Гражданка Российской Федерации была вынуждена уволиться с работы в ноябре 2001 года по семейным обстоятельствам, выписаться по прежнему месту жительства и уехать в Украину. В мае 2002 года гражданка возвратилась в Российскую Федерацию и проживала временно без прописки на съемной квартире. В августе 2002 года она устроилась на работу в школу, о чем имеется отметка в трудовой книжке. При этом с ее заработной платы бухгалтерия стала удерживать налог на доходы физических лиц по ставке 30%, так как согласно данным паспортного стола регистрация гражданки была осуществлена 4 сентября 2002 года. Других документов, подтверждающих факт ее пребывания на территории Российской Федерации, представлено не было. Правомерно ли применение в рассматриваемой ситуации налоговой ставки в размере 30%?
В соответствии со ст.11 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации достаточно находиться на ее территории не менее 183 дней в течение любого промежутка времени, начинающегося или заканчивающегося в отчетном календарном году.
Уточнение налогового статуса налогоплательщика - резидента Российской Федерации (определение количества дней) производится по итогам календарного года или на дату фактического завершения пребывания гражданина в текущем году на территории Российской Федерации.
При определении срока нахождения физического лица на территории Российской Федерации следует руководствоваться ст.6.1 НК РФ, которой установлено, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Следовательно, период нахождения на территории Российской Федерации определяется со следующего дня после приезда физического лица на территорию Российской Федерации по день отъезда включительно.
Количество дней нахождения граждан на территории Российской Федерации определяется на основе данных их регистрации по месту пребывания в Российской Федерации. Никакие другие обстоятельства, в том числе и гражданство Российской Федерации, при определении статуса налогового резидента во внимание не принимаются.
Даты отъезда и прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.
Следовательно, физическим лицам, выезжающим за пределы Российской Федерации, при получении доходов от источников в Российской Федерации для подтверждения факта постоянного местопребывания на территории Российской Федерации необходимо представить свидетельство о регистрации по месту их проживания и иные документы, подтверждающие статус налогового резидента Российской Федерации. В таком случае налогообложение их доходов, полученных на территории Российской Федерации, будет производиться по налоговой ставке 13%. В случае нахождения на территории Российской Федерации менее 183 дней в году применяется ставка в размере 30% в соответствии с п.2 ст.224 НК РФ.
Из вопроса следует, что гражданка зарегистрирована на территории Российской Федерации 4 сентября 2002 года. Других документов, подтверждающих факт ее постоянного пребывания на территории Российской Федерации (более 183 дней), в бухгалтерию организации предъявлено не было. В связи с этим с заработной платы налог на доходы физических лиц в 2002 году должен удерживаться по ставке 30%.
Т.В. Гаврилова
1 июля 2003 г.
"Налоговый вестник", N 7, июль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1