г. Краснодар |
|
08 мая 2019 г. |
Дело N А32-11903/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Медикал Кеа Кубань" (ИНН 2310065315, ОГРН 1022301622650) - Кудиновой С.Р. (доверенность от 11.03.2019) и Радченко С.Д. (доверенность от 09.04.2019), от заинтересованного лица - государственного учреждения - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края (ИНН 2310021886, ОГРН 1022301607393) - Богаткиной О.В. (доверенность от 18.01.2019) и Мурадовой Л.К. (доверенность от 27.12.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Медикал Кеа Кубань" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2018 (судья Хмелевцева А.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 (судьи Соловьева М.В., Ефимова О.Ю., Ильина М.В.) по делу N А32-11903/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Фрезениус Медикал Кеа Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования государственного учреждения - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее - фонд) от 26.12.2017 N 9007/07530-64/1.
Фонд обратился в арбитражный суд со встречным требованием о взыскании с общества использованных не по целевому назначению денежных средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в размере 98 640 059 рублей 02 копеек, 9 864 005 рублей 90 копеек штрафа, 5 437 533 рублей 25 копеек пени по состоянию на 01.09.2018 и за период с 02.09.2018 по день фактической уплаты денежных средств, исчисленной в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления требования, от суммы нецелевого использования средств ОМС за каждый день просрочки (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 04.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2019, в удовлетворении требований обществу отказано, встречные требования фонда удовлетворены со ссылкой на то, что факт нецелевого использования обществом денежных средств ОМС документально подтвержден. Кроме того, в рамках дела N А32-26157/2014 установлены аналогичные нарушения за предшествующий период, что свидетельствует о системном нарушении обществом действующего законодательства при использовании средств ОМС.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой и дополнением к жалобе, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Суды не учли, что согласно действующему законодательству факт нецелевого использования денежных средств должен быть установлен непосредственно в ходе проводимых фондом контрольных мероприятий, в то время как в рассматриваемом случае общество самостоятельно выявило ошибки в бухгалтерском учете и заблаговременно восстановило денежные средства ОМС на соответствующем счете. Поскольку действующее законодательство предусматривает возможность восстановления денежных средств ОМС на соответствующем счете до проведения контрольных мероприятий, и общество самостоятельно восстановило использованные не по целевому назначению денежные средства на счете, открытом для получения средств ОМС, у фонда отсутствовали основания для выставления обществу оспариваемого требования. Кроме того, суды не учли, что действующим законодательством не запрещено использование средств ОМС на оплату расходов по транспортировке сотрудников и пациентов, оплату питания пациентов, приобретение оборудования, оплату добровольного медицинского страхования сотрудников, приобретение медикаментов и расходных материалов, используемых для оказания платных услуг. Суды также не учли, что расходы на повышение квалификации сотрудников общества (в том числе за границей Российской Федерации) относятся к затратам, непосредственно связанным с реализацией программ ОМС, поскольку без профессиональной переподготовки сотрудников общества реализация программ ОМС не представлялась возможной. Организация питания сотрудников предусмотрена трудовыми договорами, следовательно, расходы на оплату питания сотрудников и выплату заработной платы буфетчице также непосредственно связаны с реализацией программ ОМС.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы, дополнения к жалобе и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, дополнения к жалобе и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество включено в перечень юридических лиц, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в Краснодарском крае в 2013 году (Закон Краснодарского края от 11.12.2012 N 2613-КЗ "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").
Фонд, министерство здравоохранения Краснодарского края, общество, страховые медицинские организации, профсоюзные организации Краснодарского края и ряд медицинских учреждений заключили 23.01.2013 Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Краснодарского края.
Обществу выделены средства ОМС на оказание специализированной медицинской помощи методами заместительной почечной терапии.
На основании приказов от 27.10.2017 N 309-П и от 04.12.2017 N 350-П фонд провел внеплановую проверку использования обществом средств ОМС за 2014 - 2016 годы, по результатам которой составил акт от 15.12.2017, где зафиксировал допущенные обществом финансовые нарушения на общую сумму 100 642 583 рублей 69 копеек, и предъявил обществу требование от 26.12.2017 N 9007/07530-64/1 о восстановлении использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа, пени.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало требование фонда от 26.12.2017 N 9007/07530-64/1 в арбитражный суд.
В связи с тем, что общество не исполнило требование от 26.12.2017 N 9007/07530-64/1в добровольном порядке, фонд обратился в арбитражный суд со встречным заявлением о принудительном взыскании с общества денежных средств ОМС, использованных не по целевому назначению.
Суды отказали обществу в удовлетворении заявления и удовлетворили требования фонда, исходя из следующего.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", зарегистрированным в Минюсте России 26.04.2012 N 23953 утверждены Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - Положение N 1) и Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (далее - Положение N 2).
Из содержания пунктов 27, 29, 30 Положения N 1 следует, что в случае выявления в деятельности страховой медицинской организации фактов нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании, а также в случае неисполнения страховой медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней, территориальный фонд вправе направить соответствующую информацию и материалы проверки в правоохранительные и судебные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, поэтому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
Право фонда на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями вытекает из наличия у него полномочий по контролю за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, а также обусловлено тем, что штраф подлежит зачислению в бюджет фонда и в дальнейшем используется на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования. Иного, внесудебного порядка возврата в бюджет обязательного медицинского страхования средств, использованных медицинскими организациями не по целевому назначению, действующее законодательство не предусматривает.
Согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ Территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
В тариф на медицинскую помощь включаются расходы медицинских организаций в соответствии с приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы" (пункт 3.1 Тарифного соглашения).
Как установлено пунктом 4.1 Тарифного соглашения, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Тарифы на оплату медицинской помощи включают оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда, приобретение лекарственных средств и расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях, а также расходов на приобретение продуктов питания (базовая часть тарифа).
К дополнительным расходам, включаемым в тариф, относятся прочие выплаты, расходы на оплату связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу, а также плата за услуги связанные с обращением медицинской продукции, плата за организацию питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
В силу пунктов 159 и 160 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), относятся: затраты на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения) медицинским инструментарием, мягким инвентарем, изделиями медицинского назначения для оказания данного вида медицинской помощи (по профилю), нормами лечебного и профилактического питания; затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с табелем оснащения медицинской организации (ее структурного подразделения) медицинским оборудованием.
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты на оплату труда персонала учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); хозяйственные расходы; затраты на уплату налогов (кроме начислений на выплаты по оплате труда), пошлины и иные обязательные платежи; затраты (амортизация) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Суды установили, что в проверяемом периоде общество израсходовало денежные средства ОМС в т. ч. на: оплату организации питания пациентов (22 884 991 рубль 36 копеек); оплату организации питания сотрудников (478 910 рублей); оплату транспортных услуг по перевозке пациентов (61 367 850 рублей); оплату транспортных услуг по перевозке сотрудников (3 161 227 рублей 74 копейки); приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу (1 658 478 рублей 06 копеек); оплату добровольного медицинского страхования и страхования от несчастных случаев сотрудников (1 881 636 рублей 32 копейки); выплаты на питание сотрудников (3 687 771 рубль 78 копеек); выплату заработной платы (с начислениями) санитарке-буфетчице и буфетчице (792 902 рубля 30 копеек); оплату расходов на дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки (1 764 690 рублей); оплату стоимости участия в конгрессах (857 102 рубля 01 копейка); оплату стоимости повышения квалификации по теме "Платные услуги в медицинских организациях" (29 500 рублей); оплату авиабилетов в г. Валенсию (Испания) и услуг визового центра (75 499 рублей 45 копеек); возмещение стоимости медикаментов и расходных материалов, приобретенных за счет средств ОМС, но использованных на лечение платных пациентов (2 002 524 рубля 67 копеек); внесение арендной платы за излишне арендованное оборудование: аппарат "искусственная почка" и кресло диализное (31 337 тыс. рублей); приобретение запасов реактивов сверх текущей потребности (64 тыс. рублей); оплату пеней за несвоевременное перечисление платы поставщикам коммунальных услуг и арендной платы (30 800 рублей); выплату заработной платы (с начислениями) специалистам, на деятельность которых в лицензии отсутствует разрешение (4 238 271 рубль 74 копейки); выплату заработной платы внутреннему совместителю при пересечении часов работы (462 рубля 50 копеек); выплату заработной платы ведущему специалисту по контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима - врачу по общей гигиене, должность которого не предусмотрена приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителя, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"" (2 866 560 рублей 42 копейки).
Суды установили, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-26157/2014 расходы общества за 2014 год на транспортировку пациентов, перевозку сотрудников, организацию и оплату питания, приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. рублей, переподготовку кадров и оплату добровольного медицинского страхования и страхования сотрудников от несчастных случаев признаны нецелевым использованием средств ОМС, однако в 2017 году общество продолжило расходование денежных средств ОМС на вышеперечисленные цели. Данное обстоятельство суды оценили как свидетельствующее о систематическом нарушении обществом законодательства в сфере обязательного медицинского страхования, и сделали обоснованный вывод о законности требования фонда возвратить на счет фонда средства ОМС, израсходованные обществом не по целевому назначению.
Суды учли, что общество признало нецелевое использование средств ОМС в размере 91 094 тыс. рублей (расходы на перевозку сотрудников и пациентов, питание пациентов, приобретение оборудования стоимостью выше 100 тыс. рублей за единицу, оплату ДМС, медикаменты и расходные материалы, использованные на лечение пациентов по платным услугам) и платежным поручением от 01.11.2017 N 6170 перечислило на свой счет, открытый для получения средств ОМС, 91 094 тыс. рублей.
Суды верно указали, что положения Закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств ОМС. Данный вывод не противоречит правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в т. ч. в определении от 25.04.2019 N 308-ЭС19-1152.
Суды сделали основанный на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам вывод о том, что расходы на дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, участие в конгрессах, повышение квалификации по теме "Платные услуги в медицинских организациях", приобретение авиабилетов в г. Валенсию (Испания) и услуг визового центра, на питание сотрудникам не включены в тариф, в связи с чем не подлежат оплате за счет средств ОМС.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о нецелевом использовании обществом средств ОМС, правомерно отказали обществу в признании недействительным требования фонда от 26.12.2017 N 9007/07530-64/1 и удовлетворили встречное заявление фонда о взыскании с общества использованных не по целевому назначению денежных средств ОМС, пени и штрафа.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы общества направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 по делу N А32-11903/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что в проверяемом периоде общество израсходовало денежные средства ОМС в т. ч. на: оплату организации питания пациентов (22 884 991 рубль 36 копеек); оплату организации питания сотрудников (478 910 рублей); оплату транспортных услуг по перевозке пациентов (61 367 850 рублей); оплату транспортных услуг по перевозке сотрудников (3 161 227 рублей 74 копейки); приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу (1 658 478 рублей 06 копеек); оплату добровольного медицинского страхования и страхования от несчастных случаев сотрудников (1 881 636 рублей 32 копейки); выплаты на питание сотрудников (3 687 771 рубль 78 копеек); выплату заработной платы (с начислениями) санитарке-буфетчице и буфетчице (792 902 рубля 30 копеек); оплату расходов на дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки (1 764 690 рублей); оплату стоимости участия в конгрессах (857 102 рубля 01 копейка); оплату стоимости повышения квалификации по теме "Платные услуги в медицинских организациях" (29 500 рублей); оплату авиабилетов в г. Валенсию (Испания) и услуг визового центра (75 499 рублей 45 копеек); возмещение стоимости медикаментов и расходных материалов, приобретенных за счет средств ОМС, но использованных на лечение платных пациентов (2 002 524 рубля 67 копеек); внесение арендной платы за излишне арендованное оборудование: аппарат "искусственная почка" и кресло диализное (31 337 тыс. рублей); приобретение запасов реактивов сверх текущей потребности (64 тыс. рублей); оплату пеней за несвоевременное перечисление платы поставщикам коммунальных услуг и арендной платы (30 800 рублей); выплату заработной платы (с начислениями) специалистам, на деятельность которых в лицензии отсутствует разрешение (4 238 271 рубль 74 копейки); выплату заработной платы внутреннему совместителю при пересечении часов работы (462 рубля 50 копеек); выплату заработной платы ведущему специалисту по контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима - врачу по общей гигиене, должность которого не предусмотрена приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителя, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"" (2 866 560 рублей 42 копейки).
...
Суды верно указали, что положения Закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств ОМС. Данный вывод не противоречит правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в т. ч. в определении от 25.04.2019 N 308-ЭС19-1152."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 мая 2019 г. N Ф08-3622/19 по делу N А32-11903/2018