г. Краснодар |
|
07 мая 2019 г. |
Дело N А32-12533/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АСБ Групп" (ИНН 2348037476, ОГРН 1152348000309) - Мирзаевой А.Р. (доверенность от 10.01.2019), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2018 (судья Семушин А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 (судьи Ильина М.В., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-12533/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "АБС Групп" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказ департамента в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203015:9;
- обязать департамент принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203015:9.
Заявление обоснованно ссылками на положения статей 131, 606, 619, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 35, 39.6, 39.15, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Требования мотивированы незаконностью отказа департамента в предоставлении испрашиваемого земельного участка обществу, обладающему (как собственника расположенного на нем недвижимого имущества) исключительным правом на заключение договора аренды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019, требования удовлетворены. Решение департамента об отказе в заключении с обществом договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203015:9 признано незаконным. Суд обязал департамент подготовить и направить в адрес общества проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203015:9.
Судебные инстанции установили, что решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.06.2015 по делу N А01-539/2014 ООО фирма "Галифакс" (далее - фирма "Галифакс", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство. На основании протокола от 08.02.2016 N 12884-ОАОФ/1 о результатах торгов с открытой формой представления предложений о цене (в форме открытого аукциона) по продаже имущества фирмы "Галифакс" по лоту N 1, 11.02.2016 между должником (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор купли-продажи N 1. По условиям названного договора продавец обязуется передать в собственность покупателя, который обязуется принять и оплатить следующие объекты недвижимого имущества: административное и производственное здание площадью 1 930,9 кв. м (литера А, А1), кадастровый номер 23:26:02:3.1.2001-87; склад площадью 149,4 кв. м (литера Б), кадастровый номер 23:26:02:3.1.2001-88; трансформаторная подстанция площадью 66,1 кв. м (литера В), кадастровый номер 23:26:02:3.1.2001-89. Объекты расположены по адресу: Краснодарский край, Северский район, поселок городского типа Афипский, ул. Маяковского, 1А. Общество также приобрело у фирмы "Галифакс" право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:26:0203015:9, площадью 13 200 кв. м, на котором расположены указанные объекты недвижимости. Участок из категории земель населенных пунктов имеет разрешенное использование - под производственную базу и принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю. На данный земельный участок зарегистрировано обременение в виде аренды за фирмой "Галифакс", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 27.02.2017 N 23/231/002/2017-139. На земельном участке также размещены следующие объекты - металлический вагончик, резервуары для хранения, электрическая подстанция и линии электропередач (8 опор), что следует из акта обследования от 20.02.2017 N 62 и технического паспорта от 13.06.2006. Земельный участок с кадастровым номером 23:26:0203015:9 ранее предоставлялся в аренду фирме "Галифакс" на основании договора от 11.08.2003 N 2600001149. По условиям договора аренды он вступает в силу с момента регистрации и подписания акта приема-передачи земельного участка. Срок действия договора составляет 15 лет с момента фактической передачи участка по акту. Договор аренды зарегистрирован в ЕГРН, что подтверждается записью от 15.08.2003 N 23-01-17- 17.2003-170 и свидетельством о государственной регистрации права 23-АБ N 038469. Фирма "Галифакс" ликвидирована на основании определения Арбитражного суда Краснодарского края о завершении конкурсного производства, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись от 30.11.2016 N 8162375961267. Общество 02.03.2017 обратилось в департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203015:9 без проведения торгов для эксплуатации принадлежащих на праве собственности объектов недвижимости. Письмом от 09.03.2017 N 52-6441/17-33-24 департамент отказал обществу в заключении договора аренды. Ссылаясь на незаконность данного отказа, нарушающего права (интересы) общества в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, последнее оспорило его в судебном порядке. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 35, 39.6, 39.15, 39.17, 39.20 Земельного кодекса, нормами статьи 552 Гражданского кодекса. Запись об обременении земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203015:9 арендой по договору от 11.08.2003 N 2600001149, заключенному с фирмой "Галифакс" на срок до 10.08.2018, погашена департаментом в связи с заключением договора купли-продажи от 11.02.2016 N 1. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2018 по делу N А32-45362/2017, оно исключает возможность регистрации за обществом права аренды в отношении испрашиваемого земельного участка, либо замену стороны (арендатора) в договоре от 11.08.2003 N 2600001149. Для проверки возражений департамента и исключения возможности предоставления обществу в аренду земельного участка излишней площадью по ходатайству последнего суд определением от 06.09.2017 назначил по делу экспертизу, проведение которой поручил специалистам ООО "КубаньЮгЭкспертиза" (экспертам Кабашному Сергею Александровичу, Черникову Сергею Александровичу). Исследовав содержание заключения от 29.12.2017 N 065/2017, судебные инстанции пришли к выводу о том, что фактическая площадь испрашиваемого в аренду участка с кадастровым номером 23:26:0203015:9 необходима и достаточна для эксплуатации объектов недвижимого имущества, расположенных на нем и принадлежащих обществу. В соответствии с картой градостроительного зонирования Афипского городского поселения земельный участок с кадастровым номером 23:26:0203015:9 относится к зоне предприятий, производств и объектов V класса опасности. Это исключает раздел указанного участка на земельные участки, площадью 13 091 кв. м и 109 кв. м, так как не будет соответствовать Правилам землепользования и застройки Афипского городского поселения. В дело также представлено техническое заключение, подготовленное государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" (отдел по Северскому району) от 30.07.2018. В нем отражено, что объекты, указанные департаментом в письме об отказе в предоставлении земельного участка в аренду (емкости для топлива металлические, резервуар для воды железобетонный, электроопоры железобетонные, электрическая подстанция, металлический вагончик), не являются капитальными и, не обладают признаками недвижимого имущества. Исходя из приведенных правовых норм и установленных при разрешении спора обстоятельств, суды пришли к выводу о том, отказ департамента в предоставлении соответствующей государственной услуги является необоснованным. Руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), судебные инстанции удовлетворили требования общества. Судебные расходы распределены между сторонами по правилам статьи 110 Кодекса.
Департамент обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Испрашиваемый обществом в аренду земельный участок на момент подачи им заявления был предоставлен на праве аренды другому лицу, что исключает возможность его предоставления заявителю (пункт 2 статьи 39.16 Земельного кодекса). Материалы дела подтверждают, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203015:9 расположены, в том числе металлический вагончик, резервуары для хранения, электрическая подстанция и линии электропередачи (8 опор). В отношении данных объектов у уполномоченного органа отсутствует информация об отнесении их к объектам движимого или недвижимого имущества, а также наличии у общества вещных прав, оформленных в установленном законом порядке. В случае принадлежности указанных объектов иным лицам возможность предоставления обществу в аренду всего испрашиваемого земельного участка исключена (пункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса). Согласно заключению судебных экспертов земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащих обществу объектов, меньше испрашиваемого земельного участка на 109 кв. м. Данное обстоятельство также не позволяет предоставить обществу в аренду участок с кадастровым номером 23:26:0203015:9. Судами также не учтено, что предоставление сведений о характеристиках объектов, принадлежащих на праве собственности заявителю, а также информации обо всех объектах, расположенных на испрашиваемом земельном участке, входит в обязанности общества (статьи 35, 39.20 Земельного кодекса). Поэтому вывод судебных инстанций о предоставлении в уполномоченный орган всей информации, необходимой для оформления арендных отношений, является неверным.
От общества отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам гражданского и земельного законодательства, а также материалам дела.
Департамент, извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечил.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.06.2015 по делу N А01-539/2014 фирма "Галифакс" признана несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
На основании протокола от 08.02.2016 N 12884-ОАОФ/1 о результатах торгов (с открытой формой представления предложений о цене в форме) открытого аукциона по продаже имущества фирмы "Галифакс" по лоту N 1, 11.02.2016 между должником (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор купли-продажи N 1. По условиям договора продавец обязуется передать в собственность покупателя, который обязуется принять и оплатить следующие объекты недвижимого имущества: административное и производственное здание площадью 1 930,9 кв. м (литера А, А1), кадастровый номер 23:26:02:3.1.2001-87; склад площадью 149,4 кв. м (литера Б), кадастровый номер 23:26:02:3.1.2001-88; трансформаторная подстанция площадью 66,1 кв. м (литера В), кадастровый номер 23:26:02:3.1.2001-89. Указанные объекты размещены на земельном участке площадью 13 200 кв. м с кадастровым номером 23:26:0203015:9, расположенном по адресу: Краснодарский край, Северский район, поселок городского типа Афипский, ул. Маяковского, д. 1 А. Общество приобретает у фирмы "Галифакс" право аренды в отношении данного участка из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - под производственную базу.
Земельный участок принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю. В отношении данного участка зарегистрировано также обременение в виде аренды за фирмой "Галифакс", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 27.02.2017 N 23/231/002/2017-139.
В границах земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203015:9 размещены также следующие объекты: металлический вагончик, резервуары для хранения, электрическая подстанция и линии электропередач (8 опор), что подтверждается актом обследования от 20.02.2017 N 62 и техническим паспортом от 13.06.2006.
Земельный участок с кадастровым номером 23:26:0203015:9 предоставлялся ранее в аренду фирме "Галифакс" (как собственнику объектов недвижимого имущества) на основании договора от 11.08.2003 N 2600001149. По условиям договора он вступает в силу с момента регистрации и подписания акта приема-передачи земельного участка. Срок договора составляет 15 лет, который исчисляется с момента фактической передачи земельного участка по акту. Договор аренды зарегистрирован в ЕГРН, что подтверждается записью от 15.08.2003 N 23-01-17-17.2003-170 и свидетельством о государственной регистрации права 23-АБ N 038469.
Фирма "Галифакс" ликвидирована на основании определения Арбитражного суда Краснодарского края о завершении конкурсного производства в отношении должника, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 30.11.2016 N 8162375961267.
2 марта 2017 года общество обратилось в департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203015:9 без проведения торгов для эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости.
Письмом от 09.03.2017 N 52-6441/17-33-24 департамент отказал заявителю в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка на основании норм статьи 39.16 Земельного кодекса.
Общество, полагая, что отказ департамента противоречит закону и нарушает его права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления его собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов Согласно пункту 32 названного перечня к заявлению необходимо представить: документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРН; сообщение заявителя обо всех зданиях, сооружениях, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров; документы, удостоверяющие права на земельный участок, если право на такой участок не зарегистрировано в ЕГРН.
Статьей 39.17 Земельного кодекса регламентирован порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
На основании пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: указанный в заявлении земельный участок предоставлен на праве аренды иному лицу; на нем расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие иным гражданам или юридическим лицам (пункты 2, 4 статьи 39.16 Земельного кодекса).
По результатам исследования представленных в материалы дела доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, с учетом выводов, содержащихся в экспертном заключении от 29.12.2017 N 065/2017, судебные инстанции установили следующее. К обществу, заключившему с фирмой "Галифакс" договор купли-продажи от 11.02.2016 N 1 объектов производственной базы, перешли права арендатора по договору от 11.08.2003 N 2600001149 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203015:9 (статья 552 Гражданского кодекса, статья 35 Земельного кодекса). Данный участок формировался и предоставлялся фирме "Галифакс" для эксплуатации объектов производственной базы, что подтверждается содержанием постановлений от 20.03.2002 N 156 и от 02.04.2003 N 113. Заявление о предоставлении земельного участка в аренду поступило в департамент от общества до истечения срока действия договора аренды от 11.08.2003 N 2600001149. При этом запись в ЕГРН об обременении участка договором аренды от 11.08.2003 N 2600001149 погашена департаментом в связи с заключением договора купли-продажи от 11.02.2016 N 1. В экспертном заключении от 29.12.2017 N 065/2017 отражено, что нормативный размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов производственной базы, принадлежащих обществу, составляет 13 091 кв. м. Опрошенные в судебном заседании 09.04.2018 эксперты пояснили, что испрашиваемая площадь участка является необходимой. Ввиду отсутствия возможности разделить испрашиваемый земельный участок (выдел из него земельного участка площадью 109 кв. м невозможен), он признан экспертами подлежащим предоставлению для эксплуатации объектов недвижимости общества. В соответствии с техническим заключением государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" (отдел по Северскому району) от 30.07.2018 и справками от 30.07.2018 N 415, 413, 412, 416, 414, размещенные в границах испрашиваемого участка объекты (резервуары для хранения, линии электропередачи, электрическая подстанция, металлический вагончик) не являются объектами капитального строительства. Доказательств того, что на данном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам, в дело также не представлено. Исходя из приведенных правовых норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что отказ департамента в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203015:9 противоречит статьям 39.6, 39.20 Земельного кодекса.
В резолютивной части решения о признании незаконным действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя и в соответствии с приведенной процессуальной нормой суд первой инстанции возложил на департамент обязанность по осуществлению государственной услуги, испрашиваемой обществом.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе департамент приводит доводы, свидетельствующие, по его мнению, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Уполномоченный орган полагает, что площадь испрашиваемого участка не соответствует необходимой площади для эксплуатации приобретенных обществом объектов недвижимости. На спорном участке находились объекты, в отношении которых отсутствовала информация об отнесении их к объектам движимого или недвижимого имущества, а также о наличии вещных прав. Кроме того, на момент подачи заявления обществом на земельный участок зарегистрировано обременение в виде аренды за фирмой "Галифакс".
Между тем обстоятельства, на которые ссылается департамент в обоснование своих возражений на требования общества, проверялись и были отвергнуты судебными инстанциями, которые по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления. Суды обоснованно учли результаты разрешения спора по делу N А32-45362/2017 (часть 2 статьи 69 Кодекса). Площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации принадлежащего обществу недвижимого имущества, определена судебными инстанциями с учетом выводов заключения, пояснений экспертов и признана соответствующей градостроительному регламенту. Сообщение, предоставленное заявителем в уполномоченный орган, содержало все объекты недвижимости, с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров. К данному сообщению прилагались документы, подтверждающих права общества на объекты капитального строительства и их характеристики. Обстоятельства того, что на испрашиваемом в аренду земельном участке размещены объекты, принадлежащие иным лицам, департаментом документально не подтверждены.
Суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили к отношениям сторон нормы права.
Окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным департаментом в кассационной жалобе. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В связи с завершением производства по кассационной жалобе, приостановление исполнения судебных актов, принятое на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.02.2019, утратило силу (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Заявитель (орган государственной власти) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 по делу N А32-12533/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам исследования представленных в материалы дела доказательств, их оценки по правилам статьи 71 Кодекса, с учетом выводов, содержащихся в экспертном заключении от 29.12.2017 N 065/2017, судебные инстанции установили следующее. К обществу, заключившему с фирмой "Галифакс" договор купли-продажи от 11.02.2016 N 1 объектов производственной базы, перешли права арендатора по договору от 11.08.2003 N 2600001149 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203015:9 (статья 552 Гражданского кодекса, статья 35 Земельного кодекса). Данный участок формировался и предоставлялся фирме "Галифакс" для эксплуатации объектов производственной базы, что подтверждается содержанием постановлений от 20.03.2002 N 156 и от 02.04.2003 N 113. Заявление о предоставлении земельного участка в аренду поступило в департамент от общества до истечения срока действия договора аренды от 11.08.2003 N 2600001149. При этом запись в ЕГРН об обременении участка договором аренды от 11.08.2003 N 2600001149 погашена департаментом в связи с заключением договора купли-продажи от 11.02.2016 N 1. В экспертном заключении от 29.12.2017 N 065/2017 отражено, что нормативный размер земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов производственной базы, принадлежащих обществу, составляет 13 091 кв. м. Опрошенные в судебном заседании 09.04.2018 эксперты пояснили, что испрашиваемая площадь участка является необходимой. Ввиду отсутствия возможности разделить испрашиваемый земельный участок (выдел из него земельного участка площадью 109 кв. м невозможен), он признан экспертами подлежащим предоставлению для эксплуатации объектов недвижимости общества. В соответствии с техническим заключением государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" (отдел по Северскому району) от 30.07.2018 и справками от 30.07.2018 N 415, 413, 412, 416, 414, размещенные в границах испрашиваемого участка объекты (резервуары для хранения, линии электропередачи, электрическая подстанция, металлический вагончик) не являются объектами капитального строительства. Доказательств того, что на данном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам, в дело также не представлено. Исходя из приведенных правовых норм и обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что отказ департамента в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:26:0203015:9 противоречит статьям 39.6, 39.20 Земельного кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 мая 2019 г. N Ф08-1475/19 по делу N А32-12533/2017