г. Краснодар |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А20-1878/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шидовой Ариты Хазешевны (ИНН 070205631001, ОГРНИП 316072600077586) и заинтересованных лиц - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0718000014, ОГРН 1040700252856), Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.09.2018 (судья Дабагова Л.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А20-1878/2018, установил следующее.
ИП глава КФХ Шидова А.Х. (далее - предприниматель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконными действий МИФНС России N 2 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) по выдаче справки N 31349 по состоянию на 02.10.2017 с указанием о наличии задолженности по страховым взносам; признании незаконным решения конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство), изложенного в уведомлении от 29.12.2017 N 32 об отказе в предоставлении государственной услуги (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 19.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.03.2019, суд восстановил предпринимателю процессуальный срок на обращение в суд с заявлением, удовлетворил заявленные предпринимателем требования.
Судебные акты мотивированы тем, что у министерства отсутствовали основания для отказа предпринимателю в участии в конкурсе на предоставление гранта на создание и развитие КФХ, поскольку на момент обращения предпринимателя с заявкой на участие в программе поддержки начинающих фермеров, у него отсутствовала задолженность по налогам и сборам, при этом представление выписки из ЕГРИП правилами предоставления гранта начинающим фермерам не предусмотрено.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов в обжалуемой части, установил следующее.
Как видно из материалов дела, 02.10.2017 предприниматель обратился в министерства с заявкой на участие в программе "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015 - 2017 годов" в соответствии с Правилами предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденными постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.02.2017 N 23-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Правила N 23-ПП).
Уведомлением от 29.12.2017 N 32 министерство отказало предпринимателю в предоставлении гранта по причине несоответствия представленных предпринимателем документов требованиям Правил N 23-ПП. Основанием для отказа послужило наличии у предпринимателя задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, что подтверждено справкой налогового органа (л. д. 22, том 1).
Полагая, что действия налогового органа по выдаче справки с указанием задолженности по налогам и действия министерства по отказу в предоставлении государственной услуги, являются незаконными, предприниматель 26.04.2018 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий инспекции по выдаче справки N 31349 по состоянию на 02.10.2017 с указанием задолженности по страховым взносам; признании незаконным решения министерства, изложенного в уведомлении от 29.12.2017 N 32 об отказе в предоставлении государственной услуги.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Поскольку судебные акты не обжалуются в части признания незаконными действий инспекция по выдаче справки N 31349 по состоянию на 02.10.2017 с указанием о наличии задолженности по страховым взносам, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность судебных актов в части признания незаконным решения министерства, изложенного в уведомлении от 29.12.2017 N 32 об отказе в предоставлении государственной услуги.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в том числе, физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Частью 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.
Правилами N 23-ПП установлен порядок и условия предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
В силу пункта 5 Правил N 23-ПП грант предоставляется начинающим фермерам, отвечающим условиям, определенным в указанном пункте, в том числе, если КФХ не имеет на дату представления документов на получение гранта неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 7 раздела 2 Правил N 23-ПП для участия в конкурсном отборе начинающий фермер подает в конкурсную комиссию по отбору КФХ на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров и на создание и развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ, образуемую министерством, прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью (при ее наличии) и подписью документы, в том числе справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, выданную УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике не ранее 30 календарных дней до даты подачи заявления о предоставлении гранта (представляется по собственной инициативе).
В соответствии с пунктом 7 "л" министерство самостоятельно запрашивает в УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике на дату представления документов выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРИП) и сведения о состоянии расчетов по налогам, сборам и страховым взносам в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2016 N 2326-р "Об утверждении перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления" в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов на рассмотрение (в случае непредставления указанных документов по инициативе главы крестьянского (фермерского) хозяйства).
Суды установили, что 02.10.2017 предприниматель обратился в министерство с заявлением о предоставлении гранта на поддержку начинающих фермеров. В связи с отсутствием в приложенном к указанному заявлению пакете документов справки налогового органа об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, министерство направило в налоговую службу межведомственный запрос, в ответе на который налоговый орган сообщил о наличии у предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов по состоянию на 02.10.2017, что подтверждено справкой налогового органа N 31349 по состоянию на 02.10.2017 (л. д. 25, том 1).
Доказательства того, что на дату подачи заявки, а также до вынесения министерством решения об отказе в предоставлении гранта предприниматель представил министерству сведения об отсутствии у него задолженности по налоговым платежам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, а также того, что министерство располагало иной информацией об отсутствии у предпринимателя задолженности, в материалы дела не представлены. Не установлены такие обстоятельства и судебными инстанциями при рассмотрении данного дела.
Сделав вывод об отсутствии у министерства оснований для отказа предпринимателю в предоставлении гранта, судебные инстанции, сославшись на статью 45 Налогового кодекса Российской Федерации и представленные предпринимателем при рассмотрении данного дела доказательства, исходили из того, что обязанность по уплате страховых взносов фактически исполнена предпринимателем 25.09.2017, что подтверждается чеками-ордерами от 25.09.2017, независимо от того, что при заполнении платежного документа предприниматель неправильно указал код ОКАТО, в связи с чем у предпринимателя отсутствовала недоимка. Суды также сделали вывод об отсутствии у предпринимателя недоимки по пени по ЕСХН.
Вместе с тем, суды не установили и в материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанные обстоятельства, а именно об отсутствии у предпринимателя недоимки на дату подачи заявки, были известны министерству при рассмотрении заявки предпринимателя.
Как видно из материалов дела, на момент вынесения решения, изложенного в уведомлении от 29.12.2017 N 32 об отказе в предоставлении государственной услуги, министерство не располагало иной информацией о состоянии расчетов предпринимателя с бюджетом по налоговым обязательствам, кроме отраженной в справке инспекции от 02.10.2017. Доказательства обратного предприниматель не представил.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 23-ПП к участию в конкурсном отборе начинающий фермер не допускается, если он не соответствует требованиям, указанным в пункте 5 Правил N 23-ПП.
При подаче заявки предприниматель по собственной инициативе не представил справку налогового органа об исполнении им обязанности по уплате налогов, сборов, страховых платежей, пени, штрафов и отсутствии задолженности, тогда как такое право предоставлено ему пунктом 7 Правил N 23-ПП.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предприниматель самостоятельно не представил министерству справку налогового органа об отсутствии у него задолженности по налогам и сборам, а полученная министерством по межведомственному запросу справка от 02.10.2017 N 31349 налогового органа содержала сведения о наличии у предпринимателя задолженности, у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного предпринимателем требования о признании незаконным решения министерства, изложенного в уведомлении от 29.12.2017 N 32, об отказе в предоставлении государственной услуги.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применены нормы материального права.
Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, однако, неправильно применили нормы матриального права, суд округа считает возможным отменить судебные акты в обжалуемой части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя о признании незаконным решения министерства об отказе в предоставлении государственной услуги. С учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене подлежат судебные акты и в части взыскания с министерства государственной пошлины в пользу предпринимателя.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.09.2018 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2019 по делу N А20-1878/2018 отменить в части признания незаконным решения Конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, изложенное в уведомлении от 29.12.2017 рег. N 32 об отказе в предоставлении государственной услуги - предоставление гранта индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шидовой Арите Хазешевне и в части взыскания с Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в пользу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шидовой Ариты Хазешевны 150 рублей расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении требования в указанной части отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.