятся к собственности Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, предусмотрена возможность расчета арендной платы в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, объектов капитального строительства, включенных в перечень олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, не включенных в Программу строительства, утвержденный наблюдательным советом Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.
Приказом Минэкономразвития N 109 с 01.01.2015 до 01.01.2040 в отношении находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, утверждена ставка арендной платы в размере 17,22 рубля за 1 кв. м, а относящихся к категории земель особо охраняемых территорий - 3,04 рубля за 1 кв. м. Признанным утратившим силу приказом Минэкономразвития N 270 (в редакции приказа от 04.04.2011 N 147) до 01.01.2015 предусматривались аналогичные ставки для земельных участков, находящихся как в федеральной, так и в муниципальной собственности.
Утвержденным постановлением администрации г. Сочи от 18.07.2016 N 1699 Порядком расчета регулируемой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов предусмотрена возможность определения в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, размера регулируемой арендной платы за находящиеся в муниципальной собственности земельные участки (подпункт "б" пункта 2), предоставленные для размещения объектов, перечень которых приведен в пункте 4 Порядка.
Действовавшим до 01.08.2016 постановлением главы г. Сочи от 30.06.2009 N 210 "О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Сочи" предусматривался расчет арендной платы в соответствии со ставками арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные для строительства, реконструкции, капитального ремонта олимпийских объектов, которые устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации (пункт 5.4).
Установленные приведенными нормативными актами Минэкономразвития ставки арендной платы дифференцированы в зависимости от категории земель, к которой относится земельный участок (земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий), а не выделенных в пределах границ населенных пунктов зон (зон особо охраняемых территорий).
Постановление главы г. Сочи от 30.06.2009 N 210 действовало до 01.08.2016, а в перечне объектов, приведенном в пункте 4 действующего с 02.08.2016 Порядка, утвержденного постановлением администрации от 18.07.2016 N 1699, олимпийские объекты отсутствуют.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил отсутствие оснований для отнесения спорных земельных участок к федеральному уровню собственности (доказательства нахождения на спорных участок объектов недвижимости принадлежащих Российской Федерации не представлено). Размер арендной платы за спорный период должен быть определен в соответствии с положениями постановления от 18.07.2016 N 1699. Применив ставки, установленные подпунктом "а" пункта 7 данного постановления, а также приняв во внимание отчеты N 2018-12/10-О и 2018-12/09-О о рыночной стоимости спорных земельных участков и произведенные обществом платежи, апелляционный суд установил наличие на стороне ответчиков неосновательного обогащения в размере 3 281 633 рублей 50 копеек за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Доводы подателей кассационных жалоб не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что выходит за пределы полномочий арбитражного суда округа в силу требований статей 286 и 287 Кодекса. Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены апелляционным судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения апелляционного постановления от 01.02.2019 по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019 по делу N А32-9259/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минэкономразвития N 109 с 01.01.2015 до 01.01.2040 в отношении находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, утверждена ставка арендной платы в размере 17,22 рубля за 1 кв. м, а относящихся к категории земель особо охраняемых территорий - 3,04 рубля за 1 кв. м. Признанным утратившим силу приказом Минэкономразвития N 270 (в редакции приказа от 04.04.2011 N 147) до 01.01.2015 предусматривались аналогичные ставки для земельных участков, находящихся как в федеральной, так и в муниципальной собственности.
...
Доводы подателей кассационных жалоб не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что выходит за пределы полномочий арбитражного суда округа в силу требований статей 286 и 287 Кодекса. Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены апелляционным судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения апелляционного постановления от 01.02.2019 по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2019 г. N Ф08-2357/19 по делу N А32-9259/2018