Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 16 августа 2023 г. N 175 "Об утверждении обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет координацию и регулирование деятельности"

 

В соответствии с пунктом 3 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537, и пунктом 7 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет координацию и регулирование деятельности.

2. Настоящий приказ действует до 29 февраля 2028 г. включительно.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя В.А. Никанорова.

 

Руководитель

Д.М. Кириллов

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2023 г.
Регистрационный N 74965

 

Утверждены
приказом Росводресурсов
от 16.08.2023 г. N 175

 

Обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет координацию и регулирование деятельности

 

1. Обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты (далее - КВО), в отношении которых Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее - требования), распространяются на подведомственные Федеральному агентству водных ресурсов организации, являющиеся правообладателями КВО, отнесенных к КВО в соответствии с критериями отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются Федеральное агентство водных ресурсов или организации, в отношении которых Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Росводресурсов от 22 ноября 2021 г. N 301 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2022 г., регистрационный N 67443) (далее - эксплуатирующая организация).

2. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС, включает:

а) на КВО федерального уровня значимости:

назначение организацией, эксплуатирующей КВО, должностных лиц из числа работников эксплуатирующей организации, ответственных за решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - уполномоченные работники);

осуществление подготовки в области защиты от ЧС руководителя и уполномоченных работников организации, эксплуатирующей КВО, в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 1 (далее - Положение N 1485);

разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС эксплуатирующей организации (далее - планы действий по ЧС);

б) на КВО регионального уровня значимости:

назначение организацией, эксплуатирующей КВО, уполномоченных работников;

осуществление подготовки в области защиты от ЧС руководителя и уполномоченных работников организации, эксплуатирующей КВО, в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения N 1485;

разработку и утверждение планов действий по ЧС;

в) на КВО муниципального уровня значимости:

назначение организацией, эксплуатирующей КВО, уполномоченных работников;

осуществление подготовки в области защиты от ЧС руководителя и уполномоченных работников организации, эксплуатирующей КВО, в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения N 1485;

разработку и утверждение планов действий по ЧС.

3. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, включает:

а) на КВО федерального уровня значимости:

создание резерватов) для ликвидации ЧС в соответствии с пунктом 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, в порядке, установленном руководителем эксплуатирующей организации 2;

проведение объектовых тренировок, предусмотренных пунктами 1 и 13 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580) (далее - Инструкция N 565);

б) на КВО регионального уровня значимости:

создание резерва(-ов) для ликвидации ЧС в соответствии с пунктом 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, в порядке, установленном руководителем эксплуатирующей организации;

проведение объектовых тренировок, предусмотренных пунктами 1 и 13 Инструкции N 565;

в) на КВО муниципального уровня значимости:

создание резерва(-ов) для ликвидации ЧС в соответствии с пунктом 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794, в порядке, установленном руководителем эксплуатирующей организации;

проведение объектовых тренировок, предусмотренных пунктами 1 и 13 Инструкции N 565.

4. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС, включает:

а) на КВО федерального уровня значимости:

создание, подготовка и поддержание в готовности к применению сил и средств 3, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;

организацию работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на КВО в зоне ЧС.

б) на КВО регионального уровня значимости:

создание, подготовка и поддержание в готовности к применению сил и средств 3, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;

организацию работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на КВО в зоне ЧС;

в) на КВО муниципального уровня значимости:

создание, подготовка и поддержание в готовности к применению сил и средств 3, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;

организацию работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на КВО в зоне ЧС.

5. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организации, эксплуатирующей КВО, и жизнедеятельности работников в ЧС, включает:

а) на КВО федерального уровня значимости:

создание в эксплуатирующей организации комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов при военных конфликтах, а также при ЧС 4 (далее - комиссия) и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости эксплуатирующей организации для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценке готовности эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации ЧС, достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации, на основании акта эксплуатирующей организации о проведении оценки готовности.

б) на КВО регионального уровня значимости:

создание в эксплуатирующей организации комиссии и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости эксплуатирующей организации для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также для оценки готовности эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации ЧС, достаточности мер по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации на основании акта эксплуатирующей организации о проведении оценки готовности;

в) на КВО муниципального уровня значимости:

создание в эксплуатирующей организации комиссии и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости эксплуатирующей организации для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также для оценки готовности эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации ЧС, достаточности мер по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации на основании акта эксплуатирующей организации о проведении оценки готовности.

6. Комиссия формируется из числа уполномоченных работников эксплуатирующей организации. К работе комиссии с учетом категорий значимости КВО по согласованию могут привлекаться:

в отношении КВО федерального уровня значимости - представители МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в отношении КВО регионального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России и других территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в отношении КВО муниципального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России и других территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

7. Оценка готовности эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточности мер по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников эксплуатирующих организаций (далее - оценка готовности) осуществляется комиссией.

8. Оценка готовности осуществляется с периодичностью:

не реже одного раза в год - для эксплуатирующей организации, эксплуатирующей КВО федерального уровня значимости;

не реже одного раза в 3 года - для эксплуатирующей организации, эксплуатирующей КВО регионального уровня значимости;

не реже одного раза в 5 лет - для эксплуатирующей организации, эксплуатирующей КВО муниципального уровня значимости.

9. Оценка готовности предусматривает:

анализ выполнения мероприятий, направленных на снижение размеров ущерба и потерь от ЧС путем проверки наличия в эксплуатирующей организации планов действий по ЧС;

анализ и оценку готовности сил и средств эксплуатирующей организации к ликвидации ЧС, включающие проверку укомплектованности уполномоченных подразделений организации и обеспеченность их необходимыми материально-техническими средствами в соответствии с актами эксплуатирующей организации;

проверку подготовки руководителя и работников эксплуатирующей организации и их готовности к действиям при ЧС, включающую проверку наличия документов, подтверждающих прохождение указанными лицами обучения в соответствии с Положением N 1485;

проверку наличия резерва(-ов), указанного(-ых) в пункте 3 требований, в соответствии с актом эксплуатирующей организации.

10. Оценка готовности проводится на основании акта эксплуатирующей организации о проведении оценки готовности, издаваемого не позднее, чем за 20 календарных дней до начала проведения оценки готовности.

Акт эксплуатирующей организации о проведении оценки готовности доводится до сведения членов комиссии, иных привлекаемых к работе комиссии лиц, указанных в пункте 6 требований, а также до заинтересованных лиц эксплуатирующей организации в 3-дневный срок с даты его издания любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

11. Критерием достаточности мер, выполненных эксплуатирующей организацией по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации, является выполнение комплекса мер, указанных в пунктах 3 и 5 требований.

12. Критерием готовности эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации ЧС является выполнение комплекса мер, указанных в пунктах 2 - 5 требований.

13. На основании сведений, полученных по результатам оценки готовности, комиссией в срок не более 2 рабочих дней после проведения оценки готовности оформляется акт, содержащий выводы о готовности (неготовности) эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации ЧС и о достаточности (недостаточности) мер, выполненных эксплуатирующей организацией по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации (далее - акт оценки готовности).

14. Акт оценки готовности составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. В случае наличия разногласий между членами комиссии, возникших в ходе проведения оценки готовности, решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.

В случае несогласия члена комиссии с выводами, указанными в акте оценки готовности, он письменно излагает особое мнение, которое приобщается к акту оценки готовности и является его неотъемлемой частью.

15. В случае привлечения к работе комиссии иных лиц, указанных в пункте 6 настоящих требований, копия акта оценки готовности направляется в их адрес в течение 5 дней со дня подписания акта оценки готовности любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

16. Акт оценки готовности хранится в эксплуатирующей организации.

 

------------------------------

1 В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.

2 В соответствии с абзацем шестым пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.

3Подпункт "в" части первой статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

4 В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 ГОСТ Р 22.2.12-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения", введенного в действие приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 г. N 645-ст (M., "Стандартинформ", 2020).

 

Росводресурсы установило обязательные требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от ЧС. Они распространяются на эксплуатирующие их организации, деятельность которых регулирует Агентство.

В частности, прописан комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, по ликвидации ЧС, по обеспечению устойчивости функционирования организаций и жизнедеятельности сотрудников в ЧС.

Приказ действует до 29 февраля 2028 г.

 

Приказ Федерального агентства водных ресурсов от 16 августа 2023 г. N 175 "Об утверждении обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет координацию и регулирование деятельности"

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2023 г.
Регистрационный N 74965

 

Вступает в силу с 5 сентября 2023 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно

 

Опубликование:

официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 25 августа 2023 г. N 0001202308250023