г. Краснодар |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А32-30015/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ИНН 7704307993, ОГРН 1157746180305), заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1052308033700), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2018 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-30015/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 25.04.2018 N 1108.
Решением суда первой инстанции от 30.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2019, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием у инспекции правовых оснований для вынесения обжалуемого предписания.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка общества по вопросу правомерности предъявления платы за жилищно-коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроэнергию, содержание общего имущества) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского 125/8 (далее - многоквартирный дом).
В ходе проверки установлено, что общество осуществляет управление многоквартирным домом в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 27.07.2015 N 2-УЖФ-04. При этом сведения об обществе как о юридическом лице, осуществляющем деятельность по управлению многоквартирным домом, в реестре лицензий Краснодарского края отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления инспекцией акта проверки от 25.04.2018 N 1226 и выдачи обществу предписания от 24.04.2018 N 1108, согласно которому заявителю в срок до 03.08.2018 необходимо произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений указанного многоквартирного дома (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение, отопление, водоотведение, содержание и текущий ремонт общего имущества) с момента предъявления платежного документа собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Общество, не согласившись с указанным предписанием инспекции, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 198 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 198 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 данной статьи.
В силу части 7 статьи 162 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
На основании анализа указанных норм права суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку отношения между обществом и собственниками жилых помещений многоквартирного дома возникли на основании договора управления от 27.07.2015 N 2-УЖФ-04, то в данном случае подлежат применению положения части 7 статьи 162 Кодекса в редакции, действовавшей на момент заключения указанного договора, согласно которой начало выполнения договора управления может быть, в том числе, установлено договором управления многоквартирным домом.
Документальные доказательства, свидетельствующие о выборе собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа либо иной организации для осуществления управления многоквартирным домом, в материалах дела отсутствуют.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае общество правомерно осуществляло управление многоквартирным домом, в том числе предъявляло плату за жилищно-коммунальные услуги. Следовательно, правовые основания для вынесения предписания от 25.04.2018 N 1108 у административного органа отсутствовали.
Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2018 N 310-КГ18-13156.
Доводы инспекции о том, что муниципальное образование "город Краснодар" не принимало решение о заключении договора управления многоквартирным домом с обществом, заявитель осуществлял управление в отсутствие соответствующего договора, изучены судами и правомерно отклонены на основании следующего.
Суды установили, что на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24.04.2014 N 328 "Об исключении общежития из специализированного жилищного фонда и передаче объекта недвижимого имущества в собственность муниципального образования "город Краснодар"" многоквартирный дом исключен из соответствующего жилищного фонда и передан в собственность муниципального образования "город Краснодар".
В соответствии с заключением инспекции от 16.12.2015 N 75-28612/15-03-13, заключением Межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда администрации муниципального образования "город Краснодар" от 12.01.2016 N 208-08/П многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Письмом Администрации муниципального образования город Краснодар от 28.09.2016 N 13555/09 обществу указано о необходимости обеспечения безопасных условий проживания граждан в указанном многоквартирном доме до переселения граждан.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что администрация муниципального образования "город Краснодар" (далее - администрация) была извещена об осуществлении обществом управления спорным многоквартирным домом.
Вместе с тем доказательства осуществления администрацией действий, направленных на прекращение управления обществом спорным домом либо направления заявителю соответствующих претензий в материалы дела административным органом не представлены.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2019 по делу N А32-30015/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2019 г. N Ф08-3256/19 по делу N А32-30015/2018