г. Краснодар |
|
25 апреля 2019 г. |
Дело N А63-4961/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н. при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края (судья Демченко С.Н.) от заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя (ИНН 2635028348, ОГРН 1042600329969) - Вартанесова А.А. (доверенность от 23.11.2018), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Инжспецстрой" (ИНН 7704260456, ОГРН 1037704019088), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Инжспецстрой" Чамурова Владимира Ильича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2018 (судья Костюков Д.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А63-4961/2018, установил следующее.
ООО "Инжспецстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ставрополя (далее - инспекция) со следующими требованиями:
- признать незаконным требование от 12.12.2017 N 717 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 12.12.2017 в части взыскания с общества пени по НДС;
- признать незаконным решение от 29.01.2018 N 588 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств в части взыскания с общества пени по НДС;
- обязать инспекцию возвратить обществу списанную сумму в размере 788 766 рублей 96 копеек (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 28.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.12.2018, требования общества удовлетворены частично. Суд признал незаконными, несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Кодекс) требование от 12.12.2017 N 717 и решение от 29.01.2018 N 588 в части взыскания с общества 788 766 рублей 96 копеек пеней по НДС. В удовлетворении остальной части требований отказал. Взыскал с инспекции в пользу общества 6 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что начисление инспекцией суммы пени по НДС не соответствует пункту 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Инспекция не вправе применять к налогоплательщику, в отношении которого введено наблюдение, принудительные меры по взысканию спорной пени. Возврат переплаты возможен только при ее наличии в установленном налоговым законодательством порядке (по заявлению налогоплательщика на основании статьи 78 Кодекса).
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 28.09.2018 и постановление апелляционной инстанции от 24.12.2018 в части отказа в удовлетворении требований общества об обязании инспекции возвратить обществу списанные 788 766 рублей 96 копеек. Заявитель жалобы считает, что незаконное списание налоговых платежей с банковских счетов общества по решению от 29.01.2018 N 588 нарушает его права. Списанная сумма пени не являлась текущим платежом и подлежала включению в реестр требований кредиторов. Возврат незаконно списанных со счета денежных средств производится на основании решения суда, принятого в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает судебные акты законными и обоснованными и просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Представитель инспекции в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить в части на основании следующего.
Как видно из материалов дела, инспекция выставила обществу требование от 12.12.2017 N 717 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в том числе 788 766 рублей 96 копеек пени по НДС, с предложением в срок до 09.01.2018 добровольно уплатить указанную сумму.
В связи с неисполнением требования в установленный срок инспекция приняла решение от 29.01.2018 N 588 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в сумме 788 965 рублей 81 копейка, в том числе 788 766 рублей 96 копеек пеней по НДС.
Инкассовым поручением от 29.01.2018 N 1027 со счета общества (налогоплательщика) в банке в безакцептном порядке, в счет погашения задолженности по пене по НДС, указанной в решении от 29.01.2018 N 588, списаны 788 766 рублей 96 копеек.
Считая требование инспекции от 12.12.2017 N 717 и решение от 29.01.2018 N 588 незаконными, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее - управление) с апелляционной жалобой, которая письмом от 20.07.2018 оставлена управлением без удовлетворения.
Полагая, что требование от 12.12.2017 N 717 и решение от 29.01.2018 N 588 не соответствуют закону, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов по делу проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из кассационной жалобы, общество обжалует судебные акты в части отказа в удовлетворении требования об обязании инспекции возвратить обществу 788 766 рублей 96 копеек, списанных инкассовым поручением от 29.01.2018 N 1027 в безакцептном порядке по решению от 29.01.2018 N 588 в счет задолженности по пене по НДС. Таким образом, в остальной части судебные акты судом округа не проверяются.
Отказывая обществу в удовлетворении требований в части возврата списанных 788 766 рублей 96 копеек по решению от 29.01.2018 N 588, признанному судом незаконным, суд первой инстанции указал, что вывод суда о незаконности начисления спорной суммы пени влечет ее сторнирование в лицевом счете и проведение соответствующего перерасчета налоговых обязательств. Возврат переплаты в этом случае возможен только при ее наличии в установленном налоговым законодательством порядке.
Суд апелляционной инстанции сослался на закрепленное в статье 21 и 78 Кодекса право общества на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога и установленный пунктами 6 - 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации порядок возврата излишне уплаченного налога, пеней, штрафов, который обществом не соблюден. Право налогоплательщика на возврат излишне уплаченных сумм налога непосредственно связан с наличием переплаты сумм налога, которая подтверждается определенными доказательствами.
Вместе с тем судебные инстанции не учли нормативное регулирование в сфере несостоятельности (банкротства), которое с учетом возбуждения производства о банкротстве общества является специальным и потому обладает приоритетом.
В рамках данного дела установлено, что платеж, в счет которого инспекция списала 788 766 рублей 96 копеек, представляет собой пени, начисленные с нарушением пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве. Списание этой суммы по инкассовому поручению не сообщает списанной сумме характер налогового платежа, в отношении которого подлежат применению статьи 78 и 79 Кодекса без учета законодательства о банкротстве.
Решение инспекции от 29.01.2018 N 588 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, на основании которого выставлено инкассовое поручение N 1027 и списаны с расчетного счета общества 788 766 рублей 96 копеек в счет пеней по НДС, признано судом несоответствующим Кодексу. На заявление общества от 05.02.2018 о возврате 5 835 059 рублей 40 копеек по НДС инспекция ответила отказом, сославшись на отсутствие переплаты (решение от 12.02.2018 N 159 - т. 1, л. д. 48). Инспекция не подтвердила наличие задолженности общества по текущим платежам, в счет которой могла быть зачтена списанная сумма без нарушения очередности в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и нарушения прав иных кредиторов, соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют, необходимые для данного вывода документы инспекция не представила.
В результате списания 788 766 рублей 96 копеек и последующего их зачета отдельному кредитору (инспекции) оказано большее предпочтение в отношении удовлетворения требований, существовавших до совершения оспариваемого списания, чем было бы оказано в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Отказ в возврате незаконно списанных денежных средств препятствует обществу (должнику) удовлетворить требования кредиторов, требования которых соответствуют Закону о банкротстве, данный отказ нарушает права и законные интересы иных кредиторов общества, фактически ставит инспекцию, реализовавшую фискальные полномочия в отсутствие законных оснований и с нарушением установленного Законом о банкротстве порядка в преимущественное положение перед другими кредиторами.
Восстановление нарушенных в результате неправомерных действий инспекции прав должника и его кредиторов осуществляется посредством возврата (восстановления) на расчётный счет полученного по незаконному ненормативному акту на основании положений статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 61.6 Закона о банкротстве (восстановление прежнего состояния). Согласно абзацу 5 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"" следует, что по правилам главы III.1 Закона о банкротстве может оспариваться уплата налогов, сборов и таможенных платежей как самим налогоплательщиком, так и путем списания денежных средств со счета плательщика по поручению соответствующего государственного органа.
Списанные инспекцией в принудительном порядке с расчетного счета общества 788 766 рублей 96 копеек подлежали возврату обществу, поскольку признание судом незаконным ненормативных актов инспекции без возложения на налоговый орган обязанности совершить определенные действия (в данном случае по возврату (восстановлению на расчетном счете) списанных денежных средств) в рассматриваемом случае не восстанавливает права и законные интересы общества, на что должно быть направлено решение суда.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, в частности в приведении сторон в положение, существовавшее до вынесения недействительных ненормативных правовых актов.
Именно по этой причине принцип судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предполагает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, обеспечивает реальную защиту либо восстановление нарушенного (оспоренного) права.
Таким образом, обязанность инспекции по возврату необоснованно списанных денежных средств, рассматривается как правовосстанавливающая мера, применяемая судом.
На основании изложенного решение и постановление судов по делу надлежит отменить в части отказа в удовлетворения требований и взыскания с общества 3 тыс. рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе. В отмененной части обязать инспекцию возвратить обществу 788 766 рублей 96 копеек. В остальной части судебные акты по делу надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 по делу N А63-4961/2018 отменить в части отказа в удовлетворения требований и взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Инжспецстрой" 3 тыс. рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В отмененной части обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Инжспецстрой" 788 766 рублей 96 копеек.
В остальной части судебные акты по делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказ в возврате незаконно списанных денежных средств препятствует обществу (должнику) удовлетворить требования кредиторов, требования которых соответствуют Закону о банкротстве, данный отказ нарушает права и законные интересы иных кредиторов общества, фактически ставит инспекцию, реализовавшую фискальные полномочия в отсутствие законных оснований и с нарушением установленного Законом о банкротстве порядка в преимущественное положение перед другими кредиторами.
Восстановление нарушенных в результате неправомерных действий инспекции прав должника и его кредиторов осуществляется посредством возврата (восстановления) на расчётный счет полученного по незаконному ненормативному акту на основании положений статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 61.6 Закона о банкротстве (восстановление прежнего состояния). Согласно абзацу 5 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"" следует, что по правилам главы III.1 Закона о банкротстве может оспариваться уплата налогов, сборов и таможенных платежей как самим налогоплательщиком, так и путем списания денежных средств со счета плательщика по поручению соответствующего государственного органа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 апреля 2019 г. N Ф08-2136/19 по делу N А63-4961/2018