г. Краснодар |
|
30 апреля 2019 г. |
Дело N А53-40360/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области, заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "СЕМЕЙНАЯ АПТЕКА КРУГЛОСУТОЧНО" (ИНН 6168091915, ОГРН 1176196013608), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СЕМЕЙНАЯ АПТЕКА КРУГЛОСУТОЧНО" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2019 (судья Колесник И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Ильина М.В., Филимонова С.С.) по делу N А53-40360/2018, установил следующее.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (далее - служба) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Семейная аптека круглосуточно" (далее - общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 18.01.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.02.2019, заявленные службой требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса в виде 105 тысяч рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для замены административного наказания на предупреждение и признания правонарушения малозначительным.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 18.01.2019 и постановление апелляционной инстанции от 22.02.2019, производство по делу прекратить. Заявитель жалобы считает, что все необходимые требования и условия для осуществления фармацевтической деятельности им соблюдаются. Тот факт, что сотрудник нарушил локальные нормативные акты общества, в том числе должностную инструкцию продавца-консультанта, и нормы действующего законодательства не может служить безусловным основанием для вывода о ненадлежащем выполнении обществом требований в области лицензируемого вида деятельности. Заявитель жалобы полагает, что им приняты исчерпывающие меры для недопущения совершения правонарушения, что свидетельствует об отсутствии его вины. Общество не уведомлено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензий от 16.11.2017 N ЛО-61-02-003137 и от 15.12.2017 N ЛО-61-02-003165 в структурном подразделении, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, д. 124.
В связи с поступлением 04.10.2018 из УКОН ГУ МВД России по Ростовской области информации о возникновении угрозы причинении вреда жизни, здоровью граждан, служба на основании распоряжения (приказа) от 15.10.2018 N ФСТ-18-61.3/490 провела внеплановую документарную проверку общества, в ходе которой выявила признаки административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса, выразившегося в нарушении лицензионных требований, установленных подпунктами "л" и "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положения N 1081), пунктов 4, 8 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Минздрава России от 11.07.2017 N 403н (далее - Правила N 403н), подпункта 2 пункта 3 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах и правила ведения и хранения специальных журналов, утвержденных приложения N 1 приказа Минздрава России от 17.06.2013 N 378н (далее - Правила регистрации), пункта 7 Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приложением N 2 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н (далее - Правила ведения журналов).
Результаты проверки отражены в акте от 14.11.2018 N 490.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса, служба составила протокол об административном правонарушении от 19.11.2018 и обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием 1 к статье 14.1 Кодекса установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 6 Положения N 1081 осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 данного Положения.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения установлено, что для осуществления фармацевтической деятельности лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, в том числе аптечная организация, имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, обязан соблюдать в частности правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требования части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Согласно подпункту "л" пункта 5 Положения N 1081 лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен обеспечить наличие работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста; для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности; для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста.
Судебные инстанции правильно применили пункты 4, 8 Правил N 403н, подпункт 2 пункта 3 приложения N 1 к Правилам регистрации, пункт 7 Правил ведения журналов, пункты 5 - 7 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865, постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.02.2010 N 2/1 "Об утверждении предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" и установили не только превышение обществом розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат "Лирика" (МНН Прегабалин) (входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 N 2323-р) (составляет 146,7 % и превышает размер розничной надбавки на 133,7% (146,7% - 13%), но и нарушение лицензионных требований и условий, утвержденных подпунктом "г" пункта 5 Положения, - в Журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств за 2018 год, не полностью ведётся учет лекарственных препаратов "Лирика 300 мг, капс. N 14" (МНН "Прегабалин") (поставлены 166 упаковок, учтены 4 упаковки), "Лирика 300 мг, капс. N 56" (МНН "Прегабалин" (поставлены 309 упаковок, учтены 4 упаковки), "Тропикамид капли глаз. 1%" (поставлены 14 750 упаковок, учтены 4 упаковки), "Цикломед капли глаз. 1%" (поставлены 16 упаковок), "Терпинкод, таблетки N 10" (поставлены 450 упаковок, учтена 1 упаковка), "Нурофен плюс, таблетки N 12" (поставлены 240 упаковок, учтена 1 упаковка), "Коделанов, таблетки N 10" (поставлены 83 упаковки, учтены 4 упаковки), поставленных обществу организациями оптовой торговли АО "НПК "Катрен"", ООО "Пульс Краснодар": в период с 01.01.2018 по 31.08.2018 не отражено поступление в журнале по каждому приходному документу в отдельности.
Вместе с тем, подпунктом 2 пункта 3 Правил регистрации установлено, что регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 Правил), осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, по форме согласно приложению N 2 к данным Правилам в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств (далее - журналы учета).
Согласно пункта 7 Правил ведения журналов поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного средства с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций.
Поскольку лекарственные препараты для медицинского применения "Лирика 300 мг N 14" (МНН "Прегабалин"), "Лирика 300 мг, капс. N 56" (МНН "Прегабалин", "Тропикамид капли глаз. 1%", "Цикломед капли глаз. 1%", "Терпинкод, таблетки N 10", "Нурофен плюс, таблетки N 12", "Коделанов, таблетки N 10" включены в "Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету", утвержденный приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н, их поступление и реализация должны ежедневно отражаться в указанном журнале.
Вместе с тем, как видно из представленного в ходе внеплановой проверки журнала учета обществом не отражены приход и расход (реализация) лекарственных препаратов не только в соответствующие даты, но и на дату проверки (14.11.2018). Факт не отражения прихода и расхода лекарственных препаратов в журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств за 2018 года, равно как и факт превышения предельного размера розничной надбавки при формировании отпускной цены на лекарственный препарат из перечня ЖНВЛП, установлены судами и подтверждаются материалами дела.
Доказательств невозможности соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 2 статьи 26.2 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности факта несоблюдения обществом положений подпункта "г" и "л" пункта 5 Положения N 1081, пунктов 4, 8 Правила N 403н, подпункта 2 пункта 3 Правил регистрации, пункта 7 Правил ведения журналов, что является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении деятельности и, соответственно, свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.5 Кодекса за грубое нарушение лицензионных правил соблюден (правонарушение выявлено 14.11.2018 (акт проверки), общество привлечено к ответственности судом первой инстанции 18.01.2019).
Общество, не оформив соответствующие приходно-расходные записи в журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств за 2018 год, продолжило лицензируемый вид деятельности с грубым нарушением лицензионных требований подпункта "г" пункта 5 Положения, за что предусмотрена ответственность частью 4 статьи 14.1 Кодекса.
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензии, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на лицензиата, то есть является длящимся. Указанные выводы основаны на правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 N 9199/07 и согласуются с правовой позицией, изложенной в абзаце 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2016 N 302-АД15-20124.
На момент проведения проверки нарушение в заполнении журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств за 2018 год, не устранено, лицензионное требование не выполнено (л. д. 41 - 67).
Следовательно, со дня проведения проверки (то есть с 14.11.2018) и обнаружения административного правонарушения начал течь срок давности привлечения к административной ответственности.
Решение суда первой инстанции о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах трехмесячного срока, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Суд не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным, замены штрафа на предупреждение, счел соблюденным срок давности привлечения судом к ответственности и процедуру производства по делу об административном правонарушении, учел, что назначенное судом наказание в виде 105 тыс. рублей штрафа с учетом повторности совершенного деяния (дела N А53-17249/2018, А53-40324/2018, А53-40314/2018) соответствует характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания, соразмерно совершенному деянию.
Отклоняя довод общества о его неуведомлении о месте и времени составления протокола, судебные инстанции установили, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество уведомлено письмом от 14.11.2018 N 3521/18, в котором указано на необходимость обеспечения явки 19.11.2018 для составление протоколов об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1, части 1 статьи 14.43 и статьи 14.4.2 Кодекса.
В ответ на указанное письмо общество направило ходатайство о составлении протокола в отсутствие директора (т. 1 л.д. 72). Заявление о фальсификации данного доказательства общество не заявило.
Таким образом, отсутствуют основания полагать, что направленное службой в адрес общества письмо является недопустимым доказательством уведомления общества о времени и месте составления протокола.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.01.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2019 по делу N А53-40360/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд не усмотрел оснований для признания правонарушения малозначительным, замены штрафа на предупреждение, счел соблюденным срок давности привлечения судом к ответственности и процедуру производства по делу об административном правонарушении, учел, что назначенное судом наказание в виде 105 тыс. рублей штрафа с учетом повторности совершенного деяния (дела N А53-17249/2018, А53-40324/2018, А53-40314/2018) соответствует характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания, соразмерно совершенному деянию.
Отклоняя довод общества о его неуведомлении о месте и времени составления протокола, судебные инстанции установили, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество уведомлено письмом от 14.11.2018 N 3521/18, в котором указано на необходимость обеспечения явки 19.11.2018 для составление протоколов об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1, части 1 статьи 14.43 и статьи 14.4.2 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2019 г. N Ф08-2877/19 по делу N А53-40360/2018