г. Краснодар |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А32-38464/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2019 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - публичного акционерного общества "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518) и заинтересованного лица - Управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 54184 2, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Газпром" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2018 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 (судьи Соловьёва М.В., Ильина М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-38464/2018, установил следующее.
ПАО "Газпром" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 23.08.2018 N 387-Л/2018 о привлечении к ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 200 тыс. рублей штрафа за самовольное занятие лесного участка.
Решением суда от 22.11.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.02.2019, в удовлетворении требования отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного состава правонарушения, соблюдением порядка производства по делу об административном правонарушении, срока давности привлечения к ответственности и отсутствием оснований для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, удовлетворить требование.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что дополнительным соглашением от 17.05.2017 к договору аренды лесного участка от 22.05.2014 N 29/14 стороны утвердили расчет арендной платы на 2018 год, а не до прекращения договора аренды (21.05.2018), что свидетельствует о том, что арендатор подтвердил свое волеизъявление на продолжение права землепользования в 2018 году. Договорные отношения между сторонами не прекращены, а продлены на неопределенный срок (часть 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс)). Ссылка на возможность продления договора аренды только через процедуру аукциона неправомерна. Управление своими действиями сохраняет договорные отношения между сторонами. В связи с этим общество имело правовые основания для использования лесного участка. Считает пропущенным срок давности привлечения к ответственности.
Отзыв на жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 16.07.2018 в 14 часов 15 минут в Новороссийском лесничестве, Гостагаевском участковом лесничестве в квартале 40А части выдела 8, в квартале 17А части выдела 28, в квартале 38А части выдела 25 на основании служебного письма министерства от 29.05.2018 N 202-06.3-15710/18 установлено, что по общество в нарушение пункта 3.4.13 договора аренды лесного участка от 22.05.2014 N 29/14 не передало министерству предоставленный участок по акту приема-передачи (возврата).
По состоянию на 16.07.2018 лесной участок по названному договору, срок действия которого истек 21.05.2018, используется обществом самовольно без разрешительных документов.
По данному факту ГКУ КК "Комитет по лесу" составил в отношении общества протокол об административном правонарушении N 002686 по статье 7.9 Кодекса. Постановлением управления от 23.08.2018 N 387-Л/2018 общество привлечено к ответственности по статье 7.9 Кодекса в виде взыскания 200 тыс. рублей штрафа за самовольное занятие лесного участка.
Общество обжаловало постановление в арбитражный суд.
Статьей 7.9 Кодекса установлена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Объектом данного правонарушения выступают лесные участки, право пользования ими. Объективной стороной правонарушения является совершение активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, то есть в фактическом его владении.
Под самовольным занятием лесного участка понимается пользование чужим лесным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе в области организации, использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (пункты 1 и 6 статьи 83 Лесного кодекса).
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено названным Кодексом.
К правоотношениям по использованию лесов применяются положения, предусмотренные статьей 71 Лесного кодекса. Данной нормой установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной собственности, представляются лесопользователям - юридическим лицам по договорам аренды.
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что министерство (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности от 22.05.2014 N 29/14 на срок по 21.05.2018 (раздел 7 договора).
Основания прекращения договора урегулированы разделом 6 договора, согласно которому договор прекращает действие в случаях, предусмотренных гражданским законодательством и настоящим договором. Договор прекращается при его расторжении, а также в связи с истечением срока действия договора (21.05.2018). До момента подписания акта приема-передачи лесных участков в связи с прекращением, расторжением настоящего договора арендатор уплачивает арендную плату по договору (пунктами 6.1, 6.3. и 6.4). Таким образом, по истечении срока его действия он прекращается, а оплата арендной платы осуществляется арендатором в соответствии с условиями договора до момента возврата лесного участка по акту приема-передачи.
Управление направило обществу письмо от 29.05.2018 N 202-06.3-15710/18-29.05.18 с информацией об истечении срока действия ряда договоров и невозврате арендатору по акту приема-передачи (возврата) лесных участков, рекомендовало обществу в случае намерения эксплуатировать построенные линейные объекты оформить право пользования лесными участками. Обществу в срок до 30.06.2018 рекомендовано обратиться в управление с соответствующими заявлениями для надлежащего оформления права пользования лесными участками (л. д. 108, 109 т. 1).
Суд расценил это письмо управления выражением его волеизъявления на возврат арендованных обществом лесных участков в связи с истечением договоров аренды лесных участков либо в предложенный срок оформить в установленном порядке права пользования ими.
В связи с этим суд счел неприменимой ссылку общества на часть 2 статьи 621 Гражданского кодекса, поскольку управлением этим письмом возразило по поводу использования лесного участка за пределами срока действия договора.
Проверяя довод общества о продлении срока аренды в связи с заключением участниками соглашения дополнительного соглашения от 17.05.2017 к договору аренды от 22.05.2014 N 29/14, суд указал, что оно изменения в раздел 6 договора не вносило.
По этой причине график платежей арендной платы (приложение N 1 к дополнительному соглашению), исходя из которого арендная плата вносится вплоть до декабря 2018 года, признан судом не изменяющим ранее согласованные сторонами условий о прекращении договора аренды. График составлен с учетом пункта 6.4 договора. Поскольку возврат лесного участка по акту приема-передачи общество не осуществило, арендная плата подлежит уплате в силу пункта 6.4 договора.
Общество в нарушение пункта 3.4.13 договора в установленные сроки не возвратило по акту приема-передачи лесные участки в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесных участков, установленных проектом освоения лесов на момент завершения пользования.
По состоянию на 16.07.2018 лесные участки использовались обществом самовольно без разрешительных документов.
Суд апелляционной инстанции отметил, что возможность продления договора аренды лесного участка без проведения процедуры аукциона исключается, поскольку приоритетным является требование о соблюдении публичных процедур, установленных статьей 74 Лесного кодекса, без которых срок аренды не может увеличиваться и договор аренды, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Этот вывод противоречит пункту 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса, которым предусмотрена возможность заключение договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в определенных статьями 36, 43 - 45 Кодекса случаях.
В частности, статья 45 Лесного кодекса регламентирует использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Согласно пункту 1.5 договора аренды арендатору передаются лесные участки для использования в целях и объемах согласно приложению N 3.
Общество указывает, что спорный договор аренды заключен в целях строительства линейных объектов: "Южно-Европейский газопровод. Участок "Писаревка - Анапа", км 768,5 - км 817", "Южно-Европейский газопровод. Участок "Починки - Анапа", км 1570,5 - км 1619" в составе стройки "Расширение ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток"".
В рамках дела N А32-25256/2016 по иску управления к обществу о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка от 22.05.2014 N 29/14 и его расторжении, установлено, что на арендованных обществом лесных участках в спорный период осуществлялась эксплуатация линейных объектов. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.02.2017 управлению отказано в удовлетворении требований по мотиву аренды спорного земельного участка с 2016 года (акты о приемке в эксплуатацию линейных объектов, построенных на спорном участке, от 31.12.2015) для целей эксплуатации построенных линейных объектов, а не их строительства.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На наличие на арендованных участках построенных линейных объектов указано и в письме управления от 29.05.2018 N 202-06.3-15710/18-29.05.18.
Поскольку общество на арендованных лесных участках осуществляло в период проведения управлением проверки эксплуатацию линейных объектов, проведение торгов для заключения договоров аренды лесных участков в силу статьи 45, пункта 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса не требуется.
Суд счел соблюденным порядок привлечения общества к ответственности, не установил оснований для применения положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса. Обществу назначен штраф в минимальном пределе санкции вмененной статьи Кодекса.
Довод общества о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности суд отклонил.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса).
Суд указал, что в рассматриваемом случае днем выявления нарушения является 16.07.2018 (день проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении), обжалуемое постановление вынесено 23.08.2018, в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Выводы суда о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса, основаны на неправильном применении норм права к установленным им обстоятельствам.
Так, в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 N 308-АД16-13378, 03.10.2016 N 308-АД16-5136, 29.08.2016 N 308-АД15-19368 сформирован правовой подход, в силу которого отсутствие регистрации права на использование земельного участка в установленном порядке не образует состава административного правонарушения, объективная сторона которого состоит в таких деяниях, как самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Отнесение спорного участка к категории земель лесного фонда не является основанием для неприменения сформированного правового подхода при рассмотрении вопроса о наличии в действиях общества вмененного ему правонарушения.
В рассматриваемом случае общество пользовалось спорным лесным участком и самовольного занятия его не осуществляло. Его использование при отсутствии воли собственника лесного участка обществу, исходя из дополнительного соглашения, подписанного самим управлением, как и в обжалуемом постановлении управления, не вменяется.
Управление вменяет обществу использование лесного участка "без разрешительных документов".
При этом, как следует из письма управления, оно само предлагает обществу оформить право пользования лесным участком для целей эксплуатации линейного объекта, расположенного на спорном участке. Установив факт использования обществом спорного лесного участка для строительства линейного объекта и размещения на этом участке соответствующего инженерного оборудования, управление, тем не менее, признает общество самовольно занявшим этот лесной участок.
Диспозиция статьи 7.9 Кодекса не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
В связи с этим вменяемое товариществу деяние не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса (применительно к установленным судом фактическим обстоятельствам - самовольное использование лесных участков для других целей без специальных разрешений на их использование).
Поскольку выводы суда об установленных им фактических обстоятельствах дела соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, а выводы о наличии в действиях общества вмененного ему правонарушения, - основанными на неправильном применении норм права, кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а требования общества - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.11.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А32-38464/2018 отменить.
Постановление Управления лесного хозяйства Минприродресурсов Краснодарского края от 23.08.2018 N 387-Л/2018 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 мая 2019 г. N Ф08-3489/19 по делу N А32-38464/2018