г. Краснодар |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А61-5754/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В. при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н. при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания (судья Акимцева С.А.) от заявителя - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Сикоева М.М. (доверенность от 01.01.2019); Наумовой О.С. (доверенность от 01.05.2019), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1515900318, ОГРН 1041502003674) - Озиевой И.Ю. (доверенность от 31.01.2019), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации местного самоуправления Ирафского района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1508002546, ОГРН 1021500001533), надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 26.10.2018 (судья Акимцева С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Семенов М.У.) по делу N А61-5754/2017, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) от 14.11.2017 N 15 (из дела N А61-5613/2017 требование выделено в отдельное производство с присвоением делу N А61-5754/2017).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрация местного самоуправления Ирафского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация).
Решением суда от 12.02.2018 требования удовлетворены со ссылкой на нарушения, допущенные управлением при проверке и оформлении ее результатов.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось ввиду отказа управлению в восстановлении срока подачи апелляционной жалобы и прекращения производства по апелляционной жалобе управления.
Постановлением от 27.08.2018 суд кассационной инстанции отменил решение суда от 12.02.2018, дело направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания. Суд пришел к выводу, что решение суда принято по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела.
После нового рассмотрения дела решением суда от 26.10.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2019, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предписание соответствуют положениям действующего законодательства.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.10.2019 и постановление апелляционной инстанции от 30.01.2019, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что судом неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и неправильно применены нормы материального права. Проверка проведена с грубым нарушением управлением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель управления в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, управление провело внеплановую документарную проверку общества на предмет соблюдения земельного законодательства, в ходе которой установило, что у северо-западной окраины с. Чикола Ирафского района Республики Северная Осетия-Алания с правой стороны автодороги Чикола-Хазнидон у северо-западного угла пересечения улиц Фадзаева, Дедегкаева и Степная расположен объект капитального строительства - трансформаторная подстанция (далее - ТП), на двери которой размещен знак "Тр-р 250 Ква. РУ 10 кВ", к ТП проложены линии электропередачи. Из графических и семантических сведений ЕГРН следует, что право собственности на данный объект не зарегистрировано. Кадастровые работы в отношении земельного участка, на котором расположена ТП, не проводились, данный земельный участок не поставлен на кадастровый учет. Техническое обслуживание и текущий ремонт ТП (в т. ч. замена деревянных дверей на металлические и их покраска) осуществляет общество. Правоустанавливающие документы на расположенный под ТП земельный участок (далее - спорный участок) у общества отсутствуют.
По данному факту управление составило акт от 14.11.2017 N 11 и выдало обществу предписание от 14.11.2017 N 15 о необходимости устранения нарушений земельного законодательства - в срок до 14.05.2018 оформить право на земельный участок, используемый под строением ТП ""Тр-р 250 Ква. РУ 10 кВ" или к указанному сроку прекратить его использование.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало предписание управления в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV данного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон о государственной регистрации) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Как верно установили суды, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов общества, поскольку выдано по результатам проведенной проверки по вопросу соблюдения обществом земельного законодательства, в ходе которой установлено, что общество использует земельный участок площадью 9,5 кв.м, расположенный у северо-западной окраины с. Чикола Ирафского района Республики Северная Осетия-Алания с правой стороны автодороги Чикола-Хазнидон у северо-западного угла пересечения улиц Фадзаева, Дедегкаева и Степная, на котором расположена ТП с проложенными линиями электропередачи без предусмотренных статьями 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 81 Гражданского кодекса Российской Федерации на то прав.
Вопреки доводам общества о том, что ТП ни на праве собственности, ни на каком ином вещном праве ему не принадлежит; ТП на балансе у общества не находится, а сам факт обслуживания ее обществом не является основанием для оформления прав на землю под обслуживаемым строением ТП, судебные инстанции правомерно указали, что факт использования обществом расположенного на земельном участке площадью 9,5 кв. м кирпичного строения и смонтированного оборудования подтверждается материалами дела, обществом не оспаривается. Лицом, ответственным за спорный участок, является общество, поскольку на нем находится объект электро-сетевого хозяйства, к которому присоединены электро-принимающие установки общества и который обществом эксплуатируется. На основании изложенного именно общество обязано принять меры к оформлению земельного участка.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в редакции, действовавшей в спорный период) ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности, на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
В судебном заседании кассационной инстанции представители общество сослались на непредставление обществу при реорганизации его правопредшественником правоустанавливающих документов на ТП, а также на обслуживание спорной ТП на протяжении 10 лет.
Общество не представило доказательств, подтверждающих, что в силу объективных причин оно не имело реальной возможности для своевременного истребования у правопредшественника и иных лиц документов на обслуживаемую ТП, оформления прав на нее и на земельный участок под ней, выполнения в связи с этим установленных законодательством обязанностей. На основании изложенного являются правильными выводы судов о непринятии обществом при фактической эксплуатации в собственных интересах объекта электросетевого хозяйства всех зависящих от него мер по выполнению требований действующего законодательства.
Оценив представленные сторонами доказательства и руководствуясь приведенными нормами, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание наличие у управления полномочий по проведению проверки и отсутствие у общества правоустанавливающих документов на земельный участок под ТП, обоснованно признали предписание управления законным.
Изучив доказательства, представленные в материалы дела в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что управлением в ходе проведения проверки не допущено грубых нарушений, предусмотренных статьей 20 Закона N 294-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 26.10.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 по делу N А61-5754/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.