г. Краснодар |
|
08 мая 2019 г. |
Дело N А32-2043/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Берга Олега Викторовича (ИНН 366300337355, ОГРНИП 304366307900192), заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Центральному округу города Краснодара Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю Дорошенко Ирины Геннадьевны, департамента строительства администрации муниципального образования город Краснодар, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Берга Олега Викторовича на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2018 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Ильина М.В.) по делу N А32-2043/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Берг О.В. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании незаконными действий (бездействия) по непредоставлению оригиналов технических условий и возложении на данный орган обязанности по выдаче предпринимателю технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологическое присоединение) в отношении земельных участков, расположенных по адресам: г. Краснодар, ул. им. М. Горького, 108/1, (кадастровый номер 23:43:0303050:88); г. Краснодар, ул. Гимназическая, 78 (кадастровый номер 23:43:0305056:1045); г. Краснодар, ул. им. М. Горького, 158 (кадастровый номер 23:43:0303054:328); г. Краснодар, ул. Чапаева, 79-а (кадастровый номер 23:43:0207038:218), в течение 10 дней после вступления судебного акта в законную силу.
Решением от 09.03.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.07.2016, заявление удовлетворено. Признаны незаконными действия администрации, выразившиеся в предоставлении предпринимателю копий технических условий подключения к инженерным сетям объектов капитального строительства как не соответствующие постановлению Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (далее - Правила, постановление N 83), части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс); признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в не предоставлении предпринимателю технических условий подключения к инженерным сетям объектов капитального строительства как не соответствующее части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса. На администрацию возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить предпринимателю технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение (технологическое присоединение) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, права на которые приобретены предпринимателем по результатам проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды, расположенных по адресам: г. Краснодар, ул. им. М. Горького, 108/1 (кадастровый номер 23:43:0303050:88); г. Краснодар, ул. Гимназическая, 78 (кадастровый номер 23:43:0305056:1045);
г. Краснодар, ул. им. М. Горького, 158 (кадастровый номер 23:43:0303054:328);
г. Краснодар, ул. Чапаева, 79-а (кадастровый номер 23:43:0207038:218).
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.11.2016 решение от 09.03.2016 и постановление апелляционного суда от 01.07.2016 отменены в части признания незаконным бездействия администрации и понуждения выдать технические условия в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303054:328, ввиду не исследования судами вопроса, касающегося возможности возведения на данном участке объектов капитального строительства, подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, а также цели предоставления данного объекта недвижимости. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 16.11.2017, оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда от 28.02.2018 и суда кассационной инстанции от 10.07.2018, в удовлетворении заявления о признании незаконными действий (бездействия) администрации по непредоставлению оригиналов технических условий и понуждении выдать технические условия в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0303054:328, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Максима Горького, 158, отказано. Суды указали, что строительство на данном земельном участке в соответствии с видом его разрешенного использования - "для размещения детской площадки" не предусмотрено; цель предоставления земельного участка в соответствии с договором аренды от 08.09.2015 N 430002180 не предполагает капитальное строительство (застройку). Действующим законодательством не предусмотрено получение технических условий подключения, если цель использования земельного участка не предусматривает капитальное строительство.
Администрация обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства от 13.10.2016 N 21672/18/23042-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2016 серии ФС N 011199556 по настоящему делу. Заявление подано в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) и мотивировано утратой возможности исполнения исполнительного документа.
Определением от 24.10.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.01.2019, заявление администрации удовлетворено, исполнительное производство от 13.10.2016 N 21672/18/23042-ИП прекращено. Суды пришли к выводу об отсутствии у данного органа реальной возможности исполнить требования исполнительного листа от 26.07.2016 серии ФС N 011199556, поскольку обязательства организации, предоставившей технические условия, прекращаются в случае, если в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему для подключения нагрузку и не подаст заявку о таком подключении. Сведений о том, что предприниматель обращался с заявлением о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, материалы дела не содержат.
В кассационной жалобе и дополнениях предприниматель просит отменить определение от 24.10.2018 и апелляционное постановление от 29.01.2019, подчеркнув, что исполнительное производство может быть прекращено только в случае, если возможность исполнения исполнительного документа утрачена по причине, возникшей на стадии исполнительного производства.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Согласно статье 163 Кодекса в судебном заседании от 24.04.2019 объявлялся перерыв до 26.04.2019 до 12 часов 20 минут, информация о котором размещена в сети Интернет. После перерыва судебное разбирательство по жалобе продолжено.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с учетом следующего.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 Кодекса вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 318 Кодекса судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом.
На основании части 1 статьи 327 Кодекса арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Законом N 229-ФЗ.
В порядке части 1 статьи 43 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство прекращается судом, в частности, в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 229-ФЗ прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами (определения Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 18-КГ16-15 и 16.08.2016 N 18-КГ16-82).
В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о реальной утрате возможности исполнения исполнительного документа, лежит на должнике.
Изучив доводы администрации, оценив представленные в обоснование заявления документы, судебные инстанции пришли к выводу о наличии основания прекращения исполнительного производства, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона N 229-ФЗ.
Коллегия окружного суда полагает, что судебные акты состоялись без учета следующего.
Согласно части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляют в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).
В силу пункта 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства. В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий (пункт 6 Правил). Обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение одного года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 16 Правил).
В тоже время, приведенные положения Градостроительного кодекса (часть 9 статьи 48) и Правила (пункты 5, 6, 16), регламентирующие административный порядок предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (на которые сослались суды), не подлежат применению на стадии исполнительного производства. Приведенные администрацией доводы не свидетельствуют об утрате возможности исполнения требований исполнительного документа. Невозможность исполнения должна носить неустранимый характер, которая может возникнуть в результате наступления объективных событий либо действий взыскателя (третьих лиц). Отсутствие у должника намерения исполнять вступивший в законную силу судебный акт само по себе не может влечь прекращение исполнительного производства по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона N 229-ФЗ. Обстоятельства невозможности исполнения вступившего в законную силу решения, вызванные объективными непреодолимыми обстоятельствами, по мнению суда кассационной инстанции, не доказаны (должником не подтверждены).
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако, неправильно применили нормы права, суд округа считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления администрации о прекращении исполнительного производства.
Уплата государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы на судебные акты по заявлению о прекращении исполнительного производства действующим законодательством не предусмотрена (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по делу N А32-2043/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявления администрации муниципального образования город Краснодар о прекращении исполнительного производства N 21672/18/23042-ИП, возбужденного 13.10.2016 на основании исполнительного листа Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2016 серии ФС N 011199556 по делу N А32-2043/2016, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства. В случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий (пункт 6 Правил). Обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение одного года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 16 Правил).
В тоже время, приведенные положения Градостроительного кодекса (часть 9 статьи 48) и Правила (пункты 5, 6, 16), регламентирующие административный порядок предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (на которые сослались суды), не подлежат применению на стадии исполнительного производства. Приведенные администрацией доводы не свидетельствуют об утрате возможности исполнения требований исполнительного документа. Невозможность исполнения должна носить неустранимый характер, которая может возникнуть в результате наступления объективных событий либо действий взыскателя (третьих лиц). Отсутствие у должника намерения исполнять вступивший в законную силу судебный акт само по себе не может влечь прекращение исполнительного производства по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона N 229-ФЗ. Обстоятельства невозможности исполнения вступившего в законную силу решения, вызванные объективными непреодолимыми обстоятельствами, по мнению суда кассационной инстанции, не доказаны (должником не подтверждены)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 мая 2019 г. N Ф08-2274/19 по делу N А32-2043/2016
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2274/19
29.01.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21391/18
10.07.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4831/18
28.02.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1464/18
16.11.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2043/16
08.11.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7727/16
01.07.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6925/16
09.03.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-2043/16