г. Краснодар |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А32-22644/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ИНН 2308070396, ОГРН 1022301205662) - Иванова М.В. (доверенность от 22.08.2018), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Тимашевский элеватор" (ИНН 2353020397, ОГРН 1042329676696) - Хлановского К.Х. (директор), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тимашевский элеватор" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2018 (судья Цатурян Р.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019 (судьи Чотчаев Б.Т., Ванин В.В., Маштакова Е.А.) по делу N А32-22644/2018, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Тимашевский элеватор" (далее - элеватор) о взыскании 120 788 рублей 33 копеек задолженности за поставленный газ с 01.01.2018 по 28.02.2018, а также 5234 рублей 67 копеек пеней с 27.02.2018 по 04.06.2018.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе элеватор просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что факт нарушения работы узла учета газа опровергается актом проверки от 27.03.2018 N 70-2018. По мнению ответчика, несоответствие узла учета, ранее установленного в надлежащем порядке, требованиям ныне действующего ГОСТа не влияет на достоверность измерений. Суды не учли, что узел учета газа не подвергался изменениям и реконструирован до вступления в силу действующего ГОСТа, следовательно, не должен был проходить проверку.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав стороны, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как следует из материалов дела, 29.09.2017 общество (поставщик) и элеватор (покупатель) заключили договор поставки газа N 25-4-14079/18, по условиям которого поставщик обязался поставлять газ с 01.01.2018 по 31.12.2022 газ, а покупатель - принимать и оплачивать принятый газ в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 4.3 договора под неисправностью узла учета газа стороны понимают такое состояние, при котором любое входящее в него СИ не соответствует хотя бы одному из требований действующей нормативно-технической документации.
По результатам проведенной обществом проверки узла учета установлено отсутствие акта проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения ГОСТ Р 8.740-2011, который введен в действие с 01.01.2013.
В соответствии с актом от 27.03.2018 N 70-2018 проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Краснодарском крае" установило нарушения положений пункта 9.2.3.3 ГОСТ 8.740-2011.
Согласно позиции истца у составных частей узла учета газа истек межповерочный интервал после введения в действие указанного ГОСТа: у счетчика газа - 30.05.2014, вычислителя - 30.09.2015, датчиков давления - 30.09.2016 и 17.10.2017, термопреобразователя - 25.10.2017.
Ссылаясь на то, что показания узла учета не могут быть приняты, общество указывает, что с 01.01.2018 по 28.02.2018 элеватору поставлен газ на сумму 223 788 рублей 33 копейки. С учетом частично произведенных покупателем оплат сумма задолженности составила 120 788 рублей 33 копейки.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 2.10 Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила учета газа), при приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления. При отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями (пункт 3.9 Правил учета газа).
В пункте 21 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), установлено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
В соответствии с пунктами 22 и 23 Правил поставки газа учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа. При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями указанного федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Суды согласились с доводами общества о том, что состав узла учета газа элеватора не соответствует требованиям пункта 9.2.3.3 ГОСТа Р8.740-2011 с учетом того, что у его составных частей (средств измерений) истек межповерочный интервал. Таким образом, суды посчитали, что на узле учета газа ответчика выявлены нарушения требований ГОСТ Р8.740-2011, которые влекут неисправность узла учета газа организации и недостоверный учет газа.
Однако суды не учли следующего.
ГОСТ Р 8.740-2011 утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 N 1049-ст для добровольного применения (пункт 1 приказа).
После издания приказа Росстандарта от 28.12.2016 N 2024 применение ГОСТ Р 8.740-2011 стало обязательным для организаций любой формы собственности, в том числе для ответчика.
Названным стандартом не установлен порядок и сроки замены узлов учета, ранее соответствовавших техническим требованиям.
Пункт 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 устанавливает, что проверка реализации методик измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляются перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа. Согласно пункту 12.1.4 ГОСТа по результатам проверки составляется акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения ГОСТ.
Заключенный сторонами договор не содержит обязанности ответчика по проведению проверок реализации методики выполнения измерений в иных случаях, помимо установленных ГОСТ Р 8.740-2011.
Ввиду отсутствия в спорный период случаев, установленных в пункте 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011, ответчик не должен был проводить проверку состояния и применения средств измерений на соответствие методики выполнения измерений (соответственно отсутствовала обязанность иметь акт реализации методики выполнения измерений).
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что на момент ввода узла учета в эксплуатацию имелись какие-либо замечания к данному узлу либо он не соответствовал действовавшим требованиям.
Ответчик пояснил, что очередные поверки средств измерений узла учета пройдены своевременно. Суды и истец не обосновали нормами действующего законодательства возникновение у элеватора обязанности провести реконструкцию узла учета либо ввести узел учета в эксплуатацию (истечение срока годности и др.).
Сославшись на разъяснения "Технического комитета по стандартизации ТК 024" от 18.01.2013 N 2 о необходимости приведения узла учета в соответствие с требованиями названного стандарта по истечении срока поверки любого средства измерений в узле учета, суды и истец не указали, какими нормативными актами установлена такая обязанность для потребителя.
При изложенных обстоятельствах выводы судов не могут быть признаны соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам, поэтому решение и постановление надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение для устранения указанных нарушений.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2019 по делу N А32-22644/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 устанавливает, что проверка реализации методик измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляются перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа. Согласно пункту 12.1.4 ГОСТа по результатам проверки составляется акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения ГОСТ.
Заключенный сторонами договор не содержит обязанности ответчика по проведению проверок реализации методики выполнения измерений в иных случаях, помимо установленных ГОСТ Р 8.740-2011.
Ввиду отсутствия в спорный период случаев, установленных в пункте 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011, ответчик не должен был проводить проверку состояния и применения средств измерений на соответствие методики выполнения измерений (соответственно отсутствовала обязанность иметь акт реализации методики выполнения измерений)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 мая 2019 г. N Ф08-3573/19 по делу N А32-22644/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3573/19
20.02.2019 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20379/18
01.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22078/18
29.01.2019 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20378/18
10.12.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22644/18