г. Краснодар |
|
24 мая 2019 г. |
Дело N А53-19498/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Невинномысский азот" (ИНН 2631015563, ОГРН 1022603620885) - Широкова И.В. (доверенность от 10.01.2018), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шрамко А.А. (доверенность от 04.01.2019), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Невинномысский азот" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.10.2018 (судья Бутенко З.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 (судьи Новик В.Л., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу N А53-19498/2018, установил следующее.
АО "Невинномысский азот" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ОАО "РЖД" (далее - железная дорога) о взыскании 4 340 351 рубля 52 копеек неосновательного обогащения.
Решением от 04.10.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2018, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, в соответствии с положениями Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила исчисления сроков), категория скорости - большая, не применяется при перевозке грузов маршрутными отправками, следовательно, повышающий коэффициент 1,5 применен ответчиком необоснованно.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как установлено судами, истец по квитанциям о приеме груза от 16.03.2018 N ЭС 776036, от 18.03.2018 N ЭС 780523, от 21.03.2018 N ЭТ 016946, от 23.03.2018 N ЭТ 088172 передал ответчику груз для железнодорожной перевозки по маршруту станция Невинномысская - станция Новороссийск (418 км).
Согласно указанным перевозочным документам общество (грузоотправитель) выбрало одну из этих категорий скорости перевозок грузов - большую.
За перевозку грузов по названным квитанциям ответчиком начислена истцу провозная плата в сумме 11 034 576 рублей.
Полагая, что при определении размера провозной платы ответчик необоснованно использовал повышающий коэффициент 1,5, предусмотренный для перевозки грузов большой скоростью, а перевозка производилась с грузовой скоростью, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что расчет провозной платы произведен ответчиком в соответствии с выбранной и указанной обществом в накладных категории скорости перевозки грузов; нормативные сроки доставки грузов, предусмотренные для перевозки большой скоростью, ответчиком соблюдены. Нормативный срок доставки (исходя из которого истцом произведена оплата) определен на основании Правил исчисления сроков, с учетом его увеличения на операции, предусмотренные пунктом 5 указанных Правил.
В кассационной жалобе истец не оспаривает, что в перевозочных документах им выбрана категория скорости - большая, а также то обстоятельство, что перевозчиком нормативные сроки доставки грузов соблюдены, однако, по мнению заявителя, в соответствии с положениями Правил исчисления сроков, категория скорости - большая, не применяется при перевозке грузов маршрутными отправками, следовательно, повышающий коэффициент 1,5 применен ответчиком необоснованно.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Из положений пункта 4 Правил приема грузов, порожних вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила приема грузов) следует, что перевозки грузов оформляются повагонными (в том числе сборными), контейнерными (в том числе сборными и групповыми), мелкими, групповыми, маршрутными отправками, а перевозки порожних вагонов - повагонными, групповыми, маршрутными отправками.
В силу статьи 14 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозки грузов осуществляются грузовой или большой скоростью (категории скорости). Критерии определения категорий скорости перевозок грузов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Грузоотправитель выбирает одну из этих категорий скорости перевозок грузов и указывает ее в транспортной железнодорожной накладной. В случае, если перевозка груза допускается только большой скоростью, грузоотправитель должен указать данную скорость. Перечень направлений, по которым осуществляются перевозки только большой скоростью, публикуется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 2.2.2 Правил исчисления сроков грузоотправитель выбирает и указывает в накладной скорость перевозки грузов и порожних вагонов. Если соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом предусмотрена перевозка грузов только большой скоростью, грузоотправитель должен указать большую скорость.
Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила N 39), предусмотрено, что в графе "Скорость" указывается, какой категорией скорости должна осуществляться перевозка груза (грузовой или большой; пункт 2.1). Ответственность за правильность внесенных в накладную сведений несет грузоотправитель (пункт 2.25).
Таким образом, грузоотправитель указывает в железнодорожной накладной только одну из двух категорий скорости - грузовую или большую, независимо от видов отправки, предусмотренных пунктом 4 Правил приема грузов.
Указанные нормативные правовые акта не содержат исключений в выборе грузоотправителем категорий скорости для перевозки грузов маршрутными отправками.
Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (пункт 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Плата за перевозку груза российскими железными дорогами определена Прейскурантом N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), утвержденным Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 (далее - Тарифное руководство).
Пунктом 2.32.1 Тарифного руководства предусмотрено, что плата за перевозку грузов большой скоростью определяется по правилам названного Тарифного руководства с увеличением в 1,5 раза.
Таким образом, общество, указывая в накладных на осуществление перевозки большой скоростью, ошибочно исходит из того, что положения пункта 2.32.1 Тарифного руководства к спорным перевозкам неприменимы.
В силу изложенного кассационная инстанция считает, что у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
С учетом обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание изложенные в мотивировочной части решения и постановления выводы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2018 по делу N А53-19498/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 мая 2019 г. N Ф08-2582/19 по делу N А53-19498/2018