г. Краснодар |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А32-42419/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И. в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ГлавРусСтрой-Инвест" (ИНН 7702719582, ОГРН 1097746717750), органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений администрации города Сочи (ИНН 2320034940, ОГРН 1022302919374), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГлавРусСтрой-Инвест" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 (судьи Смотрова Н.Н., Ильина М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-42419/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ГлавРусСтрой-Инвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений администрации города Сочи (далее - департамент, администрация) о признании незаконным изложенного в письме от 27.06.17 N 15392/020516 решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки двухуровневой квартиры N 294 общей площадью 139 кв. м на 13 и 14 этажах двухсекционного 14-этажного многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Роз, 36, (далее - квартира, многоквартирный дом) путем ее раздела на две изолированные квартиры в соответствии с проектной документацией (шифр 12-16-294-АС), о понуждении к устранению допущенных нарушений путем согласования переустройства и перепланировки квартиры.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.07.2018 заявление удовлетворено со следующей мотивировкой. Представленными доказательствами, в том числе заключением судебной экспертизы подтверждено, что обществом произведена перепланировка и переустройство квартиры, а не ее реконструкция. У департамента отсутствовали правовые основания для отказа в согласовании проекта перепланировки со ссылкой на нормы, регулирующие отношения по реконструкции объекта капитального строительства. В составе представленных обществом документов имелся проект перепланировки квартиры, на что указано в самом оспариваемом решении.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2018 отменено, в удовлетворении заявления общества отказано со следующей мотивировкой. Общество не исполнило требования местного законодательства в части согласования проекта перепланировки и переустройства квартиры с уполномоченными органами. Выводы судебной экспертизы о квалификации предусмотренных проектом работ в качестве переустройства и перепланировки, а не реконструкции, равно как выводы о том, что эти работы не затрагивают характеристики надежности и безопасности многоквартирного жилого дома, соответствуют требованиям СНиП, СанПин, НПБ, иным обязательным техническим и градостроительным регламентам, предъявляемым к перепланировке и переоборудованию квартиры в многоквартирном жилом доме, сами по себе не заменяют согласования данного проекта уполномоченными органами. В многоквартирном доме общество намерено аналогичным образом перепланировать и переоборудовать еще 19 квартир. Объем планируемых обществом работ повлечет изменение характеристик многоквартирного дома в целом, что выводами проведенной по делу судебной экспертизы не опровергнуто.
Общество обжаловало постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебного акта суда апелляционной инстанции. Раздел квартиры носит формальный характер и не затрагивает несущие конструкции многоквартирного дома, не затрагивает общедомовые инженерные сети, санитарно-техническое, электрическое оборудование. Обществом не запроектированы работы, затрагивающие общее имущество многоквартирного дома, оказывающие влияние на его надежность и безопасность, влекущие за собой изменение параметров многоквартирного дома. Проектом переустройства и перепланировки квартиры предусмотрены работы в существующих габаритах квартиры, не затрагивающие несущие конструкции многоквартирного дома, не влекущие увеличение объемов квартиры. Демонтаж металлической лестницы, соединяющей два уровня квартиры, заделывание проема между этажами и устройство легких внутриквартирных перегородок не изменят характеристики надежности и безопасности многоквартирного дома в целом. Запроектированные работы соответствуют требованиям противопожарных, сейсмических, санитарно-эпидемиологических, строительных норм и правил, не затрагивают общедомовые инженерные сети, санитарно-техническое, электрическое оборудование. Используемые строительные материалы сертифицированы и являются безопасными. Оспариваемое решение не основано на фактах, опровергающих заключение проектировщика. Планируемые работы не приведут к реконструкции многоквартирного дома. Проект переустройства и перепланировки квартиры соответствует требованиям действующего законодательства, как по составу и содержанию проектной документации, так и по использованным проектным решениям.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции установлено, что многоквартирный дом введен в эксплуатацию на основании выданного администрацией соответствующего разрешения от 22.06.2016 N RU-23-309-1249-2016. В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) 17.10.2016 внесена запись о праве собственности общества на квартиру в двух уровнях, соединенных внутриквартирной лестницей. На уровне 13 этажа расположены коридор, ванная, две жилые комнаты, кухня, санузел и две лоджии, а на уровне 14 этажа - коридор, ванная комната, две жилые комнаты, кухня, санузел и две лоджии. Оба уровня обеспечены обособленными выходами и общедомовыми коридорами (технический паспорт от 08.12.2015).
Общество обратилось в департамент с заявлением от 20.06.2017 о согласовании переустройства и перепланировки квартиры путем ее раздела на две обособленные квартиры, приложив к нему соответствующий проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на 28 листах (шифр 12-16-294-АС), технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения на 9 листах, доверенности, правоустанавливающие документы на квартиру.
Проектом переустройства и перепланировки предусмотрено проведение всех работ в габаритах квартиры без изменения несущих конструкций многоквартирного дома, увеличения объемов квартиры, затрагивания общедомовых инженерных сетей, санитарно-технического, электрического оборудования, но с демонтажем металлической лестницы, заделыванием проема между этажами и устройством легких внутриквартирных перегородок. В проекте задекларированы соответствие работ требованиям противопожарных, сейсмических, санитарно-эпидемиологических, строительных норм и правил, безопасность используемых строительных материалов и их сертификация.
Письмом от 27.06.17 N 15392/020516 департамент известил общество о принятом решении об отказе в оказании испрашиваемой муниципальной услуги ввиду того, что запроектированные работы повлекут раздел одной квартиры на две самостоятельные на разных этажах, изменение этажности многоквартирного дома, При строительстве многоквартирного дома соблюдена его проектная характеристика о количестве двухуровневых квартир. Согласование реконструкции жилого помещения при оказании муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения не предусмотрено. Разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства предоставляется департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации.
По ходатайству общества судом первой инстанции назначена судебно-строительная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Центр экономических и правовых экспертиз". В экспертном заключении от 28.05.2018 N 003/СЭ-2018 содержатся выводы о том, что запроектированные обществом работы относятся к работам по перепланировке, переоборудованию квартиры, не затрагивают характеристики надежности и безопасности многоквартирного дома и его частей, предназначенных для обеспечения эксплуатации более чем одной квартиры в многоквартирном доме, не оказывают влияния на общие инженерные сети и места общего пользования, соответствуют требованиям строительных норм и правил.
Указанные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Заявитель, право которого на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, вместе с указанным заявлением обязан представить в уполномоченный орган подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя (части 1, 2, 2.1 и 4 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - Жилищный кодекс). Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных части 2 статьи 26 данного кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 возложена на заявителя; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (части 1 и 3 статьи 27).
Условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений в многоквартирных домах регламентированы в разделе 1.7 утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым такое переоборудование жилых и нежилых помещений допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (пункт 1.7.1).
В период обращения общества с заявлением в департамент и принятия по нему оспариваемого в деле решения - июнь 2017 года, на территории города Сочи процедура переустройства и перепланировки жилых помещений в жилых многоквартирных домах регламентировалась разделом 2 принятого в соответствии с Жилищный кодексом и утвержденного постановлением администрации от 27.06.13 N 1366 Положения о порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах и многоквартирных домах и перевода нежилых зданий в жилые и жилых домов в нежилые здания на территории города Сочи. Перечень документов, подлежащих представлению вместе с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений в жилых многоквартирных домах аналогичен перечню, приведенному в частях 2, 2.1 статьи 26 Жилищного кодекса (пункт 2.2 раздела 2 Положения).
Заявитель, право которого на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, вместе с указанным заявлением обязан представить в уполномоченный орган подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки, который, должен быть согласован с управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (в случае если переустройство и (или) перепланировка затрагивает общее имущество собственников помещений многоквартирного дома, а также если предполагается установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения), Сочинским филиалом федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" (в качестве согласования проекта допускается представление заявителем по собственной инициативе заключения Сочинского филиала федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" о соответствии перепланируемого и (или) переустраиваемого нежилого помещения требованиям, предъявляемым к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях), отделом надзорной деятельности Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (в качестве согласования проекта допускается представление заявителем по собственной инициативе заключения отдела надзорной деятельности Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю о соответствии перепланируемого и (или) переустраиваемого нежилого помещения требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к жилым помещениям), начальником отдела архитектуры соответствующего внутригородского района города Сочи; заместителем директора, начальником отдела дизайна городской среды департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи (в случае если работы по перепланировке и (или) переустройству нежилого помещения затрагивают внешний вид (фасад) объекта капитального строительства), начальником или уполномоченным заместителем начальника управления по охране окружающей среды и лесопарковому хозяйству администрации города Сочи (в случае если работы по перепланировке и (или) переустройству нежилого помещения затрагивают зеленые насаждения), организацией, эксплуатирующей газовые сети (в случае если переустройство затрагивает газовые сети и (или) оборудование в перепланируемом и (или) переустраиваемом нежилом помещении) (пункт 2.3 раздела 2 Положения).
Заявителю может быть отказано в согласовании переустройства и (или) перепланировки в случаях непредставления документов, определенных настоящим разделом, несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего раздела, в том числе представления проекта, подготовленного проектной организации, не имеющей право на подготовку таких проектов, несоблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах (пункт 2.4 раздела 2 Положения).
Действовавшим в период рассмотрения заявления общества административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, утвержденный постановлением администрации от 20.08.2012 N 1757, предусматривался аналогичный перечень согласований проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (пункт 2.6), а в качестве основания для отказа в оказании муниципальной услуги - отсутствие документов, перечисленных в пункте 2.6 (пункт 2.10).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем. Представленный обществом проект переустройства и перепланировки квартиры не содержит информации о его надлежащем согласовании. Экспертная квалификация предусмотренных проектом работ в качестве переустройства и перепланировки, а не реконструкции квартиры, а также выводы о том, что эти работы не затрагивают характеристики надёжности и безопасности многоквартирного дома, соответствуют требованиям строительных норм и правил, иным обязательным техническим и градостроительным регламентам, предъявляемым к перепланировке и переоборудованию квартиры в многоквартирном доме, такое согласование не заменяет.
Планируемые обществом аналогичные переустройство и перепланировка двадцати двухуровневых квартир в многоквартирном доме с образованием сорока изолированных квартир повлечет изменение предусмотренных проектом организации строительства характеристик многоквартирного дома, в том числе количества двухуровневых квартир. Основания для признаний незаконным оспариваемого решения отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены, по сути, на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для такой переоценки доказательств (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса).
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 по делу N А32-42419/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.