г. Краснодар |
|
16 мая 2019 г. |
Дело N А32-19643/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (ИНН 2309061852, ОГРН 1032304934474) - Бачуриной О.И. (доверенность от 30.01.2017), Погорелова А.А. (доверенность от 21.03.2019), в отсутствие в судебном заседании заявителя - некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 2311981102, ОГРН 1132300005650), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308078236, ОГРН 1022301204111), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 52735 8, 52737 2, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.2018 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Ильина М.В.) по делу N А32-19643/2017, установил следующее.
НУО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - организация, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Контрольно-счетной палате Краснодарского края (далее - счетная палата) о признании недействительным представления от 19.01.2017 N 91-02/11 в части вывода о необоснованном получении средств собственников помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), оплаченных в виде разового целевого взноса сверх установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Определением суда от 22.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство).
Решением суда от 02.10.2017 требование организации удовлетворено, представление от 19.01.2017 N 91-02/11 признано недействительным в части вывода о необоснованном получении средств собственников помещений в МКД, оплаченных в виде разового целевого взноса сверх установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Судебный акт мотивирован тем, что обжалуемое представление противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и Федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о фонде ЖКХ), фактическим обстоятельствам, чем нарушены права и законные интересы фонда в осуществлении основного вида деятельности.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.01.2018 решение суда от 02.10.2017 отменено, фонду отказано в удовлетворении требования.
Судебный акт мотивирован отсутствием законных оснований для сбора дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, включенных в краткосрочный план на 2014 год.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 08.05.2018 решение суда от 02.10.2017 и постановлением суда апелляционной инстанции от 24.01.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебный акт мотивирован невыяснением судом фактических обстоятельств совершения вмененных фонду нарушений в периоде их совершения, и, соответственно, применимых к ним нормам права, в том числе с учетом установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса изъятия о сроках уплаты взносов на капитальный ремонт (наличие возможности его установления законом субъекта Российской Федерации, а также с учетом даты официальной публикации утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включены спорные МКД).
При новом рассмотрении дела решением суда от 08.08.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.01.2019, признано недействительным представление счетной палаты от 19.01.2017 N 91-02/11 в части вывода о необоснованном получении средств собственников помещений в МКД, оплаченных в виде разового целевого взноса сверх установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Судебные акты мотивированы изданием представления с нарушением Жилищного кодекса и Закона о фонде ЖКХ, без учета фактических обстоятельств дела, и нарушением прав и законных интересов фонда в осуществлении основного вида деятельности.
В кассационной жалобе счетная палата просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие законных оснований для сбора дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, включенных в краткосрочный план на 2014 год, и, соответственно, на законность представления счетной палаты в обжалуемой части.
Отзывы на жалобу не представлены.
Фонд и министерство направили ходатайства об отложении судебного разбирательства в связи с отсутствием возможности направления для участия в рассмотрении жалоб их представителей. Ходатайства подлежат отклонению как необоснованное, его удовлетворение повлечет нарушение установленного срока рассмотрения жалобы. Дело находится в производстве арбитражного суда два года и дальнейшее отложение судебного разбирательства повлечет необоснованную судебную волокиту.
В судебном заседании представители счетной палаты поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей счетной палаты, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в соответствии с пунктом 1.35 плана работы счетной палаты на 2016 год, утвержденного приказом председателя счетной палаты от 24.12.2015 N 71, проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности и целевого расходования в 2014-2015 годах субсидий из краевого бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, выделенных некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", а также отдельных вопросов использования имущества и средств краевого бюджета, выделенных на содержание указанного фонда, включая аудит закупок", по результатам которого составлен акт проверки от 20.12.2016 и вынесено представление от 19.01.2017 N 91-02/11 для принятия исчерпывающих мер и решений по устранению нарушений, отмеченных в акте проверки, представлении, и недопущению их впредь.
Не согласившись с представлением в части вывода о необоснованном получении средств собственников помещений в МКД, оплаченных в виде разового целевого взноса, фонд обжаловал его в арбитражный суд.
Удовлетворяя при новом рассмотрении дела заявление фонда, судебные инстанции руководствовались следующим.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса на собственников помещений в многоквартирном доме возложено бремя содержания принадлежащего им имущества, в том числе по несению расходов на содержание принадлежащих им помещений, а также участию в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Жилищный кодекс предусматривает участие собственников помещений в многоквартирных домах в расходах на содержание общего имущества в таких домах путем внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений, которая включала в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 и часть 1 статьи 158 Кодекса).
Законом о фонде ЖКХ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет его средств создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация указанных целей достигалась фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок. Получателями средств фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являлись субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 Закона о фонде ЖКХ, муниципальные образования. Указанные средства поступали в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном настоящей статьей, в местные бюджеты, которые, в свою очередь, принимали решения о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 271-ФЗ) внесены изменения в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса (в редакции Закона N 271-ФЗ).
Согласно статье 170 Жилищного кодекса уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме наряду с пенями, уплаченными ими в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также процентами, начисленными за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (часть 1), который формируется одним из двух способов по выбору собственников помещений в многоквартирном доме - посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (пункт 1 части 3), либо посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (пункт 2 части 3).
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса формируют фонд капитального ремонта.
В основе двух предусмотренных Жилищным кодексом способов формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах лежат разные экономические принципы, что обусловливает и различный порядок формирования и расходования составляющих эти фонды денежных средств (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы").
В числе способов формирования фонда капитального ремонта частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса для собственников помещений названо перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора, аккумулируемых на счетах регионального оператора.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса).
Изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 417-ФЗ), установлено, что с 01.01.2014 за счет средств Фонда ЖКХ производится финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта (далее - краткосрочный план).
Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона о фонде ЖКХ). Региональная программа капитального ремонта и краткосрочный план ее реализации утверждаются в соответствии с жилищным законодательством (часть 1 статьи 15.1 Закона о фонде ЖКХ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса в редакциях Закона N 417-ФЗ, Федерального закона от 04.06.2014 N 152-ФЗ "О внесении изменения в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации").
Исходя из пункта 2 статьи 15.1 Закона о фонде ЖКХ, в случае, если субъект Российской Федерации претендует на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, краткосрочный план такого субъекта Российской Федерации должен содержать сведения об объеме долевого финансирования проведения капитального ремонта за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах.
Частью 1 статьи 18 Закона о фонде ЖКХ также предусмотрено долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Размер собственных средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, собственников помещений в многоквартирном доме, используемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, должен составлять не менее чем 15% от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома (пункт 2 пункт 2 части 6 статьи 20 Закона о фонде ЖКХ в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", действовавшей в том числе в течение 2014 года).
Следовательно, право устанавливать условия включения многоквартирных домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе и по финансовому критерию, предоставлено субъекту Российской Федерации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.07.2014 N 715 утвержден краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638, на 2014 год. В приложении N 3 к данному краткосрочному плану приведен перечень многоквартирных домов, в отношении которых счетной палатой указано на необоснованное получение организацией средств на капитальный ремонт.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.06.2014 N 632 утвержден Порядок формирования и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638, на 2014 год (далее - Порядок). Подпунктом 3 пункта 2 Порядка утвержден минимальный размер долевого финансирования капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в краткосрочные планы реализации Региональной программы на 2014 год и на 2015 год, за счет средств собственников помещений в таких многоквартирных домах устанавливался в размере не менее пятнадцати процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений в этих многоквартирных домах (в редакции N 1 от 24.06.2014 и N 2 от 11.11.2014).
Суд согласился с доводом фонда о наличии возможности сбора средств собственников, оплаченных в виде разового целевого взноса сверх установленного минимального размера на капитальный ремонт в спорный период. На момент утверждения Порядка, а также издания постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.07.2014 N 715 формирование фондов капитального ремонта не началось.
В силу части 2 статьи 158 Жилищного кодекса расходы на капитальный ремонт общего имущества в МКД финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт МКД распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на эти помещения (часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса).
Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД (часть 1 статьи 189 Жилищного кодекса). При этом собственники помещений в МКД в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества по предложению лица, осуществляющего управление МКД, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189 Жилищного кодекса).
Решением общего собрания собственников помещений в МКД о проведении капитального ремонта общего имущества в этом доме должны быть определены источники финансирования. В частности, собственники могут принять решение о дополнительном взносе для оплаты услуг и (или) работ и порядке его оплаты (часть 1.1 статьи 158, часть 5 статьи 189 Жилищного кодекса).
Следовательно, собственники помещений в МКД вправе на своем общем собрании до истечения срока, установленного в части 3 статьи 169 Жилищного кодекса, принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом доме, и об уплате взносов на капитальный ремонт с целью финансирования такого ремонта.
Поскольку Жилищный кодекс связывает уплату взносов на капитальный ремонт с определением способа формирования фонда капитального ремонта, в случае принятия собственниками до истечения срока, установленного в части 3 статьи 169 Жилищного кодекса, решения о проведении капитального ремонта, об уплате взносов на капитальный ремонт для целей финансирования капитального ремонта (часть 5 статьи 189 Жилищного кодекса), собственники помещений в этом доме должны также принять решение о формировании фонда капитального ремонта (часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса).
Суд отметил, что собственники спорных домов провели общие собрания, на которых приняли решения о проведении капитального ремонта в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы и определили источники финансирования капитального ремонта. Данные мероприятия проведены с учетом части 6.1 статьи 2, части 4 статьи 180 Жилищного кодекса, предусматривающих возможность финансирования капитального ремонта с привлечением средств, полученных из иных, не запрещенных законом источников.
Решения о долевом софинансировании работ принимались собственниками помещений на общих собраниях.
Отклоняя довод о нарушении фондом пункта 1.1 статьи 158 Жилищного кодекса, поскольку работы по капитальному ремонту МКД, включенных в краткосрочный план на 2014 год, завершены в 2015 году, а платежи предъявлены плательщикам со сроком уплаты до 25.04.2014 (за год до конечного срока выполнения работ), судебная коллегия отметила, что собственники помещений в МКД вправе принять решение о проведении капитального ремонта имущества и об уплате взносов на капитальный ремонт с целью финансирования такого ремонта.
Жилищный кодекс возлагает на регионального оператора ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными им подрядными организациями (часть 6 статьи 182), предусматривает субсидиарную ответственность субъекта Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в МКД (часть 6 статьи 178 и часть 2 статьи 188), а в случае признания регионального оператора банкротом устанавливает запрет на включение денежных средств, полученных им от собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в конкурсную массу (часть 6 статьи 179).
При таких обстоятельствах вывод суда о вынесении представления без учета указанных положений Жилищного кодекса и Закона о фонде ЖКХ и конкретных фактических обстоятельств дела и взыскании разового целевого взноса сверх установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт с учетом мнения самих собственников недвижимости в спорных МКД является обоснованным.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.08.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 по делу N А32-19643/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Жилищный кодекс возлагает на регионального оператора ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными им подрядными организациями (часть 6 статьи 182), предусматривает субсидиарную ответственность субъекта Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в МКД (часть 6 статьи 178 и часть 2 статьи 188), а в случае признания регионального оператора банкротом устанавливает запрет на включение денежных средств, полученных им от собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в конкурсную массу (часть 6 статьи 179).
При таких обстоятельствах вывод суда о вынесении представления без учета указанных положений Жилищного кодекса и Закона о фонде ЖКХ и конкретных фактических обстоятельств дела и взыскании разового целевого взноса сверх установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт с учетом мнения самих собственников недвижимости в спорных МКД является обоснованным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2019 г. N Ф08-3235/19 по делу N А32-19643/2017
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3235/19
19.03.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2694/19
17.01.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15988/18
08.08.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-19643/17
08.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3009/18
24.01.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19003/17
02.10.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-19643/17