г. Краснодар |
|
08 мая 2019 г. |
Дело N А18-2499/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - частного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа "Лидер"" (ИНН 0608039731, ОГРН 1150600010329) и заинтересованного лица - Министерства образования и науки Республики Ингушетия (ИНН 0603005601, ОГРН 1020600986570), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 03.12.2018 (судья Гелисханова Р.З.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2019 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А18-2499/2018, установил следующее.
Частное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа ""Лидер"" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Министерства образования и науки Республики Ингушетия (далее - министерство) от 17.08.2018 N 502-п о прекращении действия выданной учреждению лицензии от 18.11.2015 N 602 серии 06Л01 N 0000255 на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия); обязании министерства опубликовать на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информацию об отмене приказа от 17.08.2018 N 502-п.
Решением суда от 03.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.02.2019, требования удовлетворены со ссылкой на то, что оспариваемый приказ издан с нарушением требований Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 N 244; далее - административный регламент).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судов противоречат фактическим обстоятельствам дела. Суды не учли, что основанием для вынесения приказа о прекращении действия выданной учреждению лицензии послужило соответствующее заявление директора учреждения Плиевой А.А., и не указали, какие нормы права нарушило министерство, издав приказ о прекращении действия выданной учреждению лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении осуществления им образовательной деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица с основным видом экономической деятельности - образование основное общее (ОКВЭД 85.13) и на основании выданной министерством лицензии оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ. Учредителем учреждения является Эльмурзиева М.М.
01 августа 2018 года директор учреждения Плиева А.А. направила в министерство заявление о прекращении осуществляемой учреждением образовательной деятельности.
02 августа 2018 года Плиева А.А. подала заявление об освобождении от занимаемой должности директора учреждения по собственному желанию.
Решением учредителя учреждения Эльмурзиевой М.М. от 02.08.2018 N 1 Плиева А.А. уволена с должности директора учреждения.
17 августа 2018 года на основании заявления Плиевой А.А. от 01.08.2018 министерство издало приказ от 17.08.2018 N 502-п о прекращении действия выданной учреждению лицензии.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение обжаловало приказ министерства в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования учреждения, руководствуясь нормами Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966), приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.03.2015 N 279 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности" (далее - Приказ N 279), административным регламентом.
Суды установили, что министерство является уполномоченным органом по лицензированию деятельности в сфере образования на территории Республики Ингушетия и предоставляет государственную услугу по лицензированию образовательной деятельности в соответствии с административным регламентом.
Согласно пункту 11 административного регламента основанием для предоставления государственной услуги является направление соискателем лицензии, лицензиатом, физическими или юридическими лицами в уполномоченный орган заявления с приложением документов (копий документов) и сведений, необходимых для предоставления государственной услуги.
Пунктом 17 административного регламента установлено, что для прекращения действия лицензии лицензиат представляет в уполномоченный орган заявление о прекращении осуществления образовательной деятельности.
Форма заявления о прекращении осуществления образовательной деятельности утверждена Приказом N 279 (приложение N 4).
В соответствии с пунктом 26 административного регламента заявление о предоставлении государственной услуги и прилагаемые к нему документы, представленные соискателем лицензии, лицензиатом, а также физическими и юридическими лицами в уполномоченный орган непосредственно, регистрируются в день поступления, а направленные ими в уполномоченный орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 34 административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием, регистрацию и проверку заявления о предоставлении лицензии (временной лицензии), о переоформлении лицензии и (или) приложения (приложений) к лицензии, о предоставлении дубликата лицензии и (или) приложения (приложений) к лицензии и прилагаемых к нему документов или заявления о предоставлении копии лицензии и (или) приложения (приложений) к лицензии, о прекращении осуществления образовательной деятельности; взаимодействие с иными органами государственной власти, направление межведомственных запросов в указанные органы для получения документов и сведений, которые находятся в распоряжении указанных государственных органов; переоформление лицензии, предоставление временной лицензии, предоставление дубликата лицензии, прекращение действия лицензии и др.
Пунктом 41 административного регламента установлено, что специалист, ответственный за рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к нему документов, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня предоставления заявления о прекращении осуществления образовательной деятельности осуществляет проверку представленного заявления о предоставлении государственной услуги на правильность оформления и полноту прилагаемых к нему документов.
В силу пункта 43.3 административного регламента представление лицензиатом в уполномоченный орган заявления о прекращении осуществления образовательной деятельности является основанием для принятия решения о возврате лицензиату заявления о прекращении осуществления образовательной деятельности с мотивированным обоснованием причин возврата.
Суды установили, что утвержденная Приказом N 279 форма заявления о прекращении осуществления образовательной деятельности (приложение N 4) предусматривает необходимость проставления на заявлении печати лицензиата. Вместе с тем, на поданном Плиевой А.А. заявлении от 01.08.2018 отсутствует оттиск печати учреждения.
Суды верно указали, что при таких обстоятельствах министерству надлежало принять решение о возврате учреждению заявления о прекращении осуществления образовательной деятельности как ненадлежаще оформленного.
Суды учли, что в нарушение административного регламента министерство не зарегистрировало поданное Плиевой А.А. заявление, не проверило действительность намерений учреждения на прекращение осуществления образовательной деятельности, не установило последствия прекращения деятельности учреждения для учеников лицензиата.
Суды учли, что на момент подачи заявления от 01.08.2018 учреждение оказывало образовательные услуги по обучению учеников 2 - 9 классов на основании действующих гражданско-правовых договоров; не высказывало намерения на прекращение деятельности учреждения, не расторгало гражданско-правовые договоры на оказание образовательных услуг и заключенные с сотрудниками учреждения трудовые договоры; не принимало предусмотренные действующим законодательством меры для обеспечения продолжения обучения учеников в случае прекращения образовательной деятельности.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о том, что министерство не установило действительную волю лицензиата на прекращение осуществления образовательной деятельности и последствия прекращения такой деятельности для учеников учреждения, приняло ненадлежаще оформленное заявление, подписанное Плиевой А.А. за день до ее увольнения с должности директора учреждения.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды сделали мотивированный вывод о несоответствии действующему законодательству в сфере образовательной деятельности изданного министерством приказа от 17.08.2018 N 502-п о прекращении действия выданной учреждению лицензии, и нарушает права и законные интересы учреждения в сфере экономической деятельности.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Довод кассационной жалобы о том, что поданное Плиевой А.А. заявление от 01.08.2018 послужило законным основанием для издания приказа о прекращении образовательной деятельности учреждения подлежит отклонению как заявленный без учета того, что основанием для издания приказа о прекращении образовательной деятельности может служить лишь надлежащим образом оформленное заявление лицензиата, в то время как на поданном Плиевой А.А. заявлении от 01.08.2018 отсутствует оттиск печати учреждения.
Довод кассационной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" несоответствие мотивировочной части судебного акта нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела не является безусловным основанием для отмены этого судебного акта. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
В данном случае суд апелляционной инстанции устранил недостатки, допущенные судом первой инстанции, и в мотивировочной части постановления привел нормы права, подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 03.12.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2019 по делу N А18-2499/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования учреждения, руководствуясь нормами Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966), приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.03.2015 N 279 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности" (далее - Приказ N 279), административным регламентом.
...
Довод кассационной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" подлежит отклонению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" несоответствие мотивировочной части судебного акта нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела не является безусловным основанием для отмены этого судебного акта. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 мая 2019 г. N Ф08-3610/19 по делу N А18-2499/2018