г. Краснодар |
|
31 мая 2019 г. |
Дело N А20-5913/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства промышленности торговли Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0725010768, ОГРН 1130725000141) - Желихажевой Т.Х. (доверенность от 03.12.2018), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Лицензиат 1" (ИНН 2635218074, ОГРН 1162651056149) - Губиной С.Ю. (доверенность от 01.04.2019), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лицензиат 1" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.01.2019 (судья Газаев Х.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А20-5913/2018, установил следующее.
Министерство промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении ООО "Лицензиат 1" (далее - общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 31.01.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.03.2019, суд привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса в виде 100 тыс. рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением министерством порядка производства по делу об административном правонарушении, отсутствием оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного, а также для замены штрафа на предупреждение.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, кассационную жалобу общества удовлетворить. Податель кассационной жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции нарушил нормы материального и процессуального права. По мнению общества, постановление суда апелляционной инстанции содержит недостоверную информацию в части указания на отсутствие в судебном заседании представителей общества, тогда как представители общества Пащенко К.И. и Симоненков В.И. принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции; суд апелляционной инстанции не отразил в постановлении и не оценил доводы общества, приведенные его представителями в судебном заседании, в том числе доводы об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, а также о возможности применения положений статей 3.4 и 4.1.1 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Лицензиат 1" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1162651056149 с 17.03.2016, ИНН 2635218074 по адресу: 355000, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 14 "Б".
Министерство в рамках контрольных мероприятий провело проверку деятельности общества на предмет соблюдения лицензионных требований при обороте алкогольной и спиртосодержащей продукций, в ходе которой выявило факт осуществления обществом розничной продажи алкогольной продукции на основании лицензии от 04.05.2018 N 07МЕ001761 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, сроком действия до 14.03.2019, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N171-ФЗ).
Министерство установило, что общество на основании договора аренды недвижимого имущества от 03.08.2016 N 34-М использовало в своей деятельности магазин площадью 68,2 кв. м, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Прохладный, ул. Боронтова, 167/3. На основании договора субаренды недвижимого имущества (нежилого помещения) от 13.09.2016 N 34-М суб общество передало в субаренду часть нежилого помещения (общей площадью 62,2 кв. м), расположенного по вышеуказанному адресу, гражданину Кравченко А.И., в связи с чем оставшаяся в пользовании общества площадь нежилых помещений составила 6 кв. м, что является нарушением требования статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
По факту выявленного правонарушения министерство составило в отношении общества протокол от 22.11.2018 N 23 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17 Кодекса, и в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тыс. до 150 тыс. рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Судебные инстанции исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по данному делу обстоятельствам правильно применили нормы Закона N 171-ФЗ, Кодекса и сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения. При этом судебные инстанции обоснованно исходили из того, что представленными в материалы дела доказательствами, в том числе материалами административного дела подтверждается осуществление обществом розничной продажи алкогольной продукции в помещении общей площадью менее 50 кв. м, то есть с нарушением, предусмотренного абзацем 1 пункта 6 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, лицензионного требования.
Суды обоснованно указали, что сам по себе факт использования обществом площади, составляющей менее 50 кв. м, свидетельствует о нарушении установленных лицензионных требований.
В силу абзаца 1 пункта 6 статьи 16 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции
Требование о наличии у организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарного торгового объекта с параметрами, указанными в пункте 6 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, является лицензионным.
Таким образом, лицензия не подлежит выдаче при несоответствии площади, предназначенной для осуществления розничной продажи алкогольной продукции, находящейся у организации в собственности (на ином вещном праве) или в долгосрочной аренде.
Из пункта 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ следует, что закон устанавливает у соискателя лицензии в качестве условия для получения лицензии наличие в фактическом владении и пользовании помещения в целях реализации алкогольной продукции.
По смыслу статей 2 и 18 Закона N 171-ФЗ лицензируется вид деятельности. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст, различает экономическую деятельность по сдаче имущества в аренду и розничную торговлю.
Деятельность, связанная со сдачей в аренду имущества, соответствует коду по ОКВЭД ОК 029-2014 68.20 "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом", по розничной торговле - коду 47.11. Таким образом, при сдаче лицензируемого объекта в аренду у лицензиата происходит смена вида экономической деятельности по данному имуществу, поскольку в целях осуществления деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией общество не использует переданное иному лицу имущество, что учтено судебными инстанциями.
Установленные пунктом 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ положения относятся к стационарному торговому объекту и складским помещениям, которые должны находиться у организации в собственности (на ином вещном праве) или в долгосрочной аренде и в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
С момента передачи указанного имущества, если остающейся во владении лицензиата лицензируемый объект по площади меньше, чем установлено пунктом 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ в целях розничной продажи алкогольной продукции, нарушаются условия выдачи лицензии на осуществление такой деятельности.
Соответственно, передача части указанной площади в субаренду влечет уменьшение общей площади, при этом общество хоть и остается титульным владельцем помещения, но правомочия фактического владения помещением и пользования передает иному лицу в рамках договора субаренды.
Доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения требований, установленных Законом N 171-ФЗ, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии в действиях общества вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса, что обоснованно учтено судебными инстанциями.
При указанных обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса. Административный штраф назначен обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.17 Кодекса.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для выполнения лицензионных условий и требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Исследовав довод общества о применении части 1 статьи 4.1.1 Кодекса и замене назначенного ему штрафа на предупреждение, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований, в данном случае, для применения статьи 4.1.1 Кодекса и замены предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса административного штрафа на предупреждение, установив, что совершенное обществом правонарушение, а именно нарушение обществом лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции. С указанным выводом согласился суд апелляционной инстанции, оставив без изменения решения суда, в том числе в части вывода об отсутствии оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса.
Суд кассационной инстанции учитывает, что возможность применения статей 3.4 и 4.1.1 Кодекса и замены административного штрафа на предупреждение является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 Кодекса. В данном случае, такая совокупность обстоятельств не установлена. Доказательства обратного общество не представило.
Доводы общества о неуказании судом апелляционной инстанции во вводной части постановления фамилий представителей общества, присутствовавших в судебном заседании, не является безусловным основанием для отмены указанного судебного акта, не повлияло на законность принятого судом апелляционной инстанции судебного акта.
В соответствии со статьей 179 Арбитражного кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, в частности по заявлению лица, участвующего в деле, вправе исправить допущенные в судебном акте описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания. Общество не обращалось в суд апелляционной инстанции с заявлением об исправлении допущенных описок, опечаток, что подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции его представителем.
То обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо доводы участвующего в деле лица, не свидетельствует о том, что данные доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261).
Ссылка заявителя жалобы на судебные акты по другим делам не подтверждает нарушение единообразия в толковании и применении норм права, поскольку выводы судов по каждому делу связаны с оценкой представленных сторонами доказательств.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.01.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 по делу N А20-5913/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции учитывает, что возможность применения статей 3.4 и 4.1.1 Кодекса и замены административного штрафа на предупреждение является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 Кодекса. В данном случае, такая совокупность обстоятельств не установлена. Доказательства обратного общество не представило.
...
В соответствии со статьей 179 Арбитражного кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, в частности по заявлению лица, участвующего в деле, вправе исправить допущенные в судебном акте описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания. Общество не обращалось в суд апелляционной инстанции с заявлением об исправлении допущенных описок, опечаток, что подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции его представителем."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 мая 2019 г. N Ф08-3906/19 по делу N А20-5913/2018