г. Краснодар |
|
27 мая 2019 г. |
Дело N А32-26739/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Гайворонской К.А. (доверенность от 10.12.2018) и Чебанова Ю.Г. (доверенность от 22.01.2019), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Южный гранит" (ИНН 2308218726, ОГРН 1152308004750), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2018 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2019 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-26739/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Южный гранит" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) от 15.06.2017 N 1.17/277Н-2 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 800 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 01.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2019, требования удовлетворены со ссылкой на наличие существенных процессуальных нарушений, допущенных министерством при производстве по делу об административном правонарушении. Суды указали, что вмененное обществу правонарушение совершено на территории Республики Адыгея и сделали вывод о том, что в рассматриваемом случае министерство неполномочно выносить постановление о привлечении общества к административной ответственности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, выводы судов противоречат фактическим обстоятельствам дела. Суды не учли, что материалы административного дела достоверно подтверждают факт совершения обществом вмененного правонарушения на территории Краснодарского края. У судов отсутствовали основания для признания оспариваемого постановления министерства незаконным как вынесенного с существенными процессуальными нарушениями.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители министерства поддержали доводы кассационной жалобы.
До рассмотрения кассационной жалобы от общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания, обоснованное невозможностью участия в судебном заседании представителя - адвоката Горишнего К.В., пребывающего с семьей в Турции с 19.05.2019 по 25.05.2019.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении ходатайства надлежит отказать, поскольку общество не представило доказательства, объективно препятствующие рассмотрению кассационной жалобы в судебном заседании, назначенном на 22.05.2019 на 12 часов 00 минут.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как видно из материалов дела, доводы министерства изложены в кассационной жалобе, доводы общества - в отзыве на кассационную жалобу.
На основании части 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении последнего о времени и месте судебного разбирательства.
В материалы дела представлены доказательства надлежащего извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания.
Судебное заседание может быть отложено по ходатайству участвующего в деле лица об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки, если признает эти причины уважительными.
Как видно из информации о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет, определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.04.2019 о назначении к рассмотрению кассационной жалобы министерства опубликовано 23.04.2019, что свидетельствует о его заблаговременном информировании о времени и месте судебного заседания, а также о том, что общество объективно располагало временем и возможностью решения вопроса о представительстве в судебном заседании суда кассационной инстанции, назначенном на 22.05.2019 на 12 часов 00 минут.
Причины неявки в судебное заседание представителей общества суд кассационной инстанции не признает уважительными и не усматривает основания для удовлетворения ходатайства общества и отложении судебного заседания.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей министерства, считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе выездных мероприятий, проведенных на территории кадастрового квартала с кадастровым номером 23:43:0427001 совместно с УЭБ ПК ГУ МВД России по Краснодарскому краю, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и маркшейдером ООО "ГеоКад-Юг", министерство установило, что на земельном участке, GPS-координаты места совершения правонарушения: N 44,983327 Е 39,074863, общество осуществляет добычу песка в отсутствие соответствующей лицензии на добычу полезных ископаемых.
По данному факту министерство составило протокол от 05.05.2017 N 1.17/КРД-7/1 и вынесло постановление от 15.06.2017 N 1.17/277Н-2 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 800 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление министерства в арбитражный суд.
Суды признали незаконным оспариваемое постановление министерства, сделав вывод о неполномочных действиях министерства, ограничившись при этом ссылкой на сведения, содержащиеся в письмах администрации муниципального образования Тлюстенхабльское городское поселение от 18.05.2017 N 04-04-210 и от 08.06.2017 N 04-01-369, письме Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 11.07.2017 N 13-123/24788).
При этом суды не устранили противоречия в сведениях относительно GPS-координат N 44,983327 Е 39,074863 размещения обеспечивающего добычу песка земснаряда (модель ЛС-27, бортовой номер судна 93-07КО), расположенного в водной акватории искусственно образованного пруда на территории кадастрового квартала с кадастровым номером 23:43:0427001.
Так, согласно письму администрации муниципального образования Тлюстенхабльское городское поселение от 08.06.2017 N 04-01-369 GPS-координаты N 44,983327 Е 39,074863 находятся в пределах границы муниципального образования "Тлюстенхабльское городское поселение".
Однако в протоколе об административном правонарушении от 05.05.2017 N 1.17/КРД-7/1 и постановлении о привлечении к административной ответственности от 15.06.2017 N 1.17/277Н-2 зафиксировано, что добыча песка осуществляется с помощью земснаряда (модель ЛС-27, бортовой номер судна 93-07КО), расположенного в водной акватории искусственно образованного пруда на территории кадастрового квартала с кадастровым номером 23:43:0427001, GPS-координаты N 44,983327 Е 39,074863 (координаты МСК-23: 472654,09 1386234,87; 472654,19 1386235,03), на территории Краснодарского края.
Суды не учли, что письмо администрации муниципального образования Тлюстенхабльское городское поселение от 18.05.2017 N 04-04-210 содержит лишь информацию о том, что границы поселения и черта населенного пункта Тлюстенхабльское городское поселение установлены в соответствии с документацией градостроительного зонирования - Генеральным планом поселения, утвержденным решением Совета народных депутатов муниципального образования Теучежский район от 27.11.2012 N 91 и Правилами землепользования и застройки Тлюстенхабльского городского поселения, утвержденными решением Совета народных депутатов муниципального образования Теучежский район от 30.12.2016 N 25. При этом документы, на которые имеется ссылка в данном письме, в материалы дела не представлены и не оценены судами в совокупности с другими доказательствами и доводами участвующих в деле лиц.
В письме от 11.07.2017 N 13-123/24788 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю сообщает о том, что земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:460 расположен в границах кадастрового округа "Адыгейский", а также о невозможности предоставления информации о расположении земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500001:460 и пересечении данного земельного участка с земельными участками, кадастровый учет которых осуществлен в границах кадастрового округа "Краснодарский", в т. ч. с земельным участком с кадастровым номером 23:43:0427001:4073. Каково доказательственное значение данного документа и как этот документ подтверждает, что общество осуществляет добычу песка на земельном участке, относящемся к землям Республики Адыгея, суды не указали.
Вывод о том, что точка пересечения координат, которой обозначено место нахождения земснаряда, располагается на территории Республики Адыгея, суды сделали со ссылкой на следующее: "_ данными публичной кадастровой карты подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 01:06:2500001:460 расположен в Адыгейском кадастровом округе, но границы его пересекаются с земельным участком кадастрового квартала 23:43:0427001".
Данный вывод противоречит всем представленным в материалы дела публичным кадастровым картам, согласно которым место нахождения земснаряда относительно актуальной границы между территориями Краснодарского края и Республики Адыгея визуально относится к территории Краснодарского края.
Как отражено в представленном в материалы дела Техническом отчете по инженерно-геодезическим изысканиям, выполненном ООО "ГеоКад-Юг" (пункт 6.2), на момент обследования земснаряд производил добычу песка со дна искусственного водоема и находился в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0427001:4073, что зафиксировано с помощью спутниковой навигационной системы, работающей в режиме реального времени в системе координат МСК-23. В приложении "Г" к данному отчету (Каталог координат GPS пунктов (СК г. Краснодара)) указаны координаты земснаряда: 472654,09 1386234,87; 472654,19 1386235,03.
Согласно представленному в материалы дела акту N 2 инструментального геодезического замера, выполненного 03.05.2017 инженером-геодезистом ООО "ГеоКад-Юг" Потапенко О.А., забор песка производился земснарядом из искусственного водоема, находящегося в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0427001:4073, что отображено на топографическом плане.
Согласно представленным в материалы дела топографическому плану и схеме расположения пульпочеков и земснаряда к Техническому отчету по инженерно-геодезическим изысканиям, выполненному ООО "ГеоКад-Юг", земснаряд не находится ни на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0427001:4073, ни на земельном участке с кадастровым номером 01:06:2500001:460 (том 1 л. д. 288, 289).
Указанные документы суды не оценили, как не оценили и иные представленные в материалы дела доказательства, в т. ч. материалы дела об административном правонарушении, Рецензию на технический отчет по инженерно-геодезическим изысканиям N 325/17 (том 1 л. д. 53 - 76), публичные кадастровые карты (том 1 л. д. 26 - 29).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Состав сведений, содержащихся в кадастровых картах, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (часть 4 статьи 12 Закона N 218-ФЗ).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.03.2016 N 145 (зарегистрирован в Минюсте России 06.05.2016 N 42033) утвержден состав сведений, содержащихся в кадастровых картах, пунктом 1 которого на публичных кадастровых картах предусмотрено воспроизводство в т. ч. границ единиц кадастрового деления, границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов.
Суды не оценили представленные материалы дела публичные кадастровые карты, не выяснили, где именно на спорных земельных участках проходит граница между субъектами Российской Федерации (Краснодарским краем и Республикой Адыгея), на земельном участке с каким кадастровым номером расположен земснаряд (посредством которого осуществляется фактическая добыча песка) и к территории какого субъекта Российской Федерации относится земельный участок, где фактически осуществляется непосредственная добыча песка (место размещения земснаряда).
Суды не выяснили, какими документами кроме письма администрации муниципального образования Тлюстенхабльское городское поселение от 08.06.2017 N 04-01-369 подтверждено, что GPS-координаты N 44,983327 Е 39,074863 находятся в пределах границы муниципального образования "Тлюстенхабльское городское поселение", не истребовав в материалы дела и не оценив в совокупности с другими доказательствами и доводами участвующих в деле лиц как Генеральный план муниципального образования "Тлюстенхабльское городское поселение", так и Генеральный план городского округа Краснодарского края г. Краснодар.
Обстоятельства отнесения земельного участка, на котором общество вело добычу песка (GPS-координаты размещения земснаряда), к территории Краснодарского края или Республики Адыгея имеют существенное значение в целях определения полномочий министерства при вынесении постановления от 15.06.2017 N 1.17/277Н-2 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежат установлению при новом рассмотрении дела.
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты при нарушении статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей совокупную оценку всех представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, по неполно установленным и исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой или апелляционной инстанций либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, в целях полного и всестороннего исследования всех обстоятельств по делу оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2019 по делу N А32-26739/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.